Профильный элективный курс "Биология и здоровье" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся
|
Введение 8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. История организации профильного обучения 14
1.2. Проблемы профильного обучения в свете ФГОС 22
1.3. Особенности элективных курсов в условиях общеобразовательной школы 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ» 33
2.1. Содержание элективного курса «Биология и здоровье» 33
2.2. Методика проведения элективного курса «Биология и здоровье» 47
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 14
1.1. История организации профильного обучения 14
1.2. Проблемы профильного обучения в свете ФГОС 22
1.3. Особенности элективных курсов в условиях общеобразовательной школы 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ» 33
2.1. Содержание элективного курса «Биология и здоровье» 33
2.2. Методика проведения элективного курса «Биология и здоровье» 47
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения
Изменения, происходящие в современном обществе и социальные условия жизни, определяют необходимость самостоятельного выбора ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Проблема в том, что школа как главный институт воспитания испытывает кризис, связанный с «технократической перегрузкой образования; трансляцией знания в безличной форме; дефицитом культуры в образовании» [7]. Федеральный государственный образовательный стандарт делает упор на формирование компетентной личности учащихся в условиях школьного образования. Однако за пределами школьного класса ученики оказываются перед необходимостью вести самостоятельную и практическую деятельность, проявлять ответственность и способность к решению жизненно важных задач. Для формирования компетентной личности необходим стандарт обучения, который позволит задействовать образовательный потенциал различных общественных институтов; элективные курсы естественнонаучного направления могут предоставить огромные возможности для формирования экологической компетентности старшеклассников [15].
На учебных занятиях ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.). Хорошо, если работа ученика на элективных курсах будет повышать его информационную компетентность.
Учитель должен применять на занятиях по предпрофильной подготовке такие образовательные технологии, чтобы ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали, мог научиться демонстрировать свои успехи - сдавать экзамен [1].
Организация профильного обучения в школе - это результат сочетания индивидуального подхода в обучении с потребностью учащихся в универсальности знаний. Профильное обучение сочетает в себе базовое школьное обучение и вузовский уровень требований к знаниям учащихся [5]. В ходе эксперимента профильное обучение позволит учитывать собственные силы учащегося, развить в них самостоятельность и инициативу, неординарное мышление, обеспечить рас-ширение кругозора и углубление специальных знаний.
Полноценное профильное обучение организуется в старших классах, когда у учащихся есть необходимый общеобразовательный минимум знаний [32].
Элективный курс - это один из путей реализации идеи предпрофильного обучения учащихся.
Основная идея элективного курса состоит в том, чтобы более углубленно и эффективно сформировать знания учащихся. Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает [32].
Элективный курс в учебном процессе помогает наиболее эффективно реализовать обучение с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся. Данный курс выбирают в зависимости от интересов и специализации, выбранной учащимися.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики формирования познавательных учебных действий средствами элективного курса «Биология и здоровье».
Объект исследования - процесс обучения биологии в средней школе.
Предмет исследования - методика организации и реализации профильного элективного курса "Биология и здоровье" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что профильный элективный курс "Биология и здоровье" выступит как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, если:
• учебные цели будут ориентированы на повышения уровня сформированности познавательных УУД;
• при разработке элективного курса будут учитываться оптимальная сочетание межпредметных связей;
• обоснованы и использованы методы вовлечения старших школьников в совместную деятельность учителя и учащихся.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе.
2. Разработать элективный курс «Биология и здоровье» и методику его преподавания; выявить комплекс организационно методических условий, обеспечивающих формирование познавательных учебных действий у старших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по реализации основных положений исследования и апробацию методики изучения элективного курса «Биология и здоровье» как средства формирования познавательных учебных действий у старших школьников.
Основные характеристики элективных курсов:
1. Избыточность - мера наличия в учебном курсе такой информации, овладение которой прямо не служит достижению поставленных цел ей обучения, без которых работа в принципе возможна, но которые повышают надежность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации.
2. Вариативность - од ин из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Вариативность - способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.
3. Краткосрочность - форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения (от 4 недель- 8-часовая программа до нескольких месяцев - 16-30-часовая программа), интенсивности занятий и их результативности, гибкости обучения в зависимости от интересов слушателей и опорой на имеющиеся знаний, умения и навыки.
4. Оригинальность содержания всегда определяется личным вкладом автора программы и должна быть ви дна в реализуемом им курсе. Именно поэтому элективные курсы по предпрофильной подготовке носят авторский характер. Но такой отпечаток автора должен не просто присутствовать в предлагаемом им курсе, но и расширять его значение, придавать новое звучание казалось бы банальным вещам. Оригинальность не обязательно обозначает новизну, это то средство, с помощью которого жизненный опыт автора выражен в наиболее отчетливом и значимом виде.
5. Нестандартностью - отступление от эталона, устанавливающего комплекс норм, правил, требований к учебному процессу. Выражается в использовании учителем собственной методики обучения, самостоятельным отбором учебного материала, индивидуально построенным планом обучения [23].
На учебных занятиях ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т. д.). Хорошо, если работа ученика на элективных курсах будет повышать его информационную компетентность.
Перед общеобразовательной школой стоят задачи:
• повышение степени дифференциации и индивидуализации обучения;
• более полный учет склонностей и способностей учащихся;
• построение индивидуальных образовательных программ;
• создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27].
Такого характера проблемы среднего образования можно решать только за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.
Понятие «предпрофильная подготовка» (1НН1) впервые появилось в Концепции профильного обучения. Концепция профильного обучения отмечает, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [21].
Новизна данной исследовательской работы заключается в следующем:
- рассмотрены основные подходы к проектированию содержания учебного материала элективных курсов для старших школьников;
- проведена типологизация содержания учебного матери ала элективных кур-сов естественнонаучного направления;
- определены состав, структура и содержание учебного материала элективных курсов естественнонаучного направления;
- раскрыты содержание и методика преподавания учебного материала элективных курсов естественнонаучного направления для старших школьников.
Этапы нашей экспериментальной работы включали:
- подготовительный (поисково-теоретический);
Этот этап посвящён анализу научной литературы по проблеме исследования, определению основных направлений исследования, сбору эмпирических данных. Этап связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования и проведение эксперимента.
- экспериментальный;
На данном этапе предполагается совершенствование гипотезы исследования, разработка плана эксперимента, методики преподавания элективного курса естественнонаучного профиля, планируется реализация программы экспериментальной работы.
- заключительный (аналитико-обобщающий);
Этот этап связан с систематизацией накопленного материала, его анализом, обработкой результатов, полученных экспериментальным путём, их проверкой, обобщением, формулированием выводов и рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений. Основной объем диссертации составляет 74 страницы
На учебных занятиях ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.). Хорошо, если работа ученика на элективных курсах будет повышать его информационную компетентность.
Учитель должен применять на занятиях по предпрофильной подготовке такие образовательные технологии, чтобы ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали, мог научиться демонстрировать свои успехи - сдавать экзамен [1].
Организация профильного обучения в школе - это результат сочетания индивидуального подхода в обучении с потребностью учащихся в универсальности знаний. Профильное обучение сочетает в себе базовое школьное обучение и вузовский уровень требований к знаниям учащихся [5]. В ходе эксперимента профильное обучение позволит учитывать собственные силы учащегося, развить в них самостоятельность и инициативу, неординарное мышление, обеспечить рас-ширение кругозора и углубление специальных знаний.
Полноценное профильное обучение организуется в старших классах, когда у учащихся есть необходимый общеобразовательный минимум знаний [32].
Элективный курс - это один из путей реализации идеи предпрофильного обучения учащихся.
Основная идея элективного курса состоит в том, чтобы более углубленно и эффективно сформировать знания учащихся. Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает [32].
Элективный курс в учебном процессе помогает наиболее эффективно реализовать обучение с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся. Данный курс выбирают в зависимости от интересов и специализации, выбранной учащимися.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики формирования познавательных учебных действий средствами элективного курса «Биология и здоровье».
Объект исследования - процесс обучения биологии в средней школе.
Предмет исследования - методика организации и реализации профильного элективного курса "Биология и здоровье" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что профильный элективный курс "Биология и здоровье" выступит как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся, если:
• учебные цели будут ориентированы на повышения уровня сформированности познавательных УУД;
• при разработке элективного курса будут учитываться оптимальная сочетание межпредметных связей;
• обоснованы и использованы методы вовлечения старших школьников в совместную деятельность учителя и учащихся.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе.
2. Разработать элективный курс «Биология и здоровье» и методику его преподавания; выявить комплекс организационно методических условий, обеспечивающих формирование познавательных учебных действий у старших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по реализации основных положений исследования и апробацию методики изучения элективного курса «Биология и здоровье» как средства формирования познавательных учебных действий у старших школьников.
Основные характеристики элективных курсов:
1. Избыточность - мера наличия в учебном курсе такой информации, овладение которой прямо не служит достижению поставленных цел ей обучения, без которых работа в принципе возможна, но которые повышают надежность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации.
2. Вариативность - од ин из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Вариативность - способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий.
3. Краткосрочность - форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения (от 4 недель- 8-часовая программа до нескольких месяцев - 16-30-часовая программа), интенсивности занятий и их результативности, гибкости обучения в зависимости от интересов слушателей и опорой на имеющиеся знаний, умения и навыки.
4. Оригинальность содержания всегда определяется личным вкладом автора программы и должна быть ви дна в реализуемом им курсе. Именно поэтому элективные курсы по предпрофильной подготовке носят авторский характер. Но такой отпечаток автора должен не просто присутствовать в предлагаемом им курсе, но и расширять его значение, придавать новое звучание казалось бы банальным вещам. Оригинальность не обязательно обозначает новизну, это то средство, с помощью которого жизненный опыт автора выражен в наиболее отчетливом и значимом виде.
5. Нестандартностью - отступление от эталона, устанавливающего комплекс норм, правил, требований к учебному процессу. Выражается в использовании учителем собственной методики обучения, самостоятельным отбором учебного материала, индивидуально построенным планом обучения [23].
На учебных занятиях ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т. д.). Хорошо, если работа ученика на элективных курсах будет повышать его информационную компетентность.
Перед общеобразовательной школой стоят задачи:
• повышение степени дифференциации и индивидуализации обучения;
• более полный учет склонностей и способностей учащихся;
• построение индивидуальных образовательных программ;
• создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27].
Такого характера проблемы среднего образования можно решать только за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.
Понятие «предпрофильная подготовка» (1НН1) впервые появилось в Концепции профильного обучения. Концепция профильного обучения отмечает, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [21].
Новизна данной исследовательской работы заключается в следующем:
- рассмотрены основные подходы к проектированию содержания учебного материала элективных курсов для старших школьников;
- проведена типологизация содержания учебного матери ала элективных кур-сов естественнонаучного направления;
- определены состав, структура и содержание учебного материала элективных курсов естественнонаучного направления;
- раскрыты содержание и методика преподавания учебного материала элективных курсов естественнонаучного направления для старших школьников.
Этапы нашей экспериментальной работы включали:
- подготовительный (поисково-теоретический);
Этот этап посвящён анализу научной литературы по проблеме исследования, определению основных направлений исследования, сбору эмпирических данных. Этап связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования и проведение эксперимента.
- экспериментальный;
На данном этапе предполагается совершенствование гипотезы исследования, разработка плана эксперимента, методики преподавания элективного курса естественнонаучного профиля, планируется реализация программы экспериментальной работы.
- заключительный (аналитико-обобщающий);
Этот этап связан с систематизацией накопленного материала, его анализом, обработкой результатов, полученных экспериментальным путём, их проверкой, обобщением, формулированием выводов и рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений. Основной объем диссертации составляет 74 страницы
Проведенное нами исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Учащиеся в процессе изучения элективного курса «Биология и здоровье» при обрели умения осознанно и правильно относиться к своему здоровью, получили знания о биологическом и химическом составе пищи, основных принципах здорового питания, овладели техникой проведения химического и биологического эксперимента. Экспериментально доказана эффективность данной методики. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформированы следующие выводы:
1. Изучение психологической, педагогической и методической литературы позволило выявить теоретические основы использования образовательного потенциала элективных курсов, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.
2. Разработаны содержание элективного курса «Биология и здоровье» и методика его изучения, а также выявлен комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих формирование познавательных универсальных учебных действий у старших школьников.
3. Проведена экспериментальная работа по реализации основных положений исследования и апробация методики изучения элективного курса «Биология и здоровье» и доказана эффективность элективного курса в достижениях учащимися результатов по формированию познавательных учебных действий.
Перспективные направления дальнейшего исследования связаны с отражением целей и содержания развития здорового образа жизни в государственных образовательных стандартах третьего поколения.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Научные статьи и материалы конференции:
1. Буракова В.И. Возможности элективного курса «Юный эколог» - в формировании экологических знаний учащихся / В.И. Буракова // IX Всероссийская (с международным участием) научно-методической конференции преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла «Инновации в естественнонаучном образовании». Красноярск, 27 октября 2017 г. / ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017.
2. Буракова В.И. Элективный курс по биологии как средство профильного обучения / В.И. Буракова // XX международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «молодежь и наука XXI века» / Крас-ноярск, 23 апреля 2019 г. / ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформированы следующие выводы:
1. Изучение психологической, педагогической и методической литературы позволило выявить теоретические основы использования образовательного потенциала элективных курсов, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.
2. Разработаны содержание элективного курса «Биология и здоровье» и методика его изучения, а также выявлен комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих формирование познавательных универсальных учебных действий у старших школьников.
3. Проведена экспериментальная работа по реализации основных положений исследования и апробация методики изучения элективного курса «Биология и здоровье» и доказана эффективность элективного курса в достижениях учащимися результатов по формированию познавательных учебных действий.
Перспективные направления дальнейшего исследования связаны с отражением целей и содержания развития здорового образа жизни в государственных образовательных стандартах третьего поколения.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Научные статьи и материалы конференции:
1. Буракова В.И. Возможности элективного курса «Юный эколог» - в формировании экологических знаний учащихся / В.И. Буракова // IX Всероссийская (с международным участием) научно-методической конференции преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла «Инновации в естественнонаучном образовании». Красноярск, 27 октября 2017 г. / ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017.
2. Буракова В.И. Элективный курс по биологии как средство профильного обучения / В.И. Буракова // XX международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «молодежь и наука XXI века» / Крас-ноярск, 23 апреля 2019 г. / ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, валеология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



