Психокоррекционная программа развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Понятие внимания в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью 11
1.3 Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования произвольного внимания детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация коррекционной программы, направленной на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.1. Основные направления, формы, методы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.2 Содержание коррекционной программы по развитию произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью 36
3.3. Проверка эффективности реализации коррекционной программы по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 42
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 63
Глава 1. Теоретическое исследование произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Понятие внимания в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью 11
1.3 Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования произвольного внимания детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация коррекционной программы, направленной на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.1. Основные направления, формы, методы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.2 Содержание коррекционной программы по развитию произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью 36
3.3. Проверка эффективности реализации коррекционной программы по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 42
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 63
Актуальность исследования подтверждают современные цели образования, которые указывают на большую значимость развития произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Мы предполагаем, что исследование высших психических функций детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью позволит расширить уже имеющиеся знания об их особенностях и выявить эффективные психолого-педагогические средства.
Известный факт, что внимание не только особое, но и важное качество человеческой психики. Рассуждать о внимании, как о самостоятельном процессе невозможно, т.к. оно тесно связано с развитием таких высших психических функций, как мышление, восприятие и память. Избирательность сознания человека влияет на выполнение каких-либо действий. От этого в свою очередь, а также от органов чувств, влияющих на процесс запоминания, зависит произвольность внимания. Кроме того, рассуждать о внимании можно только относительно деятельности ребенка.
В процессе изучения проблемы и ее анализа, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день педагогическая система развития внимания младших школьников с умственной отсталостью нуждается в совершенствовании и внедрении современных методов.
Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью стремительно развивается. Многие ученые (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер) в своих работах отмечали, что произвольное внимание имеет огромное значение в развитии детей с умственной отсталостью.
Таким образом, психологическое изучение часто было направлено на произвольное внимание. Однако, как уже было сказано, в настоящее время недостаточно изучено развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, что делает исследование актуальным.
Гипотеза исследования: такие свойства произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, как концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем характеризуются недостаточной развитостью. Применение разработанной нами психокоррекционной программы развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью окажет положительное влияние на данные показатели .
Цель: разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной недостаточностью, и проверить ее эффективность.
Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психокоррекционная программа развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания.
2. Изучить и описать особенности развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
3 .Провести исследование актуального уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
5. Апробировать разработанную программу и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент);
- методы психологической диагностики произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
- исследования в области развития произвольного внимания младших школьников (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью(Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, К.В. Демьянов, Л.И. Переслени).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе уточнены особенности, уровни и показатели развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, методах диагностики уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
В исследовании принимали участие 20 младших школьников с легкой степени умственной отсталостью.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
Известный факт, что внимание не только особое, но и важное качество человеческой психики. Рассуждать о внимании, как о самостоятельном процессе невозможно, т.к. оно тесно связано с развитием таких высших психических функций, как мышление, восприятие и память. Избирательность сознания человека влияет на выполнение каких-либо действий. От этого в свою очередь, а также от органов чувств, влияющих на процесс запоминания, зависит произвольность внимания. Кроме того, рассуждать о внимании можно только относительно деятельности ребенка.
В процессе изучения проблемы и ее анализа, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день педагогическая система развития внимания младших школьников с умственной отсталостью нуждается в совершенствовании и внедрении современных методов.
Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью стремительно развивается. Многие ученые (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер) в своих работах отмечали, что произвольное внимание имеет огромное значение в развитии детей с умственной отсталостью.
Таким образом, психологическое изучение часто было направлено на произвольное внимание. Однако, как уже было сказано, в настоящее время недостаточно изучено развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, что делает исследование актуальным.
Гипотеза исследования: такие свойства произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, как концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем характеризуются недостаточной развитостью. Применение разработанной нами психокоррекционной программы развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью окажет положительное влияние на данные показатели .
Цель: разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной недостаточностью, и проверить ее эффективность.
Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психокоррекционная программа развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания.
2. Изучить и описать особенности развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
3 .Провести исследование актуального уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
5. Апробировать разработанную программу и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент);
- методы психологической диагностики произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
- исследования в области развития произвольного внимания младших школьников (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью(Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, К.В. Демьянов, Л.И. Переслени).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе уточнены особенности, уровни и показатели развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, методах диагностики уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
В исследовании принимали участие 20 младших школьников с легкой степени умственной отсталостью.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
На основе теоретического изучения литературы, мы сделали вывод о том, что развитие внимания - основной критерием формирования познавательной деятельности. Его недоразвитие является предпосылкой сложностей в обучении и общении. Соответственно развитие внимания - залог успешного развития ребенка как в учебной деятельности, так и в дальнейшем. Для того, чтобы осуществлять коррекцию внимания, нужны современные психолого-педагогические средства, а также комплексное применение методов и средств, направленных на развитие произвольного внимания.
Для решения этой проблемы нами были проанализированы научные труды различных авторов, описывающих особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе особенности развития внимания.
Целевой направленностью выступило изучение и коррекция нарушений внимания детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость.
В ходе изучения особенностей внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью мы сфокусировались на изучении концентрации, устойчивости, продуктивности, распределении, переключаемости и объеме внимания, так как сформированность данных свойств внимания является существенным условием успешного развития всех видов деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Полученные при проведении исследования показатели позволяют сделать вывод о том, что у участников как контрольной, так и экспериментальной групп имеются значительные нарушения всех свойств внимания.
В итоге, была составлена и апробирована программа, направленная на коррекцию внимания у детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальной сфере. По результатам повторного исследования после апробации программы мы сделали вывод, что показатели свойств внимания у отобранных для коррекции десяти детей, значительно улучшились по сравнению с детьми из общей выборки, у которых результат остался на почти таком же уровне или совсем незначительно изменился. Все задачи выполнены в полной мере, эффективность разработанной мной программы доказана.
Для решения этой проблемы нами были проанализированы научные труды различных авторов, описывающих особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе особенности развития внимания.
Целевой направленностью выступило изучение и коррекция нарушений внимания детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость.
В ходе изучения особенностей внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью мы сфокусировались на изучении концентрации, устойчивости, продуктивности, распределении, переключаемости и объеме внимания, так как сформированность данных свойств внимания является существенным условием успешного развития всех видов деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Полученные при проведении исследования показатели позволяют сделать вывод о том, что у участников как контрольной, так и экспериментальной групп имеются значительные нарушения всех свойств внимания.
В итоге, была составлена и апробирована программа, направленная на коррекцию внимания у детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальной сфере. По результатам повторного исследования после апробации программы мы сделали вывод, что показатели свойств внимания у отобранных для коррекции десяти детей, значительно улучшились по сравнению с детьми из общей выборки, у которых результат остался на почти таком же уровне или совсем незначительно изменился. Все задачи выполнены в полной мере, эффективность разработанной мной программы доказана.
Подобные работы
- Использование дидактических игр в коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений и развитие произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ.
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024



