ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 9
1.1. Понятие качества жизни в современной науке и практике 9
1.2. Психологический аспект как субъективная
составляющая качества жизни 15
1.3. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей
оставшихся без попечения родителей 26
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА» 32
2.1. Паспорт проекта «Психолого-педагогическое исследование
качества жизни воспитанников детского дома» 32
2.2. Описание предпроектного этапа исследования качества жизни
воспитанников детского дома 34
Выводы по Главе 2 65
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 67
3.1. Психологический клуб как инструмент для повышения
качества жизни воспитанников детского дома 67
3.2. Содержательная программа психологического клуба для
воспитанников детского дома 70
3.3. Ожидаемые результаты реализации программы
психологического клуба для воспитанников детского дома 90
Выводы по Главе 3 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Актуальность исследования связана с пониманием того, что развитие общества в значительной мере зависит от качества повседневной жизни самого человека. Качество жизни, являясь категорией сложной и многогранной, имеет множество дисциплинарных подходов, при этом в психологии субъективная сторона качества жизни изучена недостаточно. Данная проблема актуальна в связи с особенными условиями проживания и воспитания детей-сирот в условиях детского дома.
Качество жизни выступает одним из стратегических направлений государственной политики Российской Федерации. Понятие качество жизни имеет длительную историю. Люди всегда стремились к улучшению своих социальных и экономических условий. Поэтому на протяжение всего временного отрезка развития человечества постоянно возникал вопрос об улучшении уровня и качества жизни, эта задача становится одной из основных в социально-экономических отношениях людей и полем для дискуссий: философов, экономистов, социологов, политологов и др. Но в реальности достижение оптимального уровня жизни всем человечеством невозможно, так как каждый человек в меру очень многих социальных факторов имеет сугубо личное представление об уровне жизни. Степень удовлетворения этих потребностей не может быть ни стопроцентной, ни нулевой. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Именно качество - цель человека. Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы: в работе, в бизнесе, в личной жизни.
Большинство исследователей признают, что качество жизни широкое, многогранное понятие, и на сегодняшний день существует большое многообразие трактовок этого понятия. Приведу некоторые из них: Субетто А.И. определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических 3
компонентов жизни; Ван Гиг понимает качество жизни предельно широко, рассматривая его как состояние благополучия. Дж. Форрестер даёт следующее определение качеству жизни - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Согласно Эрику Алларду, качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем базовых потребностей: иметь, любить и быть.
В России на сегодняшний день наблюдается растущий интерес к исследованию качества жизни. Как считают Ю.В. Зубрилин, Н.С. Маликов, С.В. Акимова, это свидетельствует о том, что российское общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития и восстановления своей роли и своего места в мировом сообществе, возможностями человека обеспечить себе достойную счастливую жизнь. Исследованием проблем качества жизни занимаются многие отечественные ученые, в частности: Б.В. Бойцов, А.В. Гличев, Ю.В. Крянев, М.Б. Плущевский, А.И. Субетто, И.А. Бобылева и многие другие.
Детские дома изначально задуманы как учреждения, обеспечивающие необходимый уровень качества жизни для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако налицо противоречие между заявленной целью и фактическим положением дел, когда большинство норм и показателей отчетности имеют отношение только к объективным аспектам качества жизни - жилье, питание, здоровье, образование. Учитывая тот факт, что психологическая неустойчивость многих детей сирот приводит к крайне низкому субъективному качеству жизни, необходимо разрешить это противоречие с помощью исследования данной проблемы и разработки методов повышения субъективного (а значит, и общего) качества жизни...
Анализ теоретических источников, посвященных проблеме качества жизни, позволил нам сделать нижеследующие выводы:
- Качество жизни имеет не только объективные, но и субъективные характеристики, связанные с психологическим состоянием индивида и его восприятием объективных условий своей жизни. В то время как объективные аспекты качества жизни достаточно детально освещены как в социологии, так и в экономике, психологическая сторона этого вопроса пока остается малоизученной.
- Официальный подход к организации жизни в детских домах уделяет большое внимание объективным показателям - проживанию, питанию, образованию и др. Вместе с этим, субъективное восприятие собственной жизни воспитанниками не оценивается, и нет систематической работы над улучшением этого параметра.
- Исследование психологического состояния воспитанников детского дома показало, что, несмотря на достойное бытовое обеспечение, многие дети-сироты дезадаптированы, подавлены, чувствуют тревогу и страх, не уверены в своем дальнейшем жизненном пути. В результате субъективное качество жизни воспитанников детского дома оказывается низким.
- Для повышения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо помочь им сформировать психологическую устойчивость, навыки взаимодействия в группе и разрешения конфликтов, умение воспринимать свой внутренний мир, справляться со страхами, ставить цели и достигать их.
На основе этих выводов был разработан проект психологического клуба «Компас», направленного на работу с субъективным восприятием собственной жизни, а также на обучение воспитанников детского дома полезным психологическим навыкам. Программа клуба рассчитана на год и состоит из 21 занятий без строгого регламента (продолжительностью 1-1,5 часа в зависимости от настроя участников). Каждое занятие посвящено определенному навыку и включает в себя теоретическую информацию, доверительное обсуждение и практические занятия по отработке навыка.
Мы пришли к заключению, что в современных социально-экономических условиях детские дома способны обеспечить своих воспитанников качественным образованием, необходимыми бытовыми условиями и здоровым питанием, но необходима также и психологическая работа над формированием важнейших психологических навыков. Они обеспечивают более позитивное восприятие реалий текущей жизни в детском доме, более оптимистический настрой на будущее, а также помогают воспитанникам справиться с типичными проблемами, с которыми они могут столкнуться после выпуска.
Если проект психологического клуба «Компас» на базе детского дома окажется успешным, этот опыт можно будет использовать в других подобных учреждениях для повышения качества жизни воспитанников и формирования их жизнестойкости. Особое внимание следует уделять личности руководителей таких клубов и созданию доверительной атмосферы между участниками, необходимой для конструктивной и результативной групповой работы.
Потенциальная польза от внедрения психологических клубов в детских домах - значительное повышение успешности выпускников этих учреждений в дальнейшей жизни. Навыки самоорганизации, разрешения конфликтов, постановки и достижения целей крайне важны для социальной адаптации и дальнейшего развития воспитанников детских домов.
1. Авдеева В.П., Русакова М.М. Теоретические основания и результаты исследования социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постсоветских странах // Петербургская социология сегодня. 2017. Вып. 8. С. 111-136.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. Пособие. СПб.: Изд. Михайлова В.А., 1998. 379 с.
3. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. М.: Вече, 1997. 480 с.
4. Айвазян С.А. Сравнительный анализ интегральных характеристик качества жизни населения субъектов Российской Федерации М.: ЦЭМИ РАН, 2001. 65 с.
5. Айгазин Ж.Ж., Туленов Т.Б. Анализ индикаторов, характеризующих качество жизни населения. Аст.: ЦУЧП, 2012. 62 с.
6. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
7. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. 195 с.
8. Аргайл М. Психология счастья // СПб. Питер, 2013. 268 с.
9. Асанова А.А Качество жизни, связанное со здоровьем больных депрессивными расстройствами // Вестник психиатрии и психофармакотерапии. 2008. № 2 (14). С. 82-85.
10. Бабинцев В.П. Региональная программа улучшения качества жизни населения: технологии разработки / В.П. Бабинцев, А.А. Гармашев // Технологии качества жизни. 2003. Т. 3. № 1. С. 5-11.
11. Безъязычный В.Ф. Качество жизни : учеб. пособие / В.Ф. Безъязычный, Е.В. Шилков ; Рыбин. гос. авиац. технол. акад. им. П.А. Соловьева (РГАТА). Рыбинск : РГАТА, 2004. 96 с.
12. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и
интерпретации //Социологические исследования. 2009. № 1. С. 3-42.
13. Бобылева И.А, Заводилкина О.В. Учебно-методический комплекс «Оценка качества жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как показатель эффективности региональных программ социальной адаптации и сопровождения выпускников» // М.: АСТ, 2014. 222 с.
14. Бобылева И.А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 3. С. 61-67.
15. Бобылева И.А. О разработке мониторинга качества жизни воспитанников детского дома // Журнал практического психолога. 2008. № 2. С. 174-186...83