Введение 3
1. Речевая деятельность на иностранном языке как глобальный объект
обучения 6
1.1 Взаимосвязь языка, речи и речевой деятельности 6
1.2 Структура речевой деятельности. Механизмы говорения 8
1.3 Цели и задачи обучения лексической стороне речи 12
Выводы по главе 1 14
2. Уровневый подход в формировании и развитии практических и
умственных действий при работе с лексическими единицами 15
2.1 Понятие лексики. Психологическая и психолингвистическая
характеристика лексики 15
2.2Основные закономерности процесса обучения 20
2.3 Стадии формирования лексического навыка 21
2.4 Этапы и трудности работы с лексикой. Способы семантизации
лексических единиц 26
2.5 Практические и умственные действия с лексикой. Упражнение
как основная единица формирования лексического навыка 32
Выводы по главе 2 37
Практическая часть 39
Заключение 54
Библиографический список 55
Приложение А 58
Приложение Б 61
Приложение В 62
Приложение Г 63
Приложение Д 66
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение, так и опосредованное. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Для формирования коммуникативной компетенции необходимо создание таких условий, в которых бы формировались навыки и умения владения словами и грамматической структурой. Эти условия должны также служить основой речевого развития учащихся.
Обучению лексической стороне иноязычной стороне речи (устной и письменной) во все времена уделялось особое внимание. Это связано с тем, что лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Авторы многих теоретических трудов по лин-гвистике, психолингвистике, психологии, лингводидактике и методике преподавания иностранных языков придерживаются мнения, что лексический (семантический) компонент является стрежневым в структуре языковой способности обучаемых.
И.Л. Бим отмечает, что овладеть словом означает овладеть его значением, формой (звуковой и графической), уметь его употреблять в контексте. Чтобы правильно употребить слово в контексте, учащемуся необходимо овладеть словообразованием (в парадигматическом ряду — словоизменение), употреблением (в синтагматическом ряду — словосочетание). Ученики испытывают трудности в запоминании значения лексических единиц, а также допускают много ошибок в форме слова и затрудняются применять их в речи [6].
Практические и умственные действия со словом составляют основу, базу всего когнитивного, социального и речевого развития ученика. Благодаря прочной связи между практическими и умственными действиями со словом, происходит успешное формирование и совершенствование лексических навыков. Тесное взаимодействие лексических навыков с интеллектуальными оказывают серьезное влияние на овладение лексической системой изучаемого языка и обучение речи на иностранном языке. Качественно организованная интеллектуальная деятельность оказывает серьезное влияние на речевые навыки и умения...
Чтобы овладеть устными и письменными формами общения, необходимо полное владение лексикой иностранного языка в плане системной точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. В процессе овладения лексикой иностранного языка необходимо установление связей иноязычного слова с понятием родного языка, а также морфологических и синтаксических связей. Развивающее воздействие усиливается, если в процессе его усвоения особое место отводится познавательным и когнитивным процессам. Развитие лингвистического мышления необходимо для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая обеспечивает успешность иноязычной коммуникативной деятельности. Необходимо усвоение учащимися как значение и формы лексических единиц, так и умение использовать их в различных видах речевой деятельности.
На каждом уроке должна проходить комплексная работа по формированию и совершенствованию лексического навыка, то есть автоматизированной способности вызова из долговременной памяти слова, словосочетании или фразы, соответствующей коммуникативному заданию. Качественно организованная интеллектуальная деятельность оказывает 48
серьезное влияние на речевые навыки и умения. Вместе с ростом мыслительных возможностей школьников совершенствуются речевые навыки и умения, являющиеся главным объектом всех учебных действий на уроках иностранного языка.
1. Антрушиня Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова - 8-е изд.,перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2013. - 287 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка) 2-е издание, испр. и доп. [Электронный ресурс] - М.: Восточная литература,1995. - 472 с.
3. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка(практический курс). Учеб.пособие для II - III курсов ин-тов и фак.ин.яз. - М.: Высшая школа, 1977. - 240 с.
4. Баранов Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. - М.: МПГУ, 2015. 149с.
5. Бим И.Л., Пассов, Е.И. и др.Английский язык. - М.: Просвещение, 2006
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - с.215-223
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : уч. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед. уч. зав. [Электронный ресурс] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -4-е изд., - М.: Академия, 2007. -336с.
8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФРА - М, 2001. 10-11 с.
9. Гумбольт В. Указ. соч. с. 99
10. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Кислая С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс [Текст] /
- Киев: Высшая школа, 1976. - 282 с.
11. Денисова Л.Г., Мезенин, С.М. Лексика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе.1993, № 1. - С.5-10.
12. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. Учебник -СПб.:2003
13.Зимняя И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] - М.: Логос, 2000. - 384 с.
14. Кириллова А.В. Учебное пособие по лексикологии английского языка (для студентов направления подготовки 45.03.02 Лингвистика профиль Перевод и переводоведение и 44.03.05 Педагогическое образование профиль «Иностранный язык (английский)») / Орехово-Зуево, 2016. (переработанное и дополненное)
15. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. [Электронный ресурс] - М.: КомКнига, 2006. - 192 с...33