Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
|
Введение 3
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 9
1.1 Агрессия как феномен в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском
возрасте в детском возрасте 18
1.3 Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения
учащихся с нарушением интеллектуального развития 28
Выводы по первой главе 38
Глава II Экспериментальное изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 41
2.1 Организация, методы и методики исследования 41
2.2 Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития 48
Выводы по второй главе 59
Глава III Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития..61
3.1 Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 61
3.2 Основные направления, формы и методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 63
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 77
Выводы по третьей главе 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложение
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 9
1.1 Агрессия как феномен в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском
возрасте в детском возрасте 18
1.3 Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения
учащихся с нарушением интеллектуального развития 28
Выводы по первой главе 38
Глава II Экспериментальное изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 41
2.1 Организация, методы и методики исследования 41
2.2 Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития 48
Выводы по второй главе 59
Глава III Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития..61
3.1 Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 61
3.2 Основные направления, формы и методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 63
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 77
Выводы по третьей главе 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложение
Проблема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной проблеме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания об особенностях агрессивного поведения А. Бандура (2000), А. Берковитц (2001), Р. Бэрон (1998), Л.С. Выготский (2002), B. Г. Петрова (1994), Д. Ричарсон (1998), С.Л. Рубинштейн (1990) и др.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности детей и их особенностей весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы был выполнен психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей. Это работы Г.С. Абрамовой (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличевой (1999), Г.Э. Бреслав (2000), И.В. Дубровиной (1987), Д, А.Е. Личко (1988), Г.М. Миньковского (1997), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейна (2001) и др.
По мнению И.А. Фурманова, Д.И. Бойкова (2005), А.А. Реана (1996), C. Н. Еникополова (2001), Г.Э. Бреслава (1991) и др. возникновение агрессивности, как формы дезадаптивного поведения и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка будут значительно препятствовать своевременному и полноценному развитию их психической активности, затруднять межличностное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, создавать сложности в установлении контактов с окружающими; вызывать социальную, и прежде всего, школьную дезадаптацию, а также приводить к формированию патологических черт характера и отклонениям в поведении.
Особую актуальность проблема детской агрессивности приобретает в области специальной и клинической психологии. Органическое поражение ЦНС накладывает существенный отпечаток на весь ход психического развития ребёнка, становление всех компонентов его психических структур и функций. Не является исключением развитие эмоционально-чувственного блока и аффективной регуляции поведения и деятельности у изучаемого контингента школьников.
Учащийся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Учащиеся с нарушением интеллектуального развития слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать, в силу чего наблюдаются частые столкновения между детьми, сопровождающиеся бурными потоками агрессии, гнева и обиды друг на друга. Для большинства из них характерно неумение находить выход из трудных ситуаций, стремление возложить разрешение конфликта на другого человека, избегая собственной ответственности, а также преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении агрессивности в детском возрасте, многие вопросы, касающиеся ранней диагностики особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и их своевременной коррекции, остаются недостаточно изученными. Всё указывает на актуальность выбранной нами темы и проблемы нашего исследования.
Проблема исследования. Своевременная психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, является одним из условий их успешного обучения, воспитания и последующей социализации изучаемого контингента школьников, однако система данного процесса мало изучена и требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования. Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младших младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной нами психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, 1973; Л.С. Выготский, 2002; А.Р. Лурия, 1997 и др.); представления о закономерности развития эмоциональной сферы на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, 2002; А.В. Запорожец, 2001; А.Д. Кошелева, 1997; Я.З. Неверович, 2000; В.И. Перегуда, 1997 и др.); учения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и умственной отсталости (Л.С. Выготский, 2002; В.Г. Петрова, 1994; Т.А. Власова, 1973 и др.); положения об особенностях психофизиологического развития детей с нарушением интеллекта (А.С. Белкин, 1999; А.Н. Граборов, 1997; А.А. Дмитриев, 2002 и др.); теоретико-практические основы изучения особенностей психического развития умственно отсталых детей (Л.С. Выготский, 2002; С.Д. Забрамная, 1995; В.В. Лебединский, 1985; И.С. Певзнер, 1979; В.Г. Петрова, 1994, С.Л. Рубинштейн, 1990 и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о формировании и развитии эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, а также особенностей их агрессивного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации психокоррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит решить проблему школьной дезадаптации у данной категории учащихся.
Материалы данного экспериментального исследования могут быть полезны специальным и клиническим психологам, педагогам, и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся.
Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 40 учащихся 3-х классов. Возраст испытуемых 9—11 лет. В исследовании принимали участие учащиеся с клиническим диагнозом F-70 «Легкая степень умственной отсталости». В анкетировании участвовало 10 педагогов школы.
Исследование проводилось в 2016—2018 учебном году в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
Второй этап (январь 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач, разработка экспериментальных планов;
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - заключался в определении модели экспериментального исследования, выборе методов и методик по изучению особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития;
Четвёртый этап (сентябрь 2017 - декабрь 2017) - реализация констатирующего эксперимента; анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование содержания формирующего эксперимента.
Пятый этап (январь 2018 - ноябрь 2018) - Реализация психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития; определение эффективности формирующего эксперимента. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 108 источников, 15 таблиц, 8 рисунков.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности детей и их особенностей весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы был выполнен психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей. Это работы Г.С. Абрамовой (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличевой (1999), Г.Э. Бреслав (2000), И.В. Дубровиной (1987), Д, А.Е. Личко (1988), Г.М. Миньковского (1997), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейна (2001) и др.
По мнению И.А. Фурманова, Д.И. Бойкова (2005), А.А. Реана (1996), C. Н. Еникополова (2001), Г.Э. Бреслава (1991) и др. возникновение агрессивности, как формы дезадаптивного поведения и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка будут значительно препятствовать своевременному и полноценному развитию их психической активности, затруднять межличностное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, создавать сложности в установлении контактов с окружающими; вызывать социальную, и прежде всего, школьную дезадаптацию, а также приводить к формированию патологических черт характера и отклонениям в поведении.
Особую актуальность проблема детской агрессивности приобретает в области специальной и клинической психологии. Органическое поражение ЦНС накладывает существенный отпечаток на весь ход психического развития ребёнка, становление всех компонентов его психических структур и функций. Не является исключением развитие эмоционально-чувственного блока и аффективной регуляции поведения и деятельности у изучаемого контингента школьников.
Учащийся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Учащиеся с нарушением интеллектуального развития слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать, в силу чего наблюдаются частые столкновения между детьми, сопровождающиеся бурными потоками агрессии, гнева и обиды друг на друга. Для большинства из них характерно неумение находить выход из трудных ситуаций, стремление возложить разрешение конфликта на другого человека, избегая собственной ответственности, а также преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении агрессивности в детском возрасте, многие вопросы, касающиеся ранней диагностики особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и их своевременной коррекции, остаются недостаточно изученными. Всё указывает на актуальность выбранной нами темы и проблемы нашего исследования.
Проблема исследования. Своевременная психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, является одним из условий их успешного обучения, воспитания и последующей социализации изучаемого контингента школьников, однако система данного процесса мало изучена и требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования. Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младших младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной нами психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, 1973; Л.С. Выготский, 2002; А.Р. Лурия, 1997 и др.); представления о закономерности развития эмоциональной сферы на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, 2002; А.В. Запорожец, 2001; А.Д. Кошелева, 1997; Я.З. Неверович, 2000; В.И. Перегуда, 1997 и др.); учения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и умственной отсталости (Л.С. Выготский, 2002; В.Г. Петрова, 1994; Т.А. Власова, 1973 и др.); положения об особенностях психофизиологического развития детей с нарушением интеллекта (А.С. Белкин, 1999; А.Н. Граборов, 1997; А.А. Дмитриев, 2002 и др.); теоретико-практические основы изучения особенностей психического развития умственно отсталых детей (Л.С. Выготский, 2002; С.Д. Забрамная, 1995; В.В. Лебединский, 1985; И.С. Певзнер, 1979; В.Г. Петрова, 1994, С.Л. Рубинштейн, 1990 и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о формировании и развитии эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, а также особенностей их агрессивного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации психокоррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит решить проблему школьной дезадаптации у данной категории учащихся.
Материалы данного экспериментального исследования могут быть полезны специальным и клиническим психологам, педагогам, и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся.
Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 40 учащихся 3-х классов. Возраст испытуемых 9—11 лет. В исследовании принимали участие учащиеся с клиническим диагнозом F-70 «Легкая степень умственной отсталости». В анкетировании участвовало 10 педагогов школы.
Исследование проводилось в 2016—2018 учебном году в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
Второй этап (январь 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач, разработка экспериментальных планов;
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - заключался в определении модели экспериментального исследования, выборе методов и методик по изучению особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития;
Четвёртый этап (сентябрь 2017 - декабрь 2017) - реализация констатирующего эксперимента; анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование содержания формирующего эксперимента.
Пятый этап (январь 2018 - ноябрь 2018) - Реализация психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития; определение эффективности формирующего эксперимента. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 108 источников, 15 таблиц, 8 рисунков.
Проблема агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития весьма актуальна в наши дни. Большинство педагогов школ отмечают увеличение с каждым годом количества агрессивных детей, с ними трудно работать, и зачастую учителя не знают просто, как справится с их поведением.
С целью теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить эффективность системы коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития средствами игровых упражнений нами было организовано эмпирическое исследование.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования комплекса специально разработанных игровых упражнений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
3. Рисуночный тест Дж. Бука «Дом - Дерево - Человек» [80];
4. Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80];
4. Анкета, направленная на выявление критериев агрессивного поведения учащихся (Г.П. Лаврентьевой, 1989; Т.М. Титаренко, 1989).
Диагностическое исследование проходило в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 10 педагогов, 40 учащихся 3-х классов с нарушением интеллектуального развития.
При создании экспериментальных групп нами учитывались:
1. Схожесть показателей возраста (9—11 лет);
2. Испытуемые обучаются в одной параллели;
3. Схожесть клинической картины (диагноз F-70 «Лёгкая степень умственной отсталости»).
Процедура обследования по каждой методике проходила с каждым испытуемым индивидуально.
В результате констатирующего эксперимента были отмечены особенности агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития: большинство учащихся с психическим недоразвитием склонны конфликтовать со сверстниками, не соблюдают правил поведения, стремятся привлечь внимание взрослых, обманывают, на замечания не реагируют.
Результаты исследования свидетельствуют о дезадаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития, у большинства из них не сформированы механизмы установления контакта, им трудно налаживать контакты с незнакомыми людьми, чаще всего они их опасаются или ведут себя неадекватно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития. В процессе формирующего эксперимента были использованы игровые упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности, произвольности поведения, развитие самоконтроля.
Коррекционная работа проводилась на занятиях, где с целью коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, нами была разработана психологическая программа, выделены направления и методы работы с изучаемым контингентом школьников. В работе использованы материалы и игровые упражнения, предложенные М.А. Панфиловой (2001), К. Фопель (2001), А.А. Романовым (2001), Т.П. Ломтевой (2008).
После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, результаты которого были проанализированы и сравнены с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов анкетирования свидетельствует об значительных изменениях, произошедших в группе учащихся экспериментальной группы, с которыми проводились мероприятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения. Так до формирующего эксперимента высокий уровень показали 50% учащихся экспериментальной группы и 60% учащихся контрольной группы, после формирующего эксперимента высокий уровень показали 30% учащихся экспериментальной группы и 50% контрольной группы. Средний уровень до формирующего эксперимента показали 20% учащихся экспериментальной группы и 25% учащихся контрольной группы, а после уже 30% учащихся экспериментальной группы и 30% учащихся контрольной группы и низкий уровень до формирующего эксперимента показали 30% учащихся экспериментальной группы и 15% контрольной группы. После формирующего эксперимента 40% учащихся экспериментальной группы 20% учащихся контрольной группы показали низкий уровень.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что учащиеся с нарушением интеллектуального развития экспериментальной группы по всем основным показателям показали более высокие результаты. В данном случае наблюдались снижение уровня агрессивности учащихся, снижение степени выраженности конфликтности и враждебности.
По методике Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80] до формирующего эксперимента до формирующего эксперимента 45% испытуемых экспериментальной группы и 35% учащихся контрольной группы во взаимоотношениях с окружающими были настроены очень агрессивно, показав высокий уровень агрессивного поведения. После проведенной коррекционной работы агрессивно настроены во взаимоотношениях с окружающими стали 25% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы.
Анализ полученных результатов показал, что открыто агрессию демонстрируют большинство мальчиков, хотя девочки также склонны проявлять агрессию, в плане защитной реакции. Результаты коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития свидетельствуют о том, что большинство испытуемых, участвовавших в эксперименте стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдают правила поведения, начали привлекать внимание взрослых менее агрессивными поступками, адекватно реагируют на замечания, могут контролировать свое поведение.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.
С целью теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить эффективность системы коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития средствами игровых упражнений нами было организовано эмпирическое исследование.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования комплекса специально разработанных игровых упражнений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
3. Рисуночный тест Дж. Бука «Дом - Дерево - Человек» [80];
4. Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80];
4. Анкета, направленная на выявление критериев агрессивного поведения учащихся (Г.П. Лаврентьевой, 1989; Т.М. Титаренко, 1989).
Диагностическое исследование проходило в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 10 педагогов, 40 учащихся 3-х классов с нарушением интеллектуального развития.
При создании экспериментальных групп нами учитывались:
1. Схожесть показателей возраста (9—11 лет);
2. Испытуемые обучаются в одной параллели;
3. Схожесть клинической картины (диагноз F-70 «Лёгкая степень умственной отсталости»).
Процедура обследования по каждой методике проходила с каждым испытуемым индивидуально.
В результате констатирующего эксперимента были отмечены особенности агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития: большинство учащихся с психическим недоразвитием склонны конфликтовать со сверстниками, не соблюдают правил поведения, стремятся привлечь внимание взрослых, обманывают, на замечания не реагируют.
Результаты исследования свидетельствуют о дезадаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития, у большинства из них не сформированы механизмы установления контакта, им трудно налаживать контакты с незнакомыми людьми, чаще всего они их опасаются или ведут себя неадекватно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития. В процессе формирующего эксперимента были использованы игровые упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности, произвольности поведения, развитие самоконтроля.
Коррекционная работа проводилась на занятиях, где с целью коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, нами была разработана психологическая программа, выделены направления и методы работы с изучаемым контингентом школьников. В работе использованы материалы и игровые упражнения, предложенные М.А. Панфиловой (2001), К. Фопель (2001), А.А. Романовым (2001), Т.П. Ломтевой (2008).
После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, результаты которого были проанализированы и сравнены с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов анкетирования свидетельствует об значительных изменениях, произошедших в группе учащихся экспериментальной группы, с которыми проводились мероприятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения. Так до формирующего эксперимента высокий уровень показали 50% учащихся экспериментальной группы и 60% учащихся контрольной группы, после формирующего эксперимента высокий уровень показали 30% учащихся экспериментальной группы и 50% контрольной группы. Средний уровень до формирующего эксперимента показали 20% учащихся экспериментальной группы и 25% учащихся контрольной группы, а после уже 30% учащихся экспериментальной группы и 30% учащихся контрольной группы и низкий уровень до формирующего эксперимента показали 30% учащихся экспериментальной группы и 15% контрольной группы. После формирующего эксперимента 40% учащихся экспериментальной группы 20% учащихся контрольной группы показали низкий уровень.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что учащиеся с нарушением интеллектуального развития экспериментальной группы по всем основным показателям показали более высокие результаты. В данном случае наблюдались снижение уровня агрессивности учащихся, снижение степени выраженности конфликтности и враждебности.
По методике Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80] до формирующего эксперимента до формирующего эксперимента 45% испытуемых экспериментальной группы и 35% учащихся контрольной группы во взаимоотношениях с окружающими были настроены очень агрессивно, показав высокий уровень агрессивного поведения. После проведенной коррекционной работы агрессивно настроены во взаимоотношениях с окружающими стали 25% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы.
Анализ полученных результатов показал, что открыто агрессию демонстрируют большинство мальчиков, хотя девочки также склонны проявлять агрессию, в плане защитной реакции. Результаты коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития свидетельствуют о том, что большинство испытуемых, участвовавших в эксперименте стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдают правила поведения, начали привлекать внимание взрослых менее агрессивными поступками, адекватно реагируют на замечания, могут контролировать свое поведение.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессивного поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



