Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
§ 1. Учебно-познавательная деятельность учащихся и управление этой
деятельностью 15
§ 2. Применение компьютерных тестов в учебно-познавательной деятельности учащихся 28
§ 3. Моделирование процесса обучения 43
ГЛАВА 2. Методика применения динамических адаптивных тестов § 4. Дидактические особенности динамических адаптивных тестов в
обучении математике в средней школе 55
§ 5. Динамические адаптивные тесты по математике (7-9 класс) 68
§ 6. Принцип работы динамических адаптивных тестов 90
Заключение 104
Библиографический список 105
Приложения 113
Актуальность темы исследования.
В современном обществе в условиях интенсивного развития науки и компьютерной техники важную роль в организации учебного процесса играет применение новых информационных технологий. На сегодняшний день все большее распространение получает тестовая форма контроля, которая предполагает разработку содержания и технологии использования данной формы. Развитие компьютерных технологий дает возможность использования тестирования как современной формы контроля и оценки знаний. Компьютерные средства поддержки должны помочь учителю в организации учебной деятельности учащихся в условиях современного образования, помочь осуществить контроль и оценку знаний учащихся, управление учебным процессом и его диагностику.
В настоящее время имеются определенные успехи в разработке и внедрении компьютерных технологий тестирования. Они связаны с компьютерной обработкой результатов тестирования и формой подачи тестовых заданий. Все они ориентированы на закрытые тестовые задания, которые в наибольшей степени адаптированы к машинной обработке результатов тестирования. основным недостатком таких компьютерных программных средств является то, что они используют малую часть возможностей современной компьютерной техники. Таким образом, бумажные технологии тестирования до сих пор конкурируют с компьютерными технологиями. По-прежнему учителя предпочитают проводить тестирование учеников без использования компьютера, хотя компьютерная обработка результатов тестирования дает весомые преимущества по сравнению с обычной «ручной» обработкой. На сегодняшний день применение открытых компьютерных тестовых заданий, которые в бумажной технологии невозможны, остается практически не реализовано на практике, в частности на уроках математики.
Особое значение имеют компьютерные технологии применения динамических адаптивных тестов, которые позволяют автоматизировать процесс сбора, хранения и обработки информации, необходимой для контроля знаний и психолого-педагогической диагностики. Это касается контроля над усвоением алгоритмов учебной деятельности, как элементов образующих фундамент знания предмета. Так как алгоритмы образуют формализованные структуры, то они представляют собой объекты учебной деятельности наиболее подходящие для компьютерной организации и контроля. В настоящее время это проблема остается актуальной.
В последнее время дидактика и методика находятся в поиске новых, гибких педагогических технологий, позволяющих оперативно адаптироваться к текущим изменениям, прогнозировать результаты учебно¬познавательной деятельности. Компьютерные технологии позволяют по- новому решать эти проблемы, так как время между оценкой ситуаций и принятием управляющего решения существенно уменьшается. В организации, управлении и контроле над учебным процессом может и должен активно участвовать компьютер...
1. В результате теоретических исследований выявлены проблемы в управлении УПДУ, связанные с тем, что традиционные методы контроля знаний, умений и навыков по математике не дают исчерпывающей информации о процессе учебной деятельности учащихся.
2. Выявлены достоинства и недостатки традиционного
компьютерного тестирования. Дано понятие динамического адаптивного теста, который является средством для тестирования алгоритмической деятельности учащихся. Показано, что применение динамических адаптивных тестов, при обучении математике, повышает эффективность управления учебно-познавательной деятельностью.
3. Показано, что дидактические и методические основы и принципы динамических адаптивных тестов базируются на психолого-педагогической теории деятельностного подхода к процессу обучения. Такие тесты позволяют органично сочетать материализованную и умственную форму действий, что отражено в содержании приведенных динамических адаптивных тестов по математике 7-9 классов. Применение компьютерного моделирования существенно расширяет диапазон заданий.
4. Рассмотренные динамические адаптивные тесты по математике 7-9
классов, адаптируются к индивидуальным особенностям
конкретного ученика. Таким образом, каждый учащийся обучается в соответствии с индивидуальными возможностями. При
необходимости учащемуся оказывается помощь, частота которой определяется в ходе выполнения задания, тем самым реализуется принцип дифференцированного подхода в обучении.
5. На основании результатов тестирования определены такие характеристики, как скорость обучения и степень самостоятельности учащихся.
1. Аткинсон Р. Адаптивные обучающие системы: Попытки
оптимизировать процесс обучeния //Р. Аткинсон. Чeловeчeская память и процесс обучeния. М., 1980 г.
2. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового
педагогического контроля. Дис. д-ра пед. наук. М., 1994 г.
3. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.:
МСИС, 1994 г.
4. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля
в высшей школе. М.: ИЦВШ, 1988 г. 172 с.
5. Аванесов В.С. Основы педагогического контроля в высшей школе //
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М.: МГУ, 1986 г.
6. Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы
психологии, 1978 г., № 5. с.87-107.
7. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой
форме. М.: МГТА, 1995 г.
8. Ю.Агибалов А.В. Конструирование тестов и методика их
использования при контроле знаний учащихся по математике. Дис. канд. пед. наук. М., 1986 г.
9. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного
процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976 г.
10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его
закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980 г. 256 с.
11. Белошапка В.К. Информационное моделирование в примерах и
задачах. Учебное пособие. Омск: РЦНИТ, 1992 г.
12. Белошапка В.К., Лесневский А. Основы информационного
моделирования//ИНФО. 1989. №3.15. Болтянский В.Г. информатика и преподавание математики. // Математика в школе. 1989 г. №4.
13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной
школе. М.: Просвещение, 1985 г. 208 с.
14. Барболин М.П. Методические основы развивающего обучения. М.:1.
Высш. шк., 1991 г.
15. Басова В.А. Организация самоконтроля усвоения математических
знаний студентами вуза. Дис. канд. пед. наук. Саранск, 1997 г...84