Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ХИМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Работа №168663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2024
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ХИМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
1.1. Понятие, содержание и особенности профориентации школьников.
1.2. Система профориентационной работы в школе.
1.3. Анализ уровня востребованности химических профессий.
ГЛАВА 2. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ХИМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
2.1. Анализ опыта работы образовательных учреждений по организации профориентационной работы со школьниками.
2.2. Разработка комплекса мероприятий по профориентации школьников на химические профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Каждый год по окончанию школы тысячи выпускников сталкиваются с такой проблемой, как выбор профессии. Работа играет огромную роль в жизни каждого человека, она дает возможность реализовать свои способности, цели, устремления. Неправильный выбор может стать огромной проблемой и, в итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость, приводит к страданиям. Поэтому, очень важно помочь старшеклассникам и подвести их к осознанному выбору профессии.
Профориентационная работа является очень сложным и ответственным делом, в ходе которой обучающиеся получают возможность самостоятельно оценить свои перспективы, применить на практике знания и навыки, изучить свои наклонности и интересы.
Учебный предмет химия имеет большие перспективы в этом плане. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление обучающихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с многими химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.
Обучающиеся зачастую не имеют представления о профессиональной деятельности химиков на современном производстве, в научных лабораториях, педагогических коллективах. В их представления включен узкий диапазон профессий, связанный лишь с медициной и педагогикой. Однако, в нынешних условиях, мы сталкиваемся с острой нехваткой кадров на промышленных производствах, лабораториях и т.д. Профориентация школьников на химические профессии позволит решить сложившуюся проблему.
Сложившаяся ситуация обусловлена противоречием между необходимостью овладения обучающимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, подготовки к осознанному профессиональному выбору и недостаточным использованием возможностей практико-ориентированного обучения, в том числе профориентационных аспектов обучения химии [Даутова, 2006].
Таким образом, профессиональная ориентация представляет собой комплексную и сложную программу, целью которой является помощь молодому поколению в определении профессионального пути с учетом их интересов и способностей.
Цель исследования:
Проведение комплекса мероприятий, направленных на организацию со школьниками профориентационной работы на химические профессии на основе анализа теоретических и эмпирических данных.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы организации профессиональной ориентации школьников на химические профессии.
2. Проанализировать опыт работы образовательных учреждений по организации профориентационной работы со школьниками.
3. Разработать и провести комплекс мероприятий по организации профориентационной работы по химическим профессиям.
Методы исследования [Пономарев, 2014]:
1. Теоретические: анализ нормативно-правовой базы, психолого-педагогической и методической литературы, общенаучные логические
методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, разработка и
апробирование программ профориентационной работы со старшеклассниками.
Методики исследования:
Опросник на определение уровня готовности к выбору профессии [Успенский, 2003].
Личный вклад:
Анализ и обобщение данных литературных источников, разработка комплекса мероприятий, направленных на профориентацию школьников на химические профессии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день выпускники нередко сталкиваются с проблемой выбора профессии. Необходимо помочь каждому школьнику найти себя в мире профессий. Правильный выбор означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности. Поэтому система профориентационной работы призвана стать основной системой поддержки школьников в их профессиональном самоопределении и нацелить их на правильный выбор профессии.
В ходе данного исследования были изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации школьников, её формы, методы и принципы. Это позволило сделать выводы о том, что под профориентацией следует понимать систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Проанализировав опыт работы образовательных учреждений по организации профориентационной работы, было выявлено, что в школе ведется разнообразная работа по профориентации учащихся, которая включает проведение классных часов, встречи и консультации с профессионалами, экскурсии на различные предприятия города, профдиагностика и др. Вопрос о профессиональном будущем вызывает интерес у школьников, многие принимают активное участие в мероприятиях, направленных на самоопределение.
Также в ходе проделанной работы, был разработан и опробован комплекс мероприятий, направленный на создание условий для профессионального самоопределения учащихся на химические профессии. Комплекс мероприятий состоит из четырех направлений деятельности: профессиональное просвещение, диагностика и консультирование, взаимодействие с предприятиями. В течение 6 недель для школьников была проведена диагностика познавательной сферы, практические упражнения, классный час «Профессии, связанные с химией», организованы посещение дня открытых дверей в КГПУ, ярмарка образовательных учреждений города, встреча со специалистом из СФУ, а также встреча с родителями. Всего в данном исследовании приняли участие 22 школьника 8-10 классов. 9 человек серьезно задумались о профессиях, связанных с химией.
Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.



1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. 186 с.
2. Блонский П.П. Выбор профессии. М.: Познание, 2009. 89 с.
3. Ботякова Л.В. и др. Учебно-методический кабинет
профессиональной ориентации. М: Просвещение, 1986. 110 с.
4. Высокооплачиваемые профессии, связанные с химией // Профгид: [сайт]. 2023. URL: https://www.profguide.io/article/vysokooplachivaemye-professii- svyazannye-s-himiej.html(дата обращения 14.06.2024)
5. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Просвещение, 2007. 235 с.
6. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии. СПб: КАРО, 2006. 352 с.
7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика / учебное пособие для высшей школы. М: Академический проект, 2020. 192 с.
8. Климов Г.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
9. Климов Е.А. Выбирать профессию. М.: Просвещение, 2000. 158 с.
10. Коваленко К.М., Банько Н. А. Востребованность профессии на рынке
труда: формирование спроса // Science Time. 2014. №9 (9). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZvostrebovannost-professii-na-rynke-truda-formirovanie- sprosa(дата обращения: 14.06.2024).
11. Куровская С.Н. Организация и проведение профориентационных мероприятий. Гродно: ГрГУ, 2013. 58 с.
12. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 362 с.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, 1996. 352 с.
14. Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС ООО. СПБ: СПб АППО, 2016
15. Основы теории и практики профориентации / Сост. В.И. Балахин и др. СПб: Питер, 2000. 245 с.
16. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев: Рад. школа, 2002. 143 с.
17. Пилюгина Е.И., Иванова М.Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 619-623.
18. Пономарев А.Б., Пикулева Э.А. Методология научных исследований / учеб. пособие Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. 186 с.
19. Пряжников Н.С. Профконсультационные методики/ учебное пособие М.: Ассоциация Профцентр, 2003. 157 с.
20. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы): учеб.-метод.пособие / Н. С.Пряжников. М.: МОДЭК, 2020
21. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М: МОДЭК, 2018 464 с.
22. Слобожанина В.Л. Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ СОШ №5 г. Качканар // Педагогическое мастерство: материалы I Международ. науч. конф. М: Буки-Веди, 2012. С. 169-172.
23. Толстикова А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 346-350.
24. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого¬педагогическую деятельность / учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
25. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. 158 с.
26. Чернявская А.П. Психологическое консультирование
профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021 96 с.
27. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 кл. М.: Сфера, 2016 119 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ