ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие внимания. Функции, виды и свойства внимания 8
1.2. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 22
Вывод по первой главе: 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Организация, методы и методики исследования внимания детей старших дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенности внимания детей
старших дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
Выводы по второй главе: 43
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
3.1. Научно-методические подходы к коррекции внимания детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 46
3.2. Программа психологического развития внимания у старших дошкольников с
задержкой психического процесса 54
3.3Контрольный эксперимент и анализ 65
Вывод по третьей главе: 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Дошкольный возраст имеет огромное значение для развития ребёнка, поскольку именно в этот период закладываются основы его эмоционального и волевого состояния, навыков общения с окружающими, познавательных способностей и психофизического здоровья.
В последние годы отмечается рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). В определённой степени на это влияет неблагоприятная социальная обстановка и недостаточная психолого-педагогическая компетентность сотрудников дошкольных образовательных учреждений. У детей с задержкой психического развития особенно часто наблюдается. недостаточно развитое внимание. Основные свойства внимания, такие как концентрация, объем и распределение, в большинстве случаев отсутствуют или недостаточны. Это состояние характеризуется неустойчивым вниманием, низкой концентрацией и проблемами с переключением внимания.
В исследованиях Л. С. Выготского подчёркивается значимость реабилитационных мероприятий и интеграции детей дошкольного возраста с особенностями развития в социальную среду. Теоретическую базу для изучения специфики развития детей с трудностями составляют достижения российских педагогов и психологов, разработанные учёными. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Ильина, А.Л. Луриа и многие другие. [14]
Чтобы успешно освоить учебную программу, необходимо своевременно изучать и корректировать нарушения когнитивной сферы, особенно психического процесса внимания, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование актуально, так как существует проблема воспитания и обучения детей с ЗПР в коррекционной педагогике. Эти дети не могут справиться с требованиями дошкольных образовательных программ из-за задержки психического развития.
Проблема исследования: определить особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать психокоррекционные мероприятия для улучшения внимания у этой группы испытуемых.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции внимания старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза:
1. У детей с задержкой психического развития зачастую отмечается дефицит в способности переключать, концентрировать, распределять внимание, а также нарушение устойчивости и объема внимания.
2. Развитие внимания детей с задержкой психического развития, будет более успешным с помощью использования коррекционно-развивающую работу.
Цель исследования: выявить особенности внимания, разработать и апробировать программу психологического развития внимания старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования детского внимания.
2. Психолого-педагогический анализ развития детей с задержкой психического процесса.
3. Экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста.
4. Разработка коррекционно-развивающая программа для развития внимания детей с задержкой психического процесса.
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Подбор методического материала диагностики и коррекции внимания у дошкольников с задержкой психического процесса.
Методы исследования:
1. Изучение научно-методическую и психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Наблюдение, тестирование, психологический эксперимент.
3. Обработка данных и их анализ.
Методики исследования:
1. Методика изучения переключения внимания и устойчивости и внимания (Корректурная проба, тест Бурдона).
2. Методика изучения распределения внимания Поппельрейте.
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Методологическая основа исследования: концепции Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, М.С. Певзнера и многих других.
Выборка и база исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29». 40 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования: Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2022 года по март 2024 год.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты определяют особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые могут быть использованы в деятельности педагога психолога дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в качестве информации специалистами, которые работают с детьми с задержкой психического процесса и родителями.
Структура работы: состоит из введения, трех глав и выводами к ним. Заключения и списка использованных источников, 3 приложения, работа проиллюстрирована 11 таблицами, 6 гистограммами.
1. Внимание представляет собой избирательность направленности восприятия на определённый объект, связанная с повышенным интересом к нему для получения информации. Наряду с этим, существуют различные виды внимания, которые можно выделить по различным характеристикам, к примеру, механическое, это вовлечение в задачу, которая воспринимается как рутинная и автоматическая. Вынужденное возникает, когда задача сложная и неприятная, но её необходимо выполнить. Расфокусированное - это скука, возникающая из-за того, что задача не вызывает интереса и не требует усилий. Сосредоточенное - это полная концентрация на задаче, которая требует усилий и знаний.
2. Каждый вид внимания имеет свои особенности и механизмы функционирования, но все вместе составляют сложную систему, которая нам позволяет сохранить и использовать все виды в одном и использовать для последующего будущего. Так как в школе детям придется больше уделять внимание на уроках.
JБыли выделены и рассмотрены основные свойства внимания:
JПереключение — умением изменять направленность внимания и переходить от одного вида деятельности к другому.
JКонцентрация внимания на объекте указывает на степень сосредоточенности и умение не отвлекаться в течение определённого периода времени.
JОбъём внимания определяется количеством объектов, которые ребёнок может воспринимать одновременно.
JРаспределение внимания характеризуется способностью выполнять несколько действий одновременно.
3. Так же было выявлены основные характеристики внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включают:
> «Прилипание внимания» характеризуется сложностями в переключении между разными видами деятельности из-за недостаточной гибкости реакции на изменение обстоятельств.
> Недостаточная стабильность внимания, которая уменьшает эффективность и усложняет решение задач, требуя непрерывного контроля.
> Уменьшение объёма внимания, из-за которого ребёнок может сохранять меньше информации, чем требуется для результативного выполнения игровых, учебных и бытовых задач.
> Ограниченное распределение внимания, из-за которого ребёнок не способен выполнять несколько действий одновременно.
> Пониженная концентрация внимания, связанная с проблемами фокусировки на объекте деятельности, быстрым утомлением и истощением.
4. На основе полученных теоретических данных возникла необходимость проверить внимание у дошкольников с ЗПР на практике. Мы организовали и провели психолого-педагогическое исследование с использованием специально разработанных методик. Исследования старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития проводилось на базе МБДОУ №29 г. Красноярск. Приняли участие 20 детей группы «Ромашки» и 20 дете1 группы «Детство».
5. В результате применения методики Пьерона-Рузера на концентрацию внимания у группы «Ромашки» было выявлено у 6(30%) испытуемых. Это свидетельствует о способности концентрироваться на каких-либо задания. Как в группе «Детство» средний уровень развития наблюдалось у группы «Ромашки» 40%, а у группы «Детство» 35%. Однако в группе «Ромашки» и «Детство» 10%, испытуемых проявили низкий уровень развития концентрации внимания.
6. По методике Бурдона на выявление переключаемости, устойчивости и объема было выявлено 15% у группы «Ромашки», а у группы «Детство» 5% испытуемых с высоким уровнем развития. 55% группы «Ромашки» и 35% группы «Детство» показали средний уровень. Как низкий уровень показало 30% испытуемых группы «Ромашки» и 40% испытуемых группы «Детство».
7. Применение методики на распределение внимания Поппельрейтера было выявлено в группе «Детство» 40% испытуемых на высоком уровне и 5% испытуемых у группы «Ромашки». Средний уровень показали 55% испытуемых группы «Ромашки» и 55% испытуемых группы «Детство». Так же следует отметить, что на низком уровне справились с заданием 30% испытуемых группы «Ромашки» и 40% испытуемых группы «Детство».
8. В результате проведённого эксперимента по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в рамках коррекционно-развивающей программы было обнаружено повышение уровня внимания у большинства участников. Это указывает на необходимость индивидуального и дифференцированного подхода к развитию внимания в детском саду.
1. Арскиева З.А. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста / З. А. Арскиева, М.В. Ажиев // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. - 2016. - С. 24-29.
2. Ансерова А.Б. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ //Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №. 29. - С. 820-825.
3. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О.В. Алмазова. - Екатеринбург, 1997. - 227 с.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 811 с. - // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/366867.
5. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, Е.Л. Ворошилова, А.В. Закрепина, М.М. Либлинг, А.В. Мещерякова, Т.В. Николаева, Ю.А. Разенкова, Е.М. Алексапольская. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. - 484
6. Арбабаева А.Т. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития / А.Т. Арабаева, К.М. Туганбекова, Г.К. Алшынбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12- 1. - С. 141.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: 2009.- 400с.
8. Базарбаева Г.Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития / Г.Б. Базарбаева // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL:http://scienceforum.ru/
9. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
10. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2003, № 1, С. 10.
11. Борисенко Ю.В., Белогай К.Н., Аксенова О.А. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2023. - Т. 7. - №. 2 (26). - С. 125-132.
12. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. / Т.А. Власова; под ред. Т.А. Власовой, В.И. Любавского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 119 с.
13. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: 2009 - 205 с.
14. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии / Л.С. Выготский // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001.- С. 10- 46.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
16. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский / сост. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырей. - М.: МГУ, 1976. - 349 с.
17. Бахрушина В.С. Развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. - Киров: Кировский государственный университет, 1994. - 70 с.
18. Гаджилшгомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Т.Г. Гаджилшгомедова. // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- С. 301- 306.
19. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Просвещение, 1989. - 398 с.
20. Гальперин П.Я. К проблеме внимания / Под ред. А.В. Петровского: Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение,1987.- 447 с.
21. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Вопросы психологии // Н.Ф. Добрынин. - 1973, - № 3 - С. 121-129.
22. Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 С. 38-52.
23. Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - № 1. - С. 4- 12.
24. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно возрастные и реабилитационные аспекты): дис. ... докт. мед. наук. / М.В. Злоказова - СПб., 2004. - 316 с.
25. Зимина Н.А. Психологический практикум по изучению внимания: методические указания для преподавателей [Текст] / Н.А. Зимина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 53 с.
26. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. М.: Изд-во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. - 112 с.
27. Ильмурзина Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития. / Л.М. Ильмурзина. //Международный журналгуманитарных и естественных наук.- 2016. - № 2. - С. 32- 35.
28. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей / М.В. Ильина. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.
29. Истомина З.М. Развитие внимания. - М.: Просвещение,2018. -120с.
30. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР [Текст]: учеб. пособие // Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева. - Екатеринбург, УрГПУ, 1995. - 155 с.
31. Каплунова Н.В., Колесникова Г.Ю. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ //Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. - 2020. - С. 234-236.
32. Котлова А.В. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР //ВЕСТНИК МАГИСТРАТУРЫ. - 2024. - С. 78.
33. Кон И.С. Ребенок и общество: монография / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
34. Краснощек К.В. Психологические особенности задержки психического развития у детей дошкольного возраста //Технопарк универсальных педагогических компетенций. - 2023. - С. 274-278.
35. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР / Ю.С. Кочегарова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/49965
36. Лубовский В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
37. Лурия А.Р. Внимание и память [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 32 с.
38. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2020. - 320 с. С. 184-186.http://psixologiya. org/psixodiagnostika/metod-diagnostiki/ 1689-metody-issledovaniva-vnimaniva-luriva.html
39. Лебединская К.С. Задержка психического развития и пути ее преодоления: Обзорная информация. Вып. 13. - М.: 1976. - 47 с.
40. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 412 с.
41. Линник О.А. Юсупова М. Р. ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР //Инновационная наука. - 2023. - №. 7-2. - С. 35-36.
42. Лебединский В.В. и др. Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
43. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
44. Леханова О.Л., Соколова С. В., Леханова Е. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Актуальные проблемы общей и коррекционной педагогики, общей и специальной психологии. - 2023. - С. 112-121.
45. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с. 29.
46. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.
47. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. М.: Прометей, 2011.
48. Мицан Е.Л., Румянцева Е.В. Использование диагностических методик для оценки произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. - 2022. - С. 97-100.
49. Москвина А.Д., Сухих М.С. Нейропсихологические методики развития и коррекции внимания у детей с ЗПР //Научная мысль: традиции и инновации: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, дата проведения: 29-30 мая 2024 года. - ООО Директ Медиа, 2024.
- С. 164.
50. Московкина А.Г. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология [Текст] / А.Г. Московкина, И.В. Анисимова. - 2000. - № 1 - С. 61¬63.
51. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. - М.: АПН, 2016. - 261 с.
52. Мусарева З.Н. Дидактические игры в развитии внимания старших дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2014. № 11. С. 27.
53. Мухина В.С. Детская психология: учебник для пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 2015. 283 с.
54. Мухина В. С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: монография / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
55. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2007. - № 1. - С. 28-37.
56. Немов Р.С. Психология, психодиагностика: монография / Р. С. Немов.
- М.: Владос, 2001. - 640 с.
57. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. 576с.
58. Ногерова М.Т. КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ //Психология, педагогика, языкознание: новые векторы развития. - 2022. - С. 101-104.
59. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128с.
60. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебное пособие / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2010. - 374 с.
61. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской (заочной) научно¬практической конференции [Текст] / под научной редакцией М. В. Сурниной. - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - 226 с.
62. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие [Текст] / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.
63. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 104 с.
64. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. интов / ред. А. В. Петровского. - М., 1986. - 479 с.
65. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М.: Академия, 2011. 341 с.
66. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. - М., 2004 - 195с.
67. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2019.
68. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2009.- 253 с.
69. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
70. Птицына Ю.Д. Проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. - 2022. - С. 219-220.
71. Перминова Л.О. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию. - 2021.
72. Пичугина И Ю., Бочарова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ //Бюллетень Северного государственного медицинского университета.-. - 2020. - С. 113.
73. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.
74. Психология внимания. [Текст] // Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М., 2001. - 300 с.
75. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание [Текст] / С. Л.
Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1979. - 148 с.
76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с.
77. Роговин М.С. Проблемы внимания. - М.: Высшая школа, 2011. -186 с.
78. Специальная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
79. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
80. Соколова С.В., Леханова О.Л. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР //ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ Учредители: Научно-информационный издательский центр" Институт стратегических исследований". - 2022. - С. 67-69.
81. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.:
АРКТИ, 2008. - 208 с.
82. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. - М.: Просвещение, 2016. - 193 с.
83. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 464 с.
84. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
85. Тихонова А.А. Развитие произвольного внимания детей 5-6 лет с задержкой психического развития //Молодой исследователь: от идеи к проекту. - 2020. - С. 364-365.
86. Фаловская А.А., Шлат Н.Ю. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ //ББК 74я43 88я43. - 2023.
87. Черёмушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черёмушкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.
88. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - Выпуск II. - Серия 2. - Психология. Педагогика. - Абакан, 1997. - С. 36-40.
89. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. - Абакан: АГПИ, 2011. -37 с.
90. Чупров Л.Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения / Л. Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012 - С. 8-12
91. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных
и групповых занятий в классе коррекционно - развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Е.В. Шамарина. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2007. - 80 с.
92. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 136 с.
93. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1960. - 456 с.
94. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б.
Эльконин. - М.: Педагогика,1979 - 544 с.
95. Янченко С.А., Блинова Л.Н. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //ИННОВАЦИИ. - №. 49. - С. 1856-1862.
96. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Под ред. А.К. Марковой, Л.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлевой. - Петрозаводск, 1999 - 205 с.