Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР Шуровня 5
1.1. Психофизиологические механизмы письма при аграмматической
дисграфии 5
1.2. Развитие и особенности лексико-грамматического строя речи младших
школьников с ОНР III уровня 14
1.3. Обзор методик коррекции аграмматической дисграфии 1
Глава II Исследование проявлений аграмматическойдисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР111 уровня 27
2.1 Цель, задачи и методики организации исследования 27
2.2 Результаты экспериментального исследования 33
2.3 Методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у
детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 39
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 1 Таблицы по итогам исследования 61
Приложение 2 Работа с предложением и текстом 62
Приложение 3 Портфолио письменной речевой деятельности учащегося начальной школы
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР Шуровня 5
1.1. Психофизиологические механизмы письма при аграмматической
дисграфии 5
1.2. Развитие и особенности лексико-грамматического строя речи младших
школьников с ОНР III уровня 14
1.3. Обзор методик коррекции аграмматической дисграфии 1
Глава II Исследование проявлений аграмматическойдисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР111 уровня 27
2.1 Цель, задачи и методики организации исследования 27
2.2 Результаты экспериментального исследования 33
2.3 Методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у
детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 39
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 1 Таблицы по итогам исследования 61
Приложение 2 Работа с предложением и текстом 62
Приложение 3 Портфолио письменной речевой деятельности учащегося начальной школы
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Отклонения в речевом развитии ребёнка может привести к нарушению процесса овладения письмом, то есть к дисграфии. Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.[5, с. 19]
В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Особенно сложно овладеть навыками письма детям с общим нарушением речи (ОНР), в этом случае нужно как можно раньше проводить диагностику и работу по коррекции проявлений дисграфии. [5, с. 15]
В разные годы психофизиологические особенности нарушений устной и письменной речи у детей исследовали такие учёные, как Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьёва, П. Л. Горфункель, И. М. Садовникова, Р.И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Л.И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и многие другие. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей с ОНР является одной из самых актуальных задач логопедии. В данной работе рассматриваются проявления аграмматичечской дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Цель исследования: изучить особенности проявления аграмматической дисграфии детей младшего школьного возраста с ОНР111 уровня и составить методические рекомендации по коррекционной работе.
Объект исследования: нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Гипотезой исследования послужило предположение, что у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, в соответствии с выводами специалистов, будут проявляться такие нарушения письменной речи, как: неправильное употребление падежных окончаний; неверное употребление
числа существительных; трудности согласования прилагательных с существительными; нарушение связи в словосочетаниях; нарушения грамматической связи (пропуски и замены предлогов).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2) Изучить особенности проявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста ОНР III уровня в ходе констатирующего эксперимента.
3) Разработать методические рекомендации по коррекции проявлений аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Организация исследования: эксперимент проходил на базе МАОУ лицей № 11 города Красноярска.
Теоретико-методические основы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования применялись методы: организационный, аналитический и синтетический, эмпирический, констатирующий эксперимент, а также методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников) и приложения.
В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Особенно сложно овладеть навыками письма детям с общим нарушением речи (ОНР), в этом случае нужно как можно раньше проводить диагностику и работу по коррекции проявлений дисграфии. [5, с. 15]
В разные годы психофизиологические особенности нарушений устной и письменной речи у детей исследовали такие учёные, как Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьёва, П. Л. Горфункель, И. М. Садовникова, Р.И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Л.И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и многие другие. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей с ОНР является одной из самых актуальных задач логопедии. В данной работе рассматриваются проявления аграмматичечской дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Цель исследования: изучить особенности проявления аграмматической дисграфии детей младшего школьного возраста с ОНР111 уровня и составить методические рекомендации по коррекционной работе.
Объект исследования: нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Гипотезой исследования послужило предположение, что у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, в соответствии с выводами специалистов, будут проявляться такие нарушения письменной речи, как: неправильное употребление падежных окончаний; неверное употребление
числа существительных; трудности согласования прилагательных с существительными; нарушение связи в словосочетаниях; нарушения грамматической связи (пропуски и замены предлогов).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2) Изучить особенности проявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста ОНР III уровня в ходе констатирующего эксперимента.
3) Разработать методические рекомендации по коррекции проявлений аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Организация исследования: эксперимент проходил на базе МАОУ лицей № 11 города Красноярска.
Теоретико-методические основы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования применялись методы: организационный, аналитический и синтетический, эмпирический, констатирующий эксперимент, а также методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников) и приложения.
Анализ литературы по теме исследования показал, что письмо представляет собой сложный психофизиологический процесс, любое отклонение от нормы в развитии ребёнка может привести к его нарушению. Существенную роль в нарушении письменной речи играет воздействие биологических и социальных факторов, а также причины, как органического, так и функционального характера.
Одним из видов нарушения письма является аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса - лексико¬грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с ОНР.
С целью изучения особенностей проявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня был проведен констатирующий эксперимент. Исследование осуществлялось на базе МАОУ лицея № 11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие ученики вторых классов в количестве 21 человека (возраст 8 -9 лет), у которых выявлено ОНР (III уровень), из которых была сформирована экспериментальная группа. Также из учащихся вторых классов была сформирована контрольная группа, в которую вошли дети без речевых отклонений (норма) в количестве 21 человека. Экспериментальное исследование проходило в декабре - марте 2015-2016 года и состояло из нескольких этапов.
В ходе проведения эксперимента были использованы традиционные методики по выявлению аграмматической дисграфии таких авторов, как Р. И. Лалаева, Е. В. Мазанова, Л. Г. Парамонова. Учащимся были предложены три задания: списывание текста с образца, задание творческого характера - изложение и диктант. Цель исследования: выявление аграмматических ошибок и диагностика уровня овладения навыками письма.
В результате исследования можно сделать вывод, что письменные навыки лучше сформированы у детей без нарушений речи из контрольной группы. У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические. Основными типами аграмматических ошибок были: неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных; трудности в согласовании существительных и прилагательных; нарушение связи в словосочетаниях; нарушение структуры слова, пропуски предлогов и неправильное их написание.
При выполнении заданий (списывание с печатного текста и диктант) у младших школьников с ОНР III уровня был немного выше уровень успешности, чем при выполнении творческого задания (изложения), при котором высокий уровень вовсе не был зафиксирован. В среднем, высокий уровень по трём методикам показали только 5 % младших школьников с ОНР III уровня, средний уровень показали только 38 % детей и больше половины испытуемых показали низкий уровень - 52%.
В контрольной группе, где были дети без речевых нарушений, уровень освоения письменных навыков гораздо выше, низкий и средний уровни не были зафиксированы, все дети показали высокий уровень (100%). У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические.
При выполнении заданий (списывание с печатного текста и диктант) у младших школьников с ОНР III уровня был немного выше уровень успешности, чем при выполнении творческого задания (изложения), при котором высокий уровень вовсе не был зафиксирован. В среднем, высокий уровень по трём методикам показали только 5 % младших школьников с ОНР III уровня, средний уровень показали только 38 % детей и больше половины испытуемых показали низкий уровень - 52%.
В контрольной группе, где были дети без речевых нарушений, уровень освоения письменных навыков гораздо выше, низкий и средний уровни не были зафиксированы, все дети показали высокий уровень (100%). У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические. Основными типами аграмматических ошибок в экспериментальной группе были:
- морфемный аграмматизм (неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных);
- трудности в согласовании существительных и прилагательных;
- нарушение связи в словосочетаниях;
нарушение структуры слова, пропуски предлогов и неправильное их написание;
- а также структурный аграмматизм, были неправильно составлены предложения, нарушена их структура, порядок слов в предложении.
Причинами возникновения аграмматической дисграфии в данном случае, в основном, является, пребывание ребёнка в неблагополучной языковой среде (неправильная речь окружающих его людей, отсутствие правильного образца речи), а также двуязычие в семье, так как 7 детей из экспериментальной группы воспитываются в семьях, для которых русский язык не является родным (татары, украинцы, киргизы).
По итогам исследования для младших школьников с ОНР III уровня были разработаны методические рекомендации по коррекции проявлений аграмматической дисграфии. Примеры упражнений показаны в таблицах 1 и 2, а также в Приложении 2. Также в систему занятий по коррекции аграмматической дисграфии вошли упражнения на развитие мелкой моторики младших школьников с ОНР, пальчиковая гимнастика и другие.
В Приложении 3 также приводится образец «Портфолио письменной речевой деятельности учащегося начальной школы», которое логопед может заполнять в период проведения коррекционной работы, чтобы проследить динамику изменений.
Таким образом, цель и задачи работы выполнены.
Одним из видов нарушения письма является аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса - лексико¬грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с ОНР.
С целью изучения особенностей проявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня был проведен констатирующий эксперимент. Исследование осуществлялось на базе МАОУ лицея № 11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие ученики вторых классов в количестве 21 человека (возраст 8 -9 лет), у которых выявлено ОНР (III уровень), из которых была сформирована экспериментальная группа. Также из учащихся вторых классов была сформирована контрольная группа, в которую вошли дети без речевых отклонений (норма) в количестве 21 человека. Экспериментальное исследование проходило в декабре - марте 2015-2016 года и состояло из нескольких этапов.
В ходе проведения эксперимента были использованы традиционные методики по выявлению аграмматической дисграфии таких авторов, как Р. И. Лалаева, Е. В. Мазанова, Л. Г. Парамонова. Учащимся были предложены три задания: списывание текста с образца, задание творческого характера - изложение и диктант. Цель исследования: выявление аграмматических ошибок и диагностика уровня овладения навыками письма.
В результате исследования можно сделать вывод, что письменные навыки лучше сформированы у детей без нарушений речи из контрольной группы. У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические. Основными типами аграмматических ошибок были: неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных; трудности в согласовании существительных и прилагательных; нарушение связи в словосочетаниях; нарушение структуры слова, пропуски предлогов и неправильное их написание.
При выполнении заданий (списывание с печатного текста и диктант) у младших школьников с ОНР III уровня был немного выше уровень успешности, чем при выполнении творческого задания (изложения), при котором высокий уровень вовсе не был зафиксирован. В среднем, высокий уровень по трём методикам показали только 5 % младших школьников с ОНР III уровня, средний уровень показали только 38 % детей и больше половины испытуемых показали низкий уровень - 52%.
В контрольной группе, где были дети без речевых нарушений, уровень освоения письменных навыков гораздо выше, низкий и средний уровни не были зафиксированы, все дети показали высокий уровень (100%). У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические.
При выполнении заданий (списывание с печатного текста и диктант) у младших школьников с ОНР III уровня был немного выше уровень успешности, чем при выполнении творческого задания (изложения), при котором высокий уровень вовсе не был зафиксирован. В среднем, высокий уровень по трём методикам показали только 5 % младших школьников с ОНР III уровня, средний уровень показали только 38 % детей и больше половины испытуемых показали низкий уровень - 52%.
В контрольной группе, где были дети без речевых нарушений, уровень освоения письменных навыков гораздо выше, низкий и средний уровни не были зафиксированы, все дети показали высокий уровень (100%). У детей с ОНР III уровня наблюдается большое количество аграмматических и грамматических ошибок, в то время как у детей из контрольной группы преобладают ошибки орфографические. Основными типами аграмматических ошибок в экспериментальной группе были:
- морфемный аграмматизм (неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных);
- трудности в согласовании существительных и прилагательных;
- нарушение связи в словосочетаниях;
нарушение структуры слова, пропуски предлогов и неправильное их написание;
- а также структурный аграмматизм, были неправильно составлены предложения, нарушена их структура, порядок слов в предложении.
Причинами возникновения аграмматической дисграфии в данном случае, в основном, является, пребывание ребёнка в неблагополучной языковой среде (неправильная речь окружающих его людей, отсутствие правильного образца речи), а также двуязычие в семье, так как 7 детей из экспериментальной группы воспитываются в семьях, для которых русский язык не является родным (татары, украинцы, киргизы).
По итогам исследования для младших школьников с ОНР III уровня были разработаны методические рекомендации по коррекции проявлений аграмматической дисграфии. Примеры упражнений показаны в таблицах 1 и 2, а также в Приложении 2. Также в систему занятий по коррекции аграмматической дисграфии вошли упражнения на развитие мелкой моторики младших школьников с ОНР, пальчиковая гимнастика и другие.
В Приложении 3 также приводится образец «Портфолио письменной речевой деятельности учащегося начальной школы», которое логопед может заполнять в период проведения коррекционной работы, чтобы проследить динамику изменений.
Таким образом, цель и задачи работы выполнены.
Подобные работы
- ПРОЯВЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР (Специальное (дефектологическое) образование, Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



