ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие агрессивного поведения 5
1.2. Специфика агрессивного поведения детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Особенности личности и социального развития часто болеющих детей
старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 25
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 25
2.2. Результаты проведения диагностики 27
2.3. Рекомендации для педагогов по работе с часто болеющими детьми
старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста. Среди них особого внимания заслуживает возрастающая тревожность, жестокость, агрессивность детей практически любого возраста. В настоящее время образовательные учреждения, в том числе и ДОУ не могут полностью исключить проявления агрессивности на занятиях, во время свободной деятельности детей, прогулках. С данным явлением сталкиваются и родители. Учёные в своих исследованиях утверждают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для детей дошкольного возраста, так как часто встречающаяся детская тревожность может стать предпосылкой для формирования агрессивного поведения, которое может возникнуть также в дошкольном возрасте. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной деятельности педагога-психолога в ДОУ по профилактике и коррекции проявлений агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Проблема проявлений агрессивного поведения у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста привлекает к себе столько же внимания, как и в отношении детей, которые болеют реже двух-трёх раз в год. Данная категория детей большую часть времени находятся дома, в то время, как многие их сверстники посещают детские сады, а старшие члены семьи могут проводить большую часть времени за работой или же наоборот непрерывно уделять внимание болеющему ребёнку. В обоих случаях социальная ситуация развития дошкольника очень сильно отличается от «здоровых» сверстников, количество контактов с детьми у часто болеющего ребёнка может быть приближено к нулевому. Как следствие, ребёнку может быть сложно наладить конструктивное взаимодействие со сверстником, он может быть недостаточно самостоятельным в условиях дошкольного учреждения, могут проявляться различные признаки дезадаптации. Трудности в разных видах деятельности и общении с детьми и воспитателями во время пребывания в детском саду могут провоцировать у детей тревожность и, как следствие, различные формы проявления агрессивного поведения.
Цель исследования: составление практических рекомендаций педагогам по работе с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста, имеющими в своём поведении проявления агрессивности.
Объект исследования: агрессивное поведение часто болеющих детей старшего дошкольного возраста...
К категории часто болеющих детей относятся те дети, которые часто и длительно болеют острыми респираторными заболеваниями, например, ОРЗ и ОРВИ, а частота заболеваний в год может быть от 4-5 и более раз. Агрессивное поведение таких детей может быть вызвано недостатком внимания со стороны сверстников в группе, взрослых, неудач в различных видах деятельности, низкой самооценки из-за сформированной негативной картины болезни и последствий заболевания. Для того, чтобы часто болеющий ребёнок мог чувствовать себя уверенней в условиях дошкольного образовательного учреждения, со стороны педагога необходимо внимание и поддержка такого ребёнка, помощь в адаптации к детскому коллективу после болезни, а в случаях проявления агрессивного поведения педагогу необходимо обсудить с ребёнком данное проявление агрессивности и направить ребёнка на преодоление негативных эмоций.
В ходе проделанной работы в первой главе были решены следующие задачи исследования: проведён анализ научной литературы по проблематике исследования, изучены особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены особенности личности и социального развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Также был обозначен диагностический инструментарий исследования агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. В исследовании был использован проективный тест «Рука» Э. Вагнера в адаптации Т.Н. Курбатовой и проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное». Во второй главе нашей работы были проведена диагностическая работа с использованием подобранных методик и проанализированы полученные результаты. По результатам проведённых методик процент часто болеющих детей старшего дошкольного возраста относительно детей, болеющих 1-2 раза в год, был небольшим. По проективному тесту «Рука» агрессивное поведение проявляли 11,8% детей, по проективной методике «Несуществующее животное» - 5,8%. Несмотря на небольшое количество детей с проявлениями агрессивного поведения среди часто болеющих, на основе полученных результатов были разработаны практические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения по работе с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением с целью поддержки данной категории детей со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения. Таким образом в нашем исследовании были решены поставленные задачи и достигнута цель научной работы.
1. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 56-61.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная
социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/2/0396/2_0396-49.shtml (дата обращения: 23.11.2018).
5. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М.: Олма-Пресс, 2007. 510 с.
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция агрессивности. СПб.: Речь, 2008. 97 с.
7. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 156 с.
8. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. 1008 с.
9. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. - 152 с.
10. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 98-116.
11. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребёнок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Л.В. Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. - 304 с.
12. Ильясова В.И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста // Символ науки. 2016. № 4. С. 107-109.
13. Клопотова Е., Романова Ю. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 97-103.
14. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль, 1996. - 208 с.
15. Колосова С.Л. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог.
2000. № 26. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002601 (дата
обращения: 22.11.2018)...39