Введение 4
1. Теоретическое обоснование профилактики нарушений осанки
обучающихся младшего школьного возраста посредством корригирующей гимнастики на уроках физической культуры 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 7
1.2. Способы диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у
детей 14
1.3. Средства и методы профилактики нарушений осанки на уроках
физической культуры 19
2. Описание и методы педагогического эксперимента 30
2.1. Организация педагогического эксперимента 30
2.2. Методы исследования 31
3. Экспериментальное обоснование эффективности применения комплекса
упражнений для профилактики нарушений осанки обучающихся младшего школьного возраста 33
3.1 Описание комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки
обучающихся младшего школьного возраста 33
3.2 Экспериментальное обоснование эффективности применения
разработанного комплекса упражнений 40
Заключение 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений состояния здоровья обучающихся приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа обучающихся младшего школьного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у обучающихся младшего школьного возраста болезни костно-мышечной системы занимают первое место. По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние годы произошло резкое увеличение деформации опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки составляет около 80%, плоскостопия - свыше 40% [11].
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, где обучающийся находится практически ежедневно и, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий [16; 23; 26].
Наиболее распространенной причиной увеличения деформации опорно-двигательного аппарата является длительное статическое, неправильное положение тела, при котором одни и те же мышцы и связки, участки межпозвоночных хрящей и позвонков подвергаются сильному растяжению, или, наоборот, чрезмерному сдавливанию. При различных неблагоприятных изменениях, происходящих при малоподвижном образе жизни и долгом пребывании в одном положении, во всех частях позвоночника возникают деформации, которые рано или поздно приводят к появлению многочисленных заболеваний.
Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость. Поэтому профилактика дефектов осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих эти нарушения сводиться к правильному воспитанию детей с раннего возраста к надлежащему уходу за позвоночником, дефектами костей и связочно-суставного аппарата.
Младший школьный возраст - жизненно важный период в развитии обучающегося, так как формируются основы физического здоровья. В процессе организации работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях особое внимание необходимо уделять профилактике и нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, поскольку среди функциональных отклонений они составляют наибольший удельный вес, что обосновывает актуальность исследования на тему «Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры для профилактики нарушений осанки обучающихся младшего школьного возраста».
Объект исследования: образовательный процесс физической культуры на этапе начального общего образования.
Предмет исследования: комплекс упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: оценка эффективности комплекса упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать информационные источники, направленные на решение проблем профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
2. Разработать комплекс упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Посредством педагогического эксперимента оценить эффективность комплекса упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагается, что работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет эффективной, если применить экспериментальный комплекс упражнений с фитбол-мячом и гимнастической палкой.
Проблема профилактики и коррекции отклонений состояния здоровья обучающихся приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа обучающихся младшего школьного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у обучающихся младшего школьного возраста болезни костно-мышечной системы занимают первое место. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, где обучающийся находится практически ежедневно и, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий [16; 23; 26].
Младший школьный возраст - жизненно важный период в развитии обучающегося, так как формируются основы физического здоровья. В процессе организации работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях особое внимание необходимо уделять профилактике и нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, поскольку среди функциональных отклонений они составляют наибольший удельный вес, что обосновывает актуальность исследования на тему «Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры для профилактики нарушений осанки обучающихся младшего школьного возраста». Основываясь на проверке достоверности полученных результатов, можно с уверенностью сказать, что обучающиеся экспериментальной группы показали высокие результаты по сравнению с участниками контрольной группы.
В результате проделанной работы были получены следующие выводы:
1. Младший школьный возраст является благополучным периодом как для формирования правильной осанки обучающихся, так и для профилактики различных нарушений, которые могут возникнуть в случае низкой двигательной активности обучающихся младшего школьного возраста.
2. В работе подобран и обоснован комплекс упражнений для проведения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста, включающие упражнения с фитбол-мячами и с гимнастической палкой.
3. Разработанный экспериментальный комплекс упражнений показал эффективность, прирост по гибкости позвоночника в контрольной группе изменялся в пределах 0,0-80,9%, в экспериментальной - 42,8 - 200,0%; доля детей, держащих осанку, возросла на 20% и 40%, соответственно.
1. Grygus I. et al. Correction of posture disorders with sport and ballroom dancing // //Journal of Physical Education and Sport. - 2020. - Т. 25. - №. 1. - С. 174¬184.
2. Kolarova M. et al. Analysis of body segments and postural state in school children //Neuroendocrinology Letters. - 2019. - Т. 40. - С. 1.
3. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 208 с.
4. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л.: Медицина, 1991. - 416 с. - (научно-популярная медицинская литература).
5. Андреева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2018. - №4. - С. 83-87.
6. Андреева, И.Н. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в начальных классах средней школы и реализация положений ФГОС / И.Н. Андреева // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - №1.- С. 71-75.
7. Архипова, Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе / Л.А. Архипова. - Тюмень, 2013. - 264 с.
8. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
9. Барчуков, И.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 5-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2017. - 366 с.
10. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев: Здоровье, 1988. - 133 с.
11. Всемирная организация здравоохранения. URL:Всемирная организацияздравоохранения (ВОЗ) (who.int)(дата обращения 15.11.2022 г.)
12. Гаджимурадова, Р.Т. Особенности физического воспитания младших школьников с ослабленным здоровьем / Р.Т. Гаджимуратова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №6. - С. 49-53.
13. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классы. Гербцова Г.И. - СПб.: Образование, 1994. - 44 с.
14. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. - М.: Лабиринт Пресс, 2006. - 256 с.
15. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2015. - 8. с 25 - 28.
16. Грачев В.И. Физическая культура. - М.: ИКЦ Март, 2005. - 464 с.
17. Забалуева, Т.В. Комплексное развитие физических качеств как основа формирования осанки школьников младших классов / Т.В. Забалуева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №2. - С. 91-98.
18. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006. - 104 с.
19. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / А.В. Кенеман. - М.: Академия 2017. - 271 с.
20. Коростелев Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Медицина, 1987. - 288 с.
21. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2020. - 207 с.
22. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. - Л.: Феникс, 1963. - 64 с.
23. Крюкова, Г.В. Круговая тренировка: научные основы и практика / Г.В. Крюкова // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2016. - №10. - С. 71-78.
24. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! - М.: Советский спорт, 1991. - 64 с.
25. Курумчина В.В. Позвоночный столб - основа здоровья? // Физическая культура в школе. - 2016. - 6. - с. 34-36.
26. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. - Л.: Здоровье, 1963. - 64 с.
27. Лисицкая, Т.С. Обучение в 3 классе по учебнику «Физическая культура» / Т.С. Лисицкая. - М. : Астрель, 2018. - 95 с.
28. Люйк, Л.В. Развитие силовой выносливости методом круговой тренировки / Л.В. Люйк // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2018. - №2. - С. 121-125.
29. Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 283 с.
30. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 127 с.
31. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. - М.: Чистые пруды, 2017. - 30 с.
32. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2015. - 109 с.
33. Носкова Л.А. Позвоночник - осанка - здоровье. - М.: Феникс, 1999. - 98 с.
34. Пегушина, Ю.В. Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры / Ю.В. Пегушина // Инновационная наука. - 2017. - №12. - С. 93-97.
35. Поздеева, С.И. Общая характеристика учебного предмета «физическая культура» в свете нового ФГОС НОО / С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - №6. - С. 105¬110.
36. Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе / Г.В. Полянская // Вестник науки и образования. - 2019. - №7. - С. 89-93.
37. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - 124 с.
38. Раджапов, У.Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1-3 классах школы / У.Р. Раджапов // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 33-36.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)
40. Федоров, В.Г. Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе / В.Г. Федоров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №9. - С. 86-89.
41. Фирсин, С.А. Современная система физического воспитания детей и молодежи: Учебное пособие / С.А. Фирсин. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 233 с.
42. Фролова, С.М. Особенности развития физических качеств у младших школьников / С.М. Фролова // Наука-2020. - 2018. - №7. - С. 78-83.
43. Хуррамов, Ж.К. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры у школьников младших классов / Ж.К. Хуррамов // Вестник спортивной науки. - 2020. - №5. - С. 91-95.