Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ 10
1.1. Проблема сиротства в педагогической науке и психолого-педагогические
особенности приемных детей, имеющих речевые нарушения 10
1.2. Особенности развития и адаптации детей-сирот, имеющих речевые
нарушения, в приемных семьях 18
1.3. Организационно-педагогические условия подготовки родителей к
логопедическому сопровождению приемных детей, имеющих речевые
нарушения 26
Выводы по главе I 35
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ 37
2.1. Диагностическое исследование особенностей речевых нарушений
приемных детей 37
2.2. Реализация организационно-педагогических условий подготовки родителей к логопедическому сопровождению приемных детей, имеющих
речевые нарушения 52
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 61
Выводы по главе II 71
Заключение 73
Библиография 75
Приложения 82
Актуальность исследования. Главным источником передачи детям социально-исторического опыта, к которому относятся эмоциональные и деловые отношения между окружающими людьми, является семья. Достаточно тяжелым несчастьем для ребенка может являться потеря семьи и семейных уз, что может сказаться на его дальнейшей судьбе.
Личность, несомненно, развивается только тогда, когда она может быть социально адаптирована к экономической, политической, культурно-демографической ситуации. Факторами, которые оказывают отрицательное влияние на развитие личности ребенка, затрудняют его потенциальное развитие возможностей, радикально меняют его судьбу, влияют на социализацию, являются последующая смена учреждений и позднее усыновление. Учреждения, которые занимаются воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставят перед собой цель интегрировать их в общество.
По актуальным данным Голиковой Татьяны Алексеевны, заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики, по сравнению с 2020 годом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России в 2021 году уменьшилось на 6 %. В большинстве случаев можно сделать вывод, что это связано с тем, что в течение последних лет усиливаются тенденции предпочтения семейных форм устройства таких детей.
Как показывают данные социологических исследований, до 70 % детей, оставшихся в силу разных обстоятельств без попечения родителей, имеют различного рода нарушения психофизического развития. Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, испытывают большие затруднения в дифференциации этиологии нарушений. Если говорить о факторах, которые могут являться первопричиной дефекта - это социальные или биологические факторы, а также их совмещение. Как показывает практика, медицинские карты детей- сирот из неблагополучных семей, которые поступают в учреждения, чаще всего теряются. В этой связи узнать особенности перинатального и младенческого этапов развития ребенка, которые могли бы помочь установить механизм развития ребенка, не представляется возможности. Превалирующее число детей дошкольного и младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей, имеют те или иные речевые нарушения. При дальнейшем устройстве таких детей в приемную семью возникает ряд сложностей, связанных с неготовностью приемных родителей к осуществлению эффективного логопедического сопровождения детей с нарушениями речи. Исходя из вышесказанного, проблема обеспечения оптимального логопедического сопровождения приемных детей, имеющих речевые нарушения, и подготовка родителей к данному сопровождению является актуальной...
Психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключаются в том, что они отличаются от сверстников, воспитывающихся в семье. Данные особенности зачастую проявляются в нарушениях речевых функций, моторного, интеллектуального и психического развития.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют специфические особенности речевого развития: односложные ответы на вопросы, использование указательных местоимений и нераспространенных предложений, редкое употребление прилагательных, глаголов и наречий, медленное овладение экспрессивной речью, обусловленные факторами наследственности и неблагоприятным социально-бытовым окружением.
Ребенок-сирота, который находится в условиях приемной семьи, приспосабливается к родителям, к новым жизненным условиям, семейным традициям, укладу жизни. Для приемных детей с речевыми нарушениями характерны следующие особенности развития и адаптации: негативное восприятие своего нарушения, нерешительность, низкая самооценка, трудности включения в общение, переживания за успехи в различных видах деятельности, нежелание участвовать в проведении совместного досуга, трудности выстраивания коммуникации с окружающими людьми.
На основе анализа трудов М.Р. Битяновой и Л.М. Шипицыной под логопедическим сопровождением приемных детей мы понимаем коррекционно-развивающий процесс, который заключается в осуществлении помощи семье, и включает в себя определенные взаимосвязанные элементы. Основной целью логопедического сопровождения является создание условий, способствующих благоприятному развитию речи приемных детей, имеющих речевые нарушения.
В рамках исследовательской деятельности были разработаны организационно-педагогические условия подготовки родителей к логопедическому сопровождению приемных детей, имеющих речевые нарушения: включение родителя в логопедические занятия с ребенком в качестве активного субъекта коррекционной работы; использование разработанных презентаций для выполнения домашних заданий; проведение логопедических тренингов. В качестве критериев результативности организационно-педагогических условий были выделены: положительная динамика развития речи у приемных детей; положительная динамика во взаимодействии приемных детей и родителей.
Проделанная работа по реализации организационно-педагогических условий подготовки родителей к логопедическому сопровождению приемных детей, имеющих речевые нарушения, показала положительные результаты. Это сказывалось на речевом развитии приемных детей, активности родителей во время коррекционно-развивающих мероприятий и их взаимодействии во время проведения совместных занятий. Если осуществлять логопедическое сопровождение без активного включения в коррекционный процесс приемных родителей, применения современных методов, то речевое развитие будет менее результативным. В процессе реализации условий родители овладели практическими методами использования дидактических игр с развивающим содержанием для дальнейшего их применения в домашних условиях...
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение // Образовательные технологии и общество, 2004. № 2. - С.185-189.
3. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учеб.-метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.
4. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: Автореферат дис. ... канд. педагог. наук. - Ставрополь, 2005. - 20 с.
5. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Научная книга, 2008. 288 с.
6. Бодрова Т.В. Особенности психоречевого развития детей- воспитанников дома ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2019. - № V2. - С. 49-54.
7. Бессчетнова О.В. Процесс социализации детей в приемной семье: социокультурные // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена., 2019. - С. 103-108.
8. Бурачевская Н.И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.- практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017 г.). - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 8-10.
9. Бурачевская О.В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики, 2017. № 3 (9). - С. 21-26. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 12.08.2022).
10. Векилова С.А. Психология семьи: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 308 с.
11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
14. Гельмутдинова М.Р. К вопросу социализации детей-сирот в условиях приемной семьи: педагогический аспект // Казанский педагогический журнал. - 2021. № 4(147). - С. 205-213.
15. Гельмутдинова М.Р., Кожанов И.В. Реализация модели социализации детей-сирот в условиях приемной семьи // Современное образование: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 92-97...71