Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Понятие внимания в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития детей с умственной отсталостью 11
1.3 Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования произвольного внимания детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация коррекционной программы, направленной на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.1. Основные направления, формы, методы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 32
3.2 Содержание коррекционной программы по развитию произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью 36
3.3. Проверка эффективности реализации коррекционной программы по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 42
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 63
Актуальность исследования подтверждают современные цели образования, которые указывают на большую значимость развития произвольного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Мы предполагаем, что исследование высших психических функций детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью позволит расширить уже имеющиеся знания об их особенностях и выявить эффективные психолого-педагогические средства.
Известный факт, что внимание не только особое, но и важное качество человеческой психики. Рассуждать о внимании, как о самостоятельном процессе невозможно, т.к. оно тесно связано с развитием таких высших психических функций, как мышление, восприятие и память. Избирательность сознания человека влияет на выполнение каких-либо действий. От этого в свою очередь, а также от органов чувств, влияющих на процесс запоминания, зависит произвольность внимания. Кроме того, рассуждать о внимании можно только относительно деятельности ребенка.
В процессе изучения проблемы и ее анализа, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день педагогическая система развития внимания младших школьников с умственной отсталостью нуждается в совершенствовании и внедрении современных методов.
Экспериментальное изучение произвольного внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью стремительно развивается. Многие ученые (Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.В. Петровский, М.С. Певзнер) в своих работах отмечали, что произвольное внимание имеет огромное значение в развитии детей с умственной отсталостью.
Таким образом, психологическое изучение часто было направлено на произвольное внимание. Однако, как уже было сказано, в настоящее время недостаточно изучено развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, что делает исследование актуальным.
Гипотеза исследования: такие свойства произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью, как концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем характеризуются недостаточной развитостью. Применение разработанной нами психокоррекционной программы развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью окажет положительное влияние на данные показатели .
Цель: разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной недостаточностью, и проверить ее эффективность.
Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: психокоррекционная программа развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания.
2. Изучить и описать особенности развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
3 .Провести исследование актуального уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
4. Разработать психокоррекционную программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
5. Апробировать разработанную программу и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент);
- методы психологической диагностики произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
- исследования в области развития произвольного внимания младших школьников (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью(Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, К.В. Демьянов, Л.И. Переслени).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе уточнены особенности, уровни и показатели развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, методах диагностики уровня развития произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью.
В исследовании принимали участие 20 младших школьников с легкой степени умственной отсталостью.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
На основе теоретического изучения литературы, мы сделали вывод о том, что развитие внимания - основной критерием формирования познавательной деятельности. Его недоразвитие является предпосылкой сложностей в обучении и общении. Соответственно развитие внимания - залог успешного развития ребенка как в учебной деятельности, так и в дальнейшем. Для того, чтобы осуществлять коррекцию внимания, нужны современные психолого-педагогические средства, а также комплексное применение методов и средств, направленных на развитие произвольного внимания.
Для решения этой проблемы нами были проанализированы научные труды различных авторов, описывающих особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе особенности развития внимания.
Целевой направленностью выступило изучение и коррекция нарушений внимания детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость.
В ходе изучения особенностей внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью мы сфокусировались на изучении концентрации, устойчивости, продуктивности, распределении, переключаемости и объеме внимания, так как сформированность данных свойств внимания является существенным условием успешного развития всех видов деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Полученные при проведении исследования показатели позволяют сделать вывод о том, что у участников как контрольной, так и экспериментальной групп имеются значительные нарушения всех свойств внимания.
В итоге, была составлена и апробирована программа, направленная на коррекцию внимания у детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальной сфере. По результатам повторного исследования после апробации программы мы сделали вывод, что показатели свойств внимания у отобранных для коррекции десяти детей, значительно улучшились по сравнению с детьми из общей выборки, у которых результат остался на почти таком же уровне или совсем незначительно изменился. Все задачи выполнены в полной мере, эффективность разработанной мной программы доказана.
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. 243 с.
2. Акеменко В. М. Логопедическое обследование детей. Рн/Д : Феникс, 2015. 45 с.
3. Алферов, А. Д. Психология развития школьника [Текст] : учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 384 с.
4. Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89, 1998. - 224 с
5. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : ИПП, 1995. 34 с.
6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1020-1022.
7. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. -Ростов-н/Д. : Феникс, 2004. - 352 с
8. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию младших школьников : Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2014. 110 с.
9. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т Матасов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 1999. - 320 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2014 224 с.
12. Выготский Л. С. Изучение проблемы развития внимания. М. : Просвещение, 2001. 210 с.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский / сост. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея. - М. : МГУ, 1976. - С. 186.
14. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. М. : 2011. 240 с.
15. Гатанова, Н. В. Развиваю внимание [Текст] / Н. В. Гатанова. - СПб. : Питер, 2000. - 198 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.
17. Годовикова Д. Б. Хрестоматия по вниманию. М. : Наука, 2013. С. 301-331.
18. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ, 2013. 800 с.
19. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. - М. : Мысль, 1972. - 246 с.
20. Граборов, А. Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей) [Текст] / А. Н. Граборов. - М. : Госиздат, 1923. - 328 с.
21. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2001. - 480 с.
22. Гринько, Л.А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока / Л.А. Гринько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С.42-45.
23. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М. : ЧеРо, 2013. С. 253-259.
24. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. М. : 2013. 215 с.
25. Дружинин, В. Н. Психология [Текст] : учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин ; под общей редакцией В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2009. - 656 с
26. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе. 2014. №5. С. 54-65.
27. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т В. Вохмянина ; подред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1998. - 160 с.
28. Дульнев, Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения [Текст] / Г. М. Дульнев // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. - М. : Педагогика, 1971. - № 2. - С. 3-10.
29. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника./ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т. А. Мешкова. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
30. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Новая школа, 1998. - 144 с.
31. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст] / Л.В. Занков. - М.: АПН РСФСР, 1939. - 210 с.
32. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М.: Изд-во Московского университета, 1980. - 157 с.
33. Ерусева, О. В. Роль внимания в развитии познавательных процессов [Текст] / О. В. Ерусева // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 3. - С. 1-3.
34. Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. - М. : В. Секачёв, 2001. - 80 с.
35. Заверткина, Л. В. Особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта : материалы межрегиональной научно-практической конференции / Л. В. Заверткина, Г. Д. Вяткина ; под ред. Л. Ф. Тихомировой, А. М. Ходырева, А. В. Басова. - Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. - С. 148-154.
36. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1964. 256 с.
37. Ильина, М. Н Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. - СПб. : Дельта, 1997. - 584 с.
38. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
39. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии): Учеб. пособие / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 72 с.
40. Кононова, М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста [Текст] / М. П. Кононова. - М. : Медгиз, 1963. - 176 с
41. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. - 5-е изд. - М. : УРАО, 1999. - 175 с
42. Куркина Е. А. Проблема развития внимания старших младших
школьников // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problema-razvitiya-vnimaniya-starshihdoshkolnikov(дата обращения: 30.05.2021).
43. Ланге, Н. Н. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге // Хрестоматия по психологии / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : МГУ, 2001. - С. 381-394.
44. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев ; под. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл: Академия, 2007. - 511 с.
45. Лиепинь, С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ [Текст] / С. В. Лиепинь // Дефектология. - 1985. - № 4. - С. 7.
46. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 104 с
47. Лурия, А. Р Внимание и память [Текст] / А. Р Лурия. - М. : МГУ, 1975. - 105 с.
48. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 204 с.
49. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 182 с.
50. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб : Питер, 2007. - 582 с.
51. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. / В.Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983. - 104с.
52. Моргачева, Е. Н. Хрестоматия. Умственная отсталость. Клиникопсихологическое изучение школьников с нарушениями интеллекта [Текст] : электронное издание / Е. Н. Моргачева. - М. : РГГУ, 2008. - 420 с. - URL : http://textarchive.ru/c-1800325.html(дата обращения: 30.04.2022).
53. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники. Первая общая часть [Текст] / Г. Мюнстерберг ; пер. с нем. ; под редакцией и с предисловием Б. Н. Северного и В. М. Экземплярского. - М. : Русский книжник, 1922. - 135 с.
54. Немов, Р С. Психология. [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М. : Просвещение: Владос, 1994. Кн. 1 : Общие основы психологии. - 1994. - 567 с. Кн. 3 : Психодиагностика. - 2001. - 640 с.
55. Неймер Ю. Л. Психологический словарь. Ростов н / Д. : Феникс, 2013. 352 с.
56. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 240 с.
57. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет. М : ТЦ Сфера, 2016. 104 с.
58. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А.
A. Осипова. - М. : Сфера, 2002 - 510 с.
59. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : МПСИН, 2015. 234 с.
60. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1982. - 104 с.
61. Первушина, О. Н. Общая психология [Текст] : методические указания / О. Н. Первушина. - Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 96 с.
62. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
63. Петровский А. В. Краткий психологический словарь. Ростов н / Д. : Феникс, 2013. 347 с.
64. Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для вузов по пед. спец. /
B. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2002. - 501 с.
65. Поварнин, Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах [Текст] / Н. И. Поварнин. - М. : Просвещение. - 1965. - 215 с.
66. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. Для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
67. Психодиагностика ребенка : учеб.-метод. пособие / сост. А. Ю. Кузина. Тольятти : Изд-воТГУ, 2013. 111 с.
68. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е. В. Доценко. Волгоград : Учитель, 2010. 297 с.
69. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] : уч.-метод. пособие / составитель Е. А. Калмыкова. - Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
70. Розов, А. Н. К вопросу о теории внимания [Текст] / А. Н. Розов // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 29-36.
71. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
72. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
73. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с.
74. Слободняк, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст] : практическое пособие / Н. П. Слободняк. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 256 с.
75. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н. Смирнова. - М.: - 1965г.
76. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов [Текст] / И. М. Соловьев. - М. : Просвещение, 1966. - 224 с.
77. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Н.Ф. Талызина - М.: Академия, 2002. - 192 с.
78. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Н.Ф. Талызина - М.: Академия, 2002. - 192 с.
79. Тунина, Е.Г. Развиваю внимание / Н.Ф. Талызина, Н.В. Гатанова - СПб.: Питер, 2000. - 144 с.
80. Ульенкова, УВ. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / УВ. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. - 2003. - № 2. - с. 18-25.
81. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 1987. - 109 с.
82. Фоликман, М. В. Общая психология [Текст] : в 6 т. /М. В. Фоликман ; под ред. Б. С. Братусь. - М. : Просвещение, 2006.
83. Фрейеров, О. Е. Легкие степени олигофрении. Клиника и экспертиза [Текст] / О. Е. Фрейеров. - М. : Медицина, 1964. - 224 с.
84. Хомская, Е.Д. Нейрофизиологические механизмы внимания / под ред. Е.Д. Хомской.-М.:Мысль, 1999. - 354 с.
85. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. М. : Наука, 2011. 224 с.
86. Чуприкова, Н. И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика [Текст] / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 13-31.
87. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2016. 125 с.
88. Шиф, Ж. И Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.
89. Шульговский, В. В. Павлов И. П. и современная психофизиология внимания [Текст] / В. В. Шульговский // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. - 1999. - С. 19-25.
90. Якобсон, С.Г. Анализ формирования произвольного внимания у дошкольников/ С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - с. 3-10.
91. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст] : методическое руководство / Л. А. Ясюкова - СПб. : ГП «ИМАТОН», 1997. - 80 с.