ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВУ 11
1.1. Понятия «жизненные ценности», «ценностное отношение» в
психологии 11
1.2. Ценностное отношение к созданию семьи и родительству как психолого¬педагогическое образование 15
1.2.1 Семья и семейные отношения 17
1.2.2. Понятие родительство 22
1.3. Возможности формирования ценностного отношения к созданию семьи и родительству у студенческой молодежи в процессе психологического
консультирования 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВУ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования отношения студенческой молодежи к
созданию семьи и родительству 33
2.3. Разработка комплекса консультативных мероприятий по формированию ценностного отношения у студенческой молодежи к созданию семьи и
родительству 40
2.4. Анализ результатов работы 45
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. Проблемы семьи и родительства в настоящее время приобретают особую актуальность, т.к. институт семьи переживает кризис, который проявляется, в первую очередь, в сфере детско - родительских отношений, в том числе в ослаблении социальных связей между родителями и детьми, росте внутрисемейной конфликтности и агрессии, снижении качества семейного воспитания и ответственности родителей за своих детей.
В данных условиях родителям уже недостаточно стихийных педагогических знаний. Им требуется осознание ценности выполняемых функций, овладение смыслами родительства. Выработка такого отношения к родительству возможна, если только работа над ним ведется задолго до его наступления (Овчарова Р.В., Филиппова Г.Г.).
Очевидной является востребованность формирования ценностного отношения к родительству в одном из наиболее благоприятных для этого периодов жизни человека - в период молодости.
Современные реалии, в настоящее время указывают на заметные изменения в демографических процессах. Логично считать, что уровень рождаемости в стране напрямую касается перемен в семейном и брачном поведении.
По данным Росстат средний возраст вступления в брак увеличился, на данный момент показатель вступления в брак женщины считается возраст 23,2 года, а мужчины 25,4. Эксперты отмечают, что сейчас в брачный возраст вступило поколение детей, родившихся в конце девяностых - начало двухтысячных, а это всем известная «демографическая яма». Исходя из этих данных можно сделать вывод, что выбор партнеров для всех сторон будет затруднен на данный период.
Актуальная статистика Росстат гласит о том, что средний возраст женщины при рождении ребенка составил 28 лет и 10 месяцев. В то время, когда ученые утверждают, что лучшими репродуктивными годами у женщин считается возраст 20-30 лет...
Формирование ценностного отношения к родительству определяется, как процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание, волю, чувства личности студента с целью овладения им совокупностью устойчивых свойств и качеств, необходимых будущим родителям.
Анализ исследований показывает, что в последние десятилетия наблюдаются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов; наблюдается отрицание большинством молодых семей совместного проживания со старшим поколением; происходит преобладание профессионально -карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака, в том числе гражданского. Можно сделать вывод о том, что хотя для молодежи ценность семьи осознается значимой, в то же время в жизни она не всегда является смысложизненным ориентиром.
В ходе работы нами были решены следующие задачи: изучена научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования
(рассмотрены понятия «отношение», «ценностное отношение»; выделить компоненты, определить факторы формирования ценностного отношения студенческой молодежи к созданию семьи и родительству); эмпирическим путем выявлены и охарактеризованы особенности отношения студенческой молодежи к созданию семьи и родительству; обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения студенческой молодежи к созданию семьи и родительству; изучена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволяет доказать гипотезу исследования: формирование у студенческой молодежи ценностного отношения к созданию семьи и родительству возможно, если оно основывается на реализации комплекса просветительских, тренинговых и консультативных мероприятий, направленных на: информирование о семейных отношениях, родительстве; повышение эмоциональной привлекательности данных жизненных сфер; формирование установки на создание семьи и построение гармоничных супружеских и детско-родительских отношений.
Цель исследования достигнута.
1. Акутина С.П. Формирование осознанного родительства у
старшеклассников как духовно-нравственный императив [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannogo-
roditelstva-ustarsheklassnikov-kak-duhovno-nravstvennyy-imperativ (дата
обращения: 21.05.2023).
2. Андросова М.И, Афанасьева Л.И., Матвеева У.Е. Образ семьи в представлении студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 61-2.
3. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства. Проблемы
родительства и планирования семьи. М., 1992. С.11-27.
4. Антонова В.К., Ловцова Н.И., Науменко К.А. Концепция
позитивного родительства: российские стейкхолдеры и их потребности. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013.
5. Архиреева, Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. 2002. № 5. С.144-153.
6. Вержибок Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. № 3. С. 75-90.
7. Витковский Е.О., Кузнецова О.З. Современное отношение
молодежи к семье и браку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. Спецвыпуск № 6. URL http:// e-
journal.omgau.ru/images/issues/2019/ S06/00661.pdf. (дата
обращения:14.05.2023)
8. Вишневский Ю.Р., Ячменева, М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 125- 141.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 500 с.
10. Гридина В.В. Представления студенческой молодежи о брачно- семейных отношениях: социальные аспекты (на примере города Самара) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 3.
11. Гурко Т.А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин. Социологическая наука и социальная практика, 2019. Т. 7. № 2. С. 65-80.
12. Емельянова Т.П. Будущий брак в социальных представлениях юношей и девушек студенческого возраста [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Emelianova_ MarriageStudents (дата обращения:14.05.2023)
13. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2004. 22с.
14. Исаков А.В. Ценности родительства в образе жизни молодежи
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-
roditelstva-v-obraze-zhiznimolodyozhi (дата обращения:14.05.2023)
15. Ионцева М.В., Магомедов П.А. Социально-психологические основания представлений о семейных ценностях у студенческой молодёжи // МНКО. 2018. № 1 (68). С. 315-316...50