РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Обоснование подходов к формированию финансовой грамотности у
детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Практический опыт формирования финансовой грамотности в зарубежных и российских исследования 15
1.3. Практико-теоретическое обоснование предложений формирования
финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Краткая организационная характеристика и анализ деятельности в МБДОУ № 265 37
2.2. Условия апробации программы по формированию финансовой
грамотности у детей младшего дошкольного возраста 47
2.3. Анализ результатов реализации программы по формированию финансовой грамотности в МБДОУ № 265 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность работы: значимость вопросов повышения уровня финансовой грамотности населения, является объектом пристального внимания со стороны Российской Федерации. Федеральный компонент реализует образовательные программы по развитию финансовой грамотности, направленные на обучение различных слоев населения, включая дошкольников.
Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения повышения финансовой грамотности населения.
Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации [40].
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2023 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Целью Стратегии - ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели - создание основ для развития финансового грамотного поведения.
При этом эффективному развитию национальной стратегии
препятствует недостаток знания и навыков в области финансовой
грамотности у детей дошкольного возраста. Это связано с отсутствием методических рекомендаций у воспитателей в дошкольных образовательных 3
организациях и недостаточным объемом исследований в данной области.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.
Проблема исследования: не определены подходы к формированию финансовой грамотности. Отсутствие методических рекомендаций у педагогов и родителей по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 265».
Предмет исследования: процесс формирования финансовой
грамотности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать программу и рекомендации для работы педагогам и родителям, определить подходы к формированию финансовой грамотности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 265 г. Красноярск.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику, обосновать подходы к формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста в образовательном учреждении.
2. Разработать программу и определить подходы к формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать рекомендации педагогам и родителям по формированию финансовой грамотности у детей.
4. Разработать пути реализации формирования финансовой грамотности, у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, нормативной и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, Swot-анализ, Pest- анализ;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, мониторинг.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 265» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».
Научные результаты:
1. Определены подходы к формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста и практический опыт в зарубежных и российских исследованиях...
Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше знаний, тем большее количество методов и подходов можно использовать. Чтобы улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы повышения финансовой грамотности
Создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. В ходе работы была проанализирована научная, педагогическая и методическая литература по теме формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что финансовая грамотность позволяет эффективно и осознанно управлять финансами, что имеет большое значение в повседневной жизни. Само понятие финансовой грамотности является сложным.
Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Мировой опыт реализации программ по развитию финансовой грамотности показал, что ведущую роль в этом вопросе играет государственная политика. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране.
В России программы по финансовой грамотности только набирают
свою силу. Их особенностью является как национальное законодательство, так и национальный менталитет, который необходимо учитывать при реализации.
Одной из сфер внедрения программ по формированию финансовой грамотности является система образования. Сегодня проводится много мероприятий по данной теме: семинары, факультативы, конкурсы, классные часы. Все эти мероприятия позволяют заложить основы финансовой грамотности.
Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества.
В результате работы над данной темой была разработана программа по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Изучение программы способствует формированию основ финансовой грамотности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. Программы по формированию финансовой грамотности
предназначена для ознакомительной и просветительной работы с детьми дошкольной организации, для укрепления знаний по финансовой грамотности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем...
1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. - М., Педагогика, 2016.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание младших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. 103с.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.
4. Ботько А.В. Экономическое воспитание дошкольникой в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч.1/ А.В. Ботько - Гродно/ «гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. - 94с.
5. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 2016.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
7. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. -128с.
8. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96с.
9. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей младшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2014.- 20с.
10. Грама Н.Г. Обучение основам экономического воспитания детей дошкольного возраста / Наша школа, 2003. №2. - 62с.
11. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: «Скрипторий 2003», 2010. - 104с.
12. Голицына Н.С. Система методической работы в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120с.
13. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Методические рекомендации. М.: «Просвещение», 2016. 230с.
14. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - 2017. - 176с.
15. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 144с...62