Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития

Работа №168669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 9
1.1 Агрессия как феномен в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском
возрасте в детском возрасте 18
1.3 Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения
учащихся с нарушением интеллектуального развития 28
Выводы по первой главе 38
Глава II Экспериментальное изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 41
2.1 Организация, методы и методики исследования 41
2.2 Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития 48
Выводы по второй главе 59
Глава III Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития..61
3.1 Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 61
3.2 Основные направления, формы и методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 63
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 77
Выводы по третьей главе 84
Заключение 86
Список литературы 90
Приложение


Проблема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной проблеме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания об особенностях агрессивного поведения А. Бандура (2000), А. Берковитц (2001), Р. Бэрон (1998), Л.С. Выготский (2002), B. Г. Петрова (1994), Д. Ричарсон (1998), С.Л. Рубинштейн (1990) и др.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности детей и их особенностей весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы был выполнен психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей. Это работы Г.С. Абрамовой (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличевой (1999), Г.Э. Бреслав (2000), И.В. Дубровиной (1987), Д, А.Е. Личко (1988), Г.М. Миньковского (1997), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейна (2001) и др.
По мнению И.А. Фурманова, Д.И. Бойкова (2005), А.А. Реана (1996), C. Н. Еникополова (2001), Г.Э. Бреслава (1991) и др. возникновение агрессивности, как формы дезадаптивного поведения и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка будут значительно препятствовать своевременному и полноценному развитию их психической активности, затруднять межличностное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, создавать сложности в установлении контактов с окружающими; вызывать социальную, и прежде всего, школьную дезадаптацию, а также приводить к формированию патологических черт характера и отклонениям в поведении.
Особую актуальность проблема детской агрессивности приобретает в области специальной и клинической психологии. Органическое поражение ЦНС накладывает существенный отпечаток на весь ход психического развития ребёнка, становление всех компонентов его психических структур и функций. Не является исключением развитие эмоционально-чувственного блока и аффективной регуляции поведения и деятельности у изучаемого контингента школьников.
Учащийся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Учащиеся с нарушением интеллектуального развития слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать, в силу чего наблюдаются частые столкновения между детьми, сопровождающиеся бурными потоками агрессии, гнева и обиды друг на друга. Для большинства из них характерно неумение находить выход из трудных ситуаций, стремление возложить разрешение конфликта на другого человека, избегая собственной ответственности, а также преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении агрессивности в детском возрасте, многие вопросы, касающиеся ранней диагностики особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и их своевременной коррекции, остаются недостаточно изученными. Всё указывает на актуальность выбранной нами темы и проблемы нашего исследования.
Проблема исследования. Своевременная психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, является одним из условий их успешного обучения, воспитания и последующей социализации изучаемого контингента школьников, однако система данного процесса мало изучена и требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования. Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младших младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной нами психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положение о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, 1973; Л.С. Выготский, 2002; А.Р. Лурия, 1997 и др.); представления о закономерности развития эмоциональной сферы на различных возрастных этапах (Л.С. Выготский, 2002; А.В. Запорожец, 2001; А.Д. Кошелева, 1997; Я.З. Неверович, 2000; В.И. Перегуда, 1997 и др.); учения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и умственной отсталости (Л.С. Выготский, 2002; В.Г. Петрова, 1994; Т.А. Власова, 1973 и др.); положения об особенностях психофизиологического развития детей с нарушением интеллекта (А.С. Белкин, 1999; А.Н. Граборов, 1997; А.А. Дмитриев, 2002 и др.); теоретико-практические основы изучения особенностей психического развития умственно отсталых детей (Л.С. Выготский, 2002; С.Д. Забрамная, 1995; В.В. Лебединский, 1985; И.С. Певзнер, 1979; В.Г. Петрова, 1994, С.Л. Рубинштейн, 1990 и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о формировании и развитии эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, а также особенностей их агрессивного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации психокоррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, что, в конечном счете, позволит решить проблему школьной дезадаптации у данной категории учащихся.
Материалы данного экспериментального исследования могут быть полезны специальным и клиническим психологам, педагогам, и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся.
Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 40 учащихся 3-х классов. Возраст испытуемых 9—11 лет. В исследовании принимали участие учащиеся с клиническим диагнозом F-70 «Легкая степень умственной отсталости». В анкетировании участвовало 10 педагогов школы.
Исследование проводилось в 2016—2018 учебном году в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
Второй этап (январь 2017 - март 2017) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач, разработка экспериментальных планов;
Третий этап (апрель 2017 - август 2017) - заключался в определении модели экспериментального исследования, выборе методов и методик по изучению особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития;
Четвёртый этап (сентябрь 2017 - декабрь 2017) - реализация констатирующего эксперимента; анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование содержания формирующего эксперимента.
Пятый этап (январь 2018 - ноябрь 2018) - Реализация психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития; определение эффективности формирующего эксперимента. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 108 источников, 15 таблиц, 8 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития весьма актуальна в наши дни. Большинство педагогов школ отмечают увеличение с каждым годом количества агрессивных детей, с ними трудно работать, и зачастую учителя не знают просто, как справится с их поведением.
С целью теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить эффективность системы коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития средствами игровых упражнений нами было организовано эмпирическое исследование.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования комплекса специально разработанных игровых упражнений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
3. Рисуночный тест Дж. Бука «Дом - Дерево - Человек» [80];
4. Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80];
4. Анкета, направленная на выявление критериев агрессивного поведения учащихся (Г.П. Лаврентьевой, 1989; Т.М. Титаренко, 1989).
Диагностическое исследование проходило в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 6 Советского района города Красноярска. В эксперименте участвовало 10 педагогов, 40 учащихся 3-х классов с нарушением интеллектуального развития.
При создании экспериментальных групп нами учитывались:
1. Схожесть показателей возраста (9—11 лет);
2. Испытуемые обучаются в одной параллели;
3. Схожесть клинической картины (диагноз F-70 «Лёгкая степень умственной отсталости»).
Процедура обследования по каждой методике проходила с каждым испытуемым индивидуально.
В результате констатирующего эксперимента были отмечены особенности агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития: большинство учащихся с психическим недоразвитием склонны конфликтовать со сверстниками, не соблюдают правил поведения, стремятся привлечь внимание взрослых, обманывают, на замечания не реагируют.
Результаты исследования свидетельствуют о дезадаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития, у большинства из них не сформированы механизмы установления контакта, им трудно налаживать контакты с незнакомыми людьми, чаще всего они их опасаются или ведут себя неадекватно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный коррекцию агрессивного поведения учащихся с нарушением интеллектуального развития. В процессе формирующего эксперимента были использованы игровые упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности, произвольности поведения, развитие самоконтроля.
Коррекционная работа проводилась на занятиях, где с целью коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, нами была разработана психологическая программа, выделены направления и методы работы с изучаемым контингентом школьников. В работе использованы материалы и игровые упражнения, предложенные М.А. Панфиловой (2001), К. Фопель (2001), А.А. Романовым (2001), Т.П. Ломтевой (2008).
После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, результаты которого были проанализированы и сравнены с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов анкетирования свидетельствует об значительных изменениях, произошедших в группе учащихся экспериментальной группы, с которыми проводились мероприятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения. Так до формирующего эксперимента высокий уровень показали 50% учащихся экспериментальной группы и 60% учащихся контрольной группы, после формирующего эксперимента высокий уровень показали 30% учащихся экспериментальной группы и 50% контрольной группы. Средний уровень до формирующего эксперимента показали 20% учащихся экспериментальной группы и 25% учащихся контрольной группы, а после уже 30% учащихся экспериментальной группы и 30% учащихся контрольной группы и низкий уровень до формирующего эксперимента показали 30% учащихся экспериментальной группы и 15% контрольной группы. После формирующего эксперимента 40% учащихся экспериментальной группы 20% учащихся контрольной группы показали низкий уровень.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что учащиеся с нарушением интеллектуального развития экспериментальной группы по всем основным показателям показали более высокие результаты. В данном случае наблюдались снижение уровня агрессивности учащихся, снижение степени выраженности конфликтности и враждебности.
По методике Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80] до формирующего эксперимента до формирующего эксперимента 45% испытуемых экспериментальной группы и 35% учащихся контрольной группы во взаимоотношениях с окружающими были настроены очень агрессивно, показав высокий уровень агрессивного поведения. После проведенной коррекционной работы агрессивно настроены во взаимоотношениях с окружающими стали 25% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы.
Анализ полученных результатов показал, что открыто агрессию демонстрируют большинство мальчиков, хотя девочки также склонны проявлять агрессию, в плане защитной реакции. Результаты коррекционной работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития свидетельствуют о том, что большинство испытуемых, участвовавших в эксперименте стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдают правила поведения, начали привлекать внимание взрослых менее агрессивными поступками, адекватно реагируют на замечания, могут контролировать свое поведение.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной нами программы.



1. Агрессия у детей и подростков /Под ред. Н.М. Платоновой. - М., 1978.— 196с.
2. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 1997. - 280 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, 450 с.
4. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М.: Просвещение, 1980, 344 с.
5. Андриенко В.К. ,Гербеев Ю. В., И.А. Невский И.А. Система перевоспитания в условиях специальной школы. - М.: Просвещение, 1990, 180 с.
6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер. англ. М.А. Ковальчук под ред. В.С. Магуна. - М.:Аспект Пресс, 1998, 517 с.
7. Асанов А.Ю., Демикова Н.С., Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
8. 3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.
9. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений/ А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. — 324 с.
10. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]/ С.А. Беличева. - М., 1999. - 243 с.
11. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.
2001.
12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: «Мысль», 1998, 456 с.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.
15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998, 382 с.
16. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. -М., 2000. - 126 с.
17. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. 2005.
18. Венгер А.Л., Ю.М. Десятникова Девиантное поведение школьников// Вопросы психологии. - М.,1995. - №1. - 5-8 с
19. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - с.204-207.
20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
21. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 225с.
22. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред.
A. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. - 288с.
23. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.
B. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. 416с.
24. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 135с.
25. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. - 1008с.
26. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. - 176с.
27. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы// Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. - М.: «Школа - Пресс», Архангельск: «Феникс», 1992, с. 34-67.
28. Гурко, Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей [Текст]/ Т.А. Гурько. - М. : Социс, 1996. - №3. - 6- 8с.
29. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн. : Университетское, 1988г. -399с.
30. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - СПб. 2004.
31. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144с. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб. 2006.
32. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.
- СПб. 2003.
33. Жуков Д.А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы: Учебник. - СПб. 2004.
34.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для дефект. ф-тов педвузов ун-тов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 120с.
35. Зайка, Е.В. Психология школьников [Текст]/ Е.В. Зайка, А.С. Ячина// Вопросы психологии. - М., 1990. - №4. - с. 87
36.Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - 563 с.
37.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 128с.
38.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
- 112с.
39.Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -224с.
40. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. 2006.
41.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. 2006.
42.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб. 2005.
43.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб. 2003.
44. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы// Социально-политический журнал. — 1995. - №2. - 18-19 с.
45. Иванова, Л.Ю. Подростковая проституция [Текст]/ Л.Ю. Иванова Воспитание школьников. - 2002. - №9. - 23-25 с.
46. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения
старшеклассников к их проявлениям [Текст]//Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - М., Архангельск, 1999. с. 35-37
47. Иванова, Л.Ю. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания [Текст]/ Л.Ю. Иванова // Воспитание школьников. - М. -
2002. - с. 2-3
48. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
49. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2008. 443с.
50. Калягина Г.В. Сравнительная психология и зоопсихология. - СПб.
2003.
51. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998. 208с.
52. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб. 2006.
53. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб. 2003.
54. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000, 800 с.
55. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.1985
56. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб. 2003.
57. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997, 176 с.
58. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст]/ Р. Кэмпбелл. - М.: Генезис, 1998. - 203 с.
59. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1989. - 112с.
60. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. 2005.
61. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 678с.
62. Лечебная педагогика /Под ред. Е.М. Мастюковой. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 500с.
63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: «Политиздат», 1977, 260 с. Б.Ф.
64. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001, 345 с.
65. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: «Медицина», 1985, 115 с.
66. Личко А.Е. ,, Ю.В. Попов Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - М.: Просвещение, 1988, 230 с.
67. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: «Речь», 2007. - 136с.
68. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. 2002.
69. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Лань, 1999, 128 с.
70. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220с.
71. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 352с.
72. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.
- СПб.: Речь, 2001. - 507с.
73.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442с.
74.Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: «Тривола», 1995. - 503с.
75.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 240с.
76. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.:, Просвещение, 1997, 457 с.
77. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.
- М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 160с.
78. Попов В.С. Возрастная психологическая диагностика. - Кр-ск, 1995. - 118с.
79. Практикум по арт-терапии / Под ред. Копытина. - СПб. 2001.
80. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 200 с.
81. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - СПб. 2002.
82. Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. - СПб. 2004.
83. Профилактика детской агрессивности : теорет. основы, диагност. методы коррекц. работа/ авт.-сост. М.Ю. Михайлина. - Волгоград: Учитель, [2009]. - 116 с.:
84. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Просвещение, 1990. - 315с.
85. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.
86. Психология. Учебник / Под Ред. Крылова А.А. - М. 2001.
87. Психология умственно отсталых школьников/ под ред. В.Г. Петровой.
- Кр-ск: Изд-во КГПУ, 1994.110 с.
88. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
89. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
90. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: "Романов", 2001.
91. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. (Психологический практикум)
92. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Педагогика, 1990. 344с.
93. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Изд-во МПСИ, «Флинта», 1998.- 96с.
94. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998, 800 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ