Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности в обучении математике 8
1.1. Математическое образование на современном этапе 8
1.2. Функциональная грамотность как образовательный результат 12
1.3. Функциональная грамотность в обучении математике 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Организация обучения математике в 5-6 классах, направленного на формирование функциональной грамотности 28
2.1. Содержательный компонент обучения 28
2.2. Технологический компонент обучения 32
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 44
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 61
Математика - основополагающая наука, которая применяется в каждом исследовании и является основой обработки любого эксперимента. Она служит фундаментом для естественных, гуманитарных, технических и общественно-социальных наук.
Однако в современных реалиях многие обучающиеся, как и люди, давно окончившие школу, для применения в реальной жизни считают достаточными знания основных правил арифметики, полученные в начальной школе, для проведения денежных и элементарных повседневных подсчётов. В связи с данным заблуждением у обучающихся возникают вопросы о необходимости изучения той или иной темы школьного курса математики.
Во многих профессиях требуются навыки, умения, способности, которые основаны именно на школьных знаниях и умениях в предметной области Математика. В настоящее время на рынке труда востребована готовность комплексного применения знаний, совершенствования уровня функциональной грамотности для адаптации к постоянно меняющимся технологиям. Грамотность важна не только для развития личности, но и для положительных образовательных, социальных и экономических результатов. В связи с этим на уроках математики недостаточно овладение учащимися полученной информацией школьного курса. Становится важным не только уровень знаний, умений и навыков, обретённых учащимися, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности.
С изменениями современного общества меняются и образовательные тенденции. Проанализировав как отечественную, так и зарубежную литературу, можно выделить основные тренды современного образования. В XXI всё больше людей осознают важность саморазвития, в связи с чем является актуальным непрерывное образование, т.е. образование, длящееся всю жизнь. Также в нынешней обстановке во все сферы деятельности человека со стремительной скоростью внедряются современные технологии. Информатизация не прошла стороной и сферу образования. С этим же связано и появление различных онлайн-курсов, онлайн-школ и вебинаров, т.е. открытость современного образования начинает проявляться в большей степени. Немаловажными являются такие принципы нынешнего образования, как адаптивность и интегральность. Всё больше мнений сходится на том, что не ученик должен найти подход к учителю, а наоборот, учитель к ученику, основываясь на его особенностях. А также отмечается важность междисциплинарного обучения, т.е. значимость взаимосвязи материала различных школьных предметов.
Изучив работы А. Шлехер, Т.С. Назаровой, И.Д. Фрумина, Н.Ф. Виноградовой и др., можно прийти к выводу о том, что формирование функциональной грамотности является актуальным образовательным результатом.
В 1997 году была основана международная программа PISA, действующая и по сей день. Данное исследование, как и некоторые другие (TIMSS, PIRLS), оценивает качество образования разных стран, а также отслеживает сформированность уровня функциональной грамотности у пятнадцатилетних школьников, т.е. их умение применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях...
В настоящее время государство ожидает видеть гражданина, способного правильно распоряжаться интеллектуальными ресурсами, готового подстраиваться к столь быстро изменяющемуся миру и эффективно существовать в нём. Этим обусловлены и результаты, заданные в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Способность грамотно использовать свои знания в любых ситуация - основополагающая компетенция, отражающая уровень функциональной грамотности человека. Данное понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году, как навык чтения и письма, и теперь, пройдя сложный путь эволюции, является одной из основных характеристик развития общества и показателем уровня образования. Множество авторов определили функциональную грамотность как важный образовательный результат, показывающий способность обучающихся владеть и правильно использоваться знания школьного для решения жизненных задач.
Не смотря на ряд исследований, проводимых по данной теме, отмечается отсутствие адекватного методического обеспечения, решающего проблему формирования функциональной грамотности обучающихся. Также существует проблема неготовности учителей обеспечить осуществление данного образовательного результата. Таким образом, нарастает противоречие между значимостью функциональной грамотности в современном мире и нехваткой ресурсов для её формирования.
Нельзя не заметить, что российские школьники показывают не самые высокие результаты в международном исследовании PISA. Обучающие хорошо владеют предметными знаниями, но теряются при решении в контексте нестандартных и даже жизненных ситуаций. Однако достижение желаемого результата невозможно стихийно. Необходимо способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся на различных предметах, показывая связь изучаемого материала с реальной жизнью, т.к. данное понятие является метапредметным...
1. Beisenova, Z., Kanafieva, K., Moldakhmetova, S., & Kuandykova, Z. On the functional literacy of students: Questions of development. Analele Universitatii Din Craiova - Seria Stiinte Filologice, Lingvistica, 2021. 43 (1-2), pp. 13-24.
2. Gardner, Marjorie. 10 Trends in Science Education. The Science Teacher, vol. 46, no. 1, National Science Teachers Association, 1979, pp. 30-32
3. Hamilton M., Burgess A. Back to the future?: functional literacy and the new skills agenda. Discussion paper. URL: http://eprints.lancs.ac.uk/66608/
4. Hervey Sh. What is effective teaching of literacy? [Электронный ресурс]. URL: https://www.generationready.com/white-papers/what-is-effective-teaching-of- literacy/
5. Khasanova, Gulsanam Khusanovna Main trends in the development of education and professional training in the world // Orienss. 2021.
6. Kirsch I., Guthrie J. T. The concept and measurement of functional literacy // Reading Research Quarterly. - 1977. 13. P. 485-507
7. PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pirls (дата обращения 26.11.2021)
8. PISA (Programme for International Student Assessment) [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения 26.11.2021)
9. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения 26.11.2021).
10. PISA: математическая грамотность. - Минск: РИКЗ, 2020. - 252 с
11. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD.
2016. Available at: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for- an-inclusive-world.pdf
12. Surwanti, D., & Hikmah, I. Improving Students Awareness of Functional
Literacy. English Language Teaching Educational Journal (ELTEJ), 2019. 2 (2), 79-89.
13. TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения 26.11.2021)
14. UNESCO. Measuring Functional Literacy and Numeracy for Lifelong Learning
[Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/en/blog/measuring-
functional-literacy-and-numeracy-lifelong-learning (дата обращения:
03.05.2022)
15. Uteulina A. Functional Literacy in the Era of Technologies // Молодой ученый. - 2022. - № 15 (410). - С. 209-212...49