Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛБНЫХ У ДЕТЕЙ С OHP III УРОВНЯ

Работа №168651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы нарушений словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Лингвистический аспект изучающий словообразования
прилагательных у детей с ОНР III уровня 7
1.2. Формирование словообразования прилагательных в
онтогенезе 12
1.3. Психолого- педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи Ш
уровня 16
1.4. Нарушение словообразования прилагательных у детей с общим
недоразвитием речи 25
Выводы по I главе 32
Глава ^Экспериментальное исследование навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация методики и исследования 34
2.2. Результаты исследования словообразования прилагательных у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 39
Выводы по II главе 58
Методические рекомендации. Направленные на формирование словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 60
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложение 81

Актуальность. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как общее недоразвитие речи и тот факт, что впоследствии перед детьми поставлена задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности словообразовательных операций у данной категории дошкольников с целью включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.
На протяжении многих десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза является объектом пристального изучения многих исследований (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие). Однако, наряду с изучением специфических особенностей вербального и невербального развития дошкольников с ОНР, незаслуженно мало внимания уделяется готовности этих детей к проведению словообразовательных действий разной степени сложности, хотя большинство авторов указывают на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов (недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности суффиксального способа образования существительных, трудности в образовании притяжательных и относительных прилагательных, сравнительных степеней качественных прилагательных и пр.).
Проблема (убрала) становления такого важного блока речевой деятельности как система словообразовательных операций побуждает к поиску новой информации о закономерностях овладения этой важной для развития языка системой детьми с речевой патологией.
В целом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объект исследования - словообразование у детей старшего дошкольного возраста. (убрала с ОНР)
Предмет исследования - особенности словообразования прилагательных суффиксальным способом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - изучение особенностей нарушения формирования словообразования имён прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и составление методических рекомендаций, направленных на формирование словообразования прилагательных у данной категории детей.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей с ОНР III уровня будут выявлены особенности сформированных навыков словообразования имён прилагательных : преимущественное употребление продуктивных суффиксов, использование ненормативных суффиксов, образование неологизмов; дифференциация значений словообразовательных аффиксов сформирована лучше в импрессивной речи, чем в экспрессивной речи.
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературные данные по проблеме исследования;
2. Подобрать методики изучения и экспериментально исследовать словообразование имён прилагательных у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи III уровня;
3. На основе экспериментального исследования выявить специфические особенности нарушения словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Составить методические рекомендации, способствующие коррекции нарушений словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические ( анализ литературы, научно - педагогические,); эмпирические (беседа, констатирующий эксперимент, метод диагностических заданий); обрабатывающие и интерпретационные методы (количественный и качественный анализ).
Теоретико - методологическая основа исследования:
- приложение о единстве законов нормального и аномального развития ( Л.С.Выготский) о взаимосвязи речи и других высших психических процессов ( Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев, B. И.Лубовский. А.Р.Лурия);
- положение о деятельностном подходе к развитию речи (А.Н.Леонтьев);
- представление о языке как о системе со сложной иерархической структурой ( Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев);
- представление о закономерностях речевого онтогенеза ( В.И. Бельтюков, А.Н.Гвоздев, Ю.А.Разенкова, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, C. Н.Цейтлин, Т.Н.Ушакова).
База исследования. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения с. Богучаны № 3 « Чебурашка»; № 5 «Сибирячок»; №6 «Золотая рыбка» старшая группа для воспитанников с общим недоразвитием речи III уровня.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (октябрь 2015 г.— ноябрь 2015 г.) изучались теоретические подходы к проблеме исследованиями.
На втором этапе (декабрь 2016г. — январь 2017 г.) осуществлялось составление методики изучения и экспериментальное исследование словообразования имён прилагательных у детей дошкольного возраста с
нормальным речевым развитием общим недоразвитием речи; осуществлялся качественный и количественный анализ результатов исследования
На третьем этапе (февраль 2017 г. — март 2018 г.) уточнялись выводы исследования, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость заключается в изучении особенностей словообразовательных умений у дошкольников с ОНР и подборе методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений.
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словообразование как основной путь и способ пополнения языка новыми словами предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Установлено (А.Н. Гвоздев, А.Г. Тамбовцева, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.), что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о значительном нарушении у детей с общим недоразвитием речи как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов. Функция языка как средства общения у детей с ОНР не сформирована в такой мере, чтобы ребенок мог легко без затруднений образовывать новые слова, пользуясь различными способами словообразования. Кроме того, в процессе исследования у дошкольников с ОНР III уровня наблюдалось неустойчивое внимание, они часто отвлекались; ответы характеризовались неуверенностью,
медлительностью; дошкольникам с ОНР часто требовалась дополнительная помощь со стороны экспериментатора.
Результаты экспериментального исследования позволили подтвердить выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что были выявлены наиболее существенные и выраженные признаки несформированности словообразовательных процессов у детей с ОНР : использование наиболее продуктивных и ненормативных словообразовательных аффиксов прилагательных; дифференциация значений словообразовательных аффиксов , лучше сформированна на уровне импрессивной речи, хуже на уровне экспрессивной речи; лучше сформировано словообразование качественных прилагательных, чем относительных и притяжательных прилагательных.



Аверьянова А. Д. Как рождаются слова. - М.: Наука, 1979. - 71 с.
Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Сфера, 2007. - 256с.
Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. - М., 1972. - с.78-86
Большой Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1796 с.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2012. - 528 с.
Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня // Логопед. 2004. №1. - с.34-41.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М: Просвещение, 1987. - с.160.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1959. - с.419-442.
Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. - 152 с.
Гараева Л.И. Шахнорович А.М. Словообразовательная деривация в аспекте детской речевой деятельности // Детская речь как предмет лингвистического изучения. - Л.: Издательство Ленинградского
педагогического института, 1987. - с.15-22.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство Пресс, 2007. - 472с. 
Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С. Н. Цейтлин. - Л.: Издательство Ленинградского педагогического института, 1987. - 161 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:
Просвещение, 1990. - 147 с.
Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М, 2005. - 254с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
Земская Е.А. Современное русское языковое словообразование. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: ЕЕМедиа, 2012.- 207 с.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - М.: КАРО, 2006. - 304 с.
Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М.: Наука, 1974. - 78 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 222 с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи. - М., 2004. - 72 с.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- Кн.У:
Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 479 с. 
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
Мастюкова Б.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска. - М.: Институт практической психологии, 1996. - с.162-175.
Мельчук И.А. К понятию словообразования. // Известия АН СССР, Сер. Литература и язык, т. 26, в.4, 1984. - с.53-64.
Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. - М.: Наука, 1981. - 171с.
Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи // Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. докл. - М., 1962. - с.164-166.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (С-Я). - М.: Азъ, 1992. - 998 с.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
Потиха З.А. Современное русское словообразование. - М.: Просвещение, 1970. - 120 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Сохина Ф.А.. 2-е изд., исправ. - М.: Просвещение, 1979. - 218 с.
Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев: Изд-во КГПИ, 1981. - 150 с.
Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011. - 448 с.
Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович A.M. К проблемам онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). - М., 1978. - с.35-52. 
Тамбовцева А.Г. Генезис словообразования на синтаксической основе в дошкольном детстве // Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку. - М., 1980. - с.43-54.
Туманова Т.В. Овладение семантикой производных слов младшими школьниками с недоразвитием речи // Дети с проблемами в развитии. - 2005. - №1. - с.21-24.
Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №6. - с.54-58.
Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - М., 1997. - 19 с.
Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. - М.: Наука, 1977. - 256 с.
Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970. №6. - с.114-117.
Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-его симпозиума по психолингвистике. - М., 1970. - с. 126-127.
Федеравичене Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа: Автореф. дисс. ...канд.пед.наук. - М., 1981. - 16с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
Черемухина Г.А., Шахнорович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические
проблемы общения и обучения языку.- М.: АН СССР, Институт языкознания, 1975. - с.92-103.
50 Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Педагогика, 1990. - 381 с.
51 Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. - М.:
Издательство МГУ, 1968. - 310с.
52 Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М.: Наука, 1990. - 167с.
53 Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М.: Индрик, 2001. - 503 с.
54 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ