ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ
УЧИТЕЛЕЙ 5
1.1. Представление как психолого-педагогический феномен 5
1.2. Особенности представлений о поощрениях и наказаниях детей младшего
школьного возраста и их учителей 14
1.3 Способы развития представлений о поощрениях и наказаниях у детей младшего школьного возраста и их учителей в современном образовании ....23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПООЩРЕНИИЯХ И НАКАЗАНИЯХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧИТЕЛЕЙ 32
2.1. Диагностическая программа исследования представлений о поощрениях
и наказаниях у детей младшего школьного возраста и их учителей 32
2.2. Описание результатов исследования представлений о поощрениях и
наказаниях у детей младшего школьного возраста и их учителей 39
2.3. Программа по развитию и дополнению представлений о поощрениях и
наказаниях у детей младшего школьного возраста и их учителей 46
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Поощрения и наказания относятся к числу базовых категорий психолого - педагогической науки. Они представляют собой инструмент непосредственного и опосредованного воздействия на личность, её развитие и поведение.
Правильное применение системы поощрений и наказаний в педагогической практике может существенным образом повлиять на результативность учебной деятельности детей, взаимоотношения детей в коллективе и со взрослыми, уровень воспитанности обучающихся. Недостаточно хорошо продуманное использование учителями мер поощрений и наказаний детей, напротив, может оказать негативное воздействие на развитие каждого отдельно взятого ребёнка и детский коллектив в целом.
Одной из главных особенностей поощрений и наказаний, как средств воспитания и развития личности, является зависимость результатов их применения от представлений о них у тех, кто применяет эти средства, и у тех, к кому они применяются.
Представление, в свою очередь, является сложным психолого-педагогическим феноменом, суть которого не ограничивается одним лишь образом объекта, явления или события в сознании субъекта. Представление есть не что иное, как начальная форма знания, связующее звено между восприятием и мышлением. На сегодняшний день установлено, что представления играют значительную роль в процессе обучения и воспитания. Представления оказывают влияние на все, без исключения, стороны развития личности.
Отечественные и зарубежные педагоги высказывали свои взгляды на применение методов поощрений и наказаний в воспитательном процессе. Немало работ данной проблеме посвятили В.Е. Гмурман и А.Ю. Гордин, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой и другие. Среди зарубежных педагогов по теме поощрений и наказаний в воспитании высказывали свои взгляды и идеи Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и другие. К.Д Ушинский утверждал, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. А.С. Макаренко высказывал мнение о том, что опытный педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрений и наказаний.
Проблемой представления о поощрениях и наказаниях у учителей и школьников занимались такие отечественные педагоги, как Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой темой занимаются Л.Ю. Гордин, Сакса Леви, В.Ю. Питюков.
Вместе с тем, несмотря на богатый опыт научных разработок, посвящённых проблематике использования поощрений и наказаний в образовательном процессе, содержательным характеристикам и механизмам формирования представлений, вопрос об особенностях представлений о поощрении и наказании у обучающихся и их педагогов остаётся малоизученной областью психолого-педагогических исследований. Этим обстоятельством обусловлена актуальность темы настоящего исследования...
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что представление является одной из самых значимых научных категорий в психолого-педагогической науке. А так же, что школьные поощрения наказания всегда рассматривалось как метод стимулирующего воздействия, с помощью которого достигаются определенные воспитательные цели в школе.
Проблемой осмысления использования поощрения и наказания в школе занимались И. Гербарт, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко П.Ф. Каптерев, Л.Ю. Гордин и др.
Представления, понятия, законы нельзя механически «вложить» в головы учеников: сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя.
Сущность обучения состоит в руководстве сложными познавательными процессами, совершающимися в сознании детей во время обучения. Передать, сообщить знания учащимся - это значит сформировать, образовать в их сознании представления о вещах и явлениях, раскрыть сущность явлений - образовать понятия, помочь осознать закономерную связь явлений материальной действительности и облечь всё это в правильную и чёткую словесную или иную форму.
Поощрения и наказания в педагогике рассматриваются как совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Суть поощрения и наказания едина, она заключается в стимулировании и торможении деятельности детей, внесении изменений в их отношение к осуществляемой деятельности.
Одной из главных особенностей поощрения и наказания, как средств воспитания и развития личности, является зависимость результатов их применения от представлений о них у тех, кто применяет эти средства, и у тех, к кому они применяются...
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Алишев Б.С. Понятие «представление» в современной
психологии // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка».
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-predstavlenie-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 03.05.2021)
3. Алишев Б.С. Предпочтение как функция психики // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. Т. 153. Кн. 5. С. 7-16.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания // Электронная
библиотека ГНПБУ. [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_psihologia- poznaniya_1960&bookhl
5. Бремс К. Б. Полное руководство по детской психотерапии. -М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.-640 с.
6. Бронникова А.Ю. Представление как сложный психологический феномен. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.kreatiffchik.ru/predstavlenie- kak-slozhnyiy-psihologicheskiy-fenomen.html
7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. // Электронная библиотека PSYLIB. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/vekkl01/
8. Веккер Л.М. Психические процессы // Электронная библиотека PSYLIB. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/vekkl01/
9. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания // Электронная библиотека GUMER. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/velich/
10. Волкова О.В. Онтогенетический подход к исследованию
феномена выученной беспомощности / О.В. Волкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). URL:
http://mprj.ru
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С Выготский. - М.:
Просвещение, 1991. -93 с.
12. Гостев А.А. Образная сфера человека. // Электронная библиотека
ОиМЕК.[Электронный ресурс]. URL:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/
13. Грехнев В.С. Философия о поощрении и наказании в воспитании людей // Философия и общество. 2013. № 3. С. 60-86.
14. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1971. 133 с.
15. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания // Электронная библиотека GUMER. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/denn/index.php..60