ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Проблема изучения внимания в психологии 7
1.2 Особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 13
1.3 Современное состояние изучения проблемы свойств внимания детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Организация, методы и методики исследования 21
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента и его анализ 23
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 33
3.2 Содержание программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .... 35
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 47
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения особенностей основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Внимание - важный показатель, который указывает на готовность детей при поступлении в школу. Одним из важнейших условий благоприятного развития познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. С помощью внимания оценивают психическое развитие у младших школьников с задержкой психического развития. Успешность в освоении начальной образовательной программы школы напрямую зависит от развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.К особенностям развития свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития, относятся: неспособность длительное время концентрировать, распределять, переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Дети с задержкой психического развития по реализации основных свойств внимания заметно отстают от нормально развивающихся сверстников. Низкий уровень внимания - одна из основных особенностей в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Проблема и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической литературе. Несмотря на многочисленные работы, которые посвящены исследованиям по вопросам внимания и особенностям его развития в разные возрастные периоды детства. Проблема внимания младших школьников с задержкой психического развития остаётся до конца не изученной.
Внедрение в педагогический процесс психологической помощи с различными методиками для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые испытывают трудности в усвоении учебных программ из - за нарушения внимания или отдельных его свойств, в обучении является очень важным и необходимым.
В психолого - педагогической науке накоплен обширный материал по исследованию свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, но проблема исследования свойств внимания, на наш взгляд, не утратила своей актуальности.
Цель исследования: выявить особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на их развитие у данной категории испытуемых.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста с задержкой психического внимания.
Предмет исследования: психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме
исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Составить и апробировать программу психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют недостаточно развитый уровень развития свойств внимания. Использование разработанной нами программы психологической коррекции свойств внимания окажет положительное влияние на их развитие у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: теории о развитии и формировании свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Р. С. Немов. (1997), (Б.Б Бурдон. (1895)).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены следующие психодиагностические методики:
1) Методика «Проставь значки» (Р. С. Немов. (1997),[72].
2) Методика «Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов. (1997),[72].
3) Методика Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника (1895),[75].
База исследования: КГБУ СО П.Н.И для детей «Подсолнух». Выборку исследования составили дети 4 класса в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 10 до 11 лет. Все дети с диагнозом ЗПР (по заключениям ПМПК).
Этапы реализации исследования:
1 этап (февраль 2019) - анализ литературы по проблеме изучения внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап (октябрь 2020) - осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
3 этап (ноябрь 2021 - январь 2022) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
4 этап (февраль 2022 г. - март 2022 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
5 этап (апрель 2022 г. - май 2022 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что результаты данного исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 75 источников, приложения. Общий объем составляет 82 страницы.
В результате написания выпускной квалификационной работы нами была изучена и проанализирована психологическая отечественная и зарубежная литература по проблеме исследования внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. По результатам анализа литературных источников, в нашей работе мы пришли к выводу, что проблема изучения свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития - актуальна. В последнее время большое число учёных проводят различные исследования на эту тему и пишут статьи о проблемах развития внимания, однако вопросы коррекции познавательных процессов детей с задержкой психического развития до сих остаются не достаточно изучены и требуют своего дальнейшего осмысления.
Нами было проведено исследование. Так, в результате констатирующего этапа эксперимента нами были выделены следующие особенности свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития: участники эксперимента не могли долго сосредоточиться на объекте, воспринимали одновременно только несколько объектов из предложенных, с трудом переключались с одного вида деятельности на другой, удерживали меньший объём информации, чем тот, который необходим, отвлекались.
Для развития свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития нами была составлена и апробирована программа психологической коррекции свойств внимания, которая была реализована с детьми экспериментальной группы в течение 2,5 месяцев.
Программа включала в себя следующие направления работы: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие сосредоточенности на объекте, развитие навыков удержания объема информации, развитие способности к распределению, переключению внимания .
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе значительных изменений не было выявлено в показателях свойств внимания. У детей возникали значительные сложности при выполнении заданий, им было сложно сосредоточить своё внимание на задании и следовать инструкциям. Отмечалась сниженная способность длительно удерживать на определенное время своё внимание на деятельности. Кроме этого снижена переключаемость, распределяемость и объём внимания.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в показателях свойств внимания. Так, возросло количество детей, у кого улучшилась концентрация, точность и продуктивность внимания, т.е. дети смогли сосредоточить своё внимание на деятельности. Произошло улучшение показателей объёма внимания - стало больше детей, кто смог воспринимать одновременно до шести объектов. Улучшились показатели переключения и распределения внимания, т.е. участники эксперимента смогли направлять своё внимание на задания, не отвлекаясь, имели возможность свободно переходить от одного задания к другому, отсутствовала рассеянность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
1. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, Е.Л. Ворошилова, А.В. Закрепина, М.М. Либлинг, А.В. Мещерякова, Т.В. Николаева, Ю.А. Разенкова, Е.М. Алексапольская. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. - 484 с.
2. Арбабаева А. Т. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития / А.Т. Арабаева, К.М. Туганбекова, Г.К. Алшынбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12- 1. - С. 141.
3. Базарбаева Г. Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития / Г.Б. Базарбаева // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: http://scienceforum.ru/(дата обращения: 07.05.2021г.)
4. Бегиева Б.М. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. - 2021. - С. 25- 27.
5. В России выросло число детей с ограниченными возможностями
здоровья [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20210430/deti-
1730713092.html (дата обращения: 05.03.2022)
6. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. / Т. А. Власова; под ред. Т.А. Власовой, В.И. Любавского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 119 с.
7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии / Л. С. Выготский // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001.- С. 10- 46.
8. Гаджилшгомедова Т. Г. Проблемы познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Т.Г. Гаджилшгомедова. // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- С. 301- 306.
9. Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис. ... докт. мед. наук. / Ф. М. Гайдук. - М., 1988. - 38 с.
10. Дети с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health(дата обращения: 06.05.2021)
11. Емелина Д. А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - № 1. - С. 4- 12.
12. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико¬
психологические, сравнительно возрастные и реабилитационные аспекты): дис. ... докт. мед. наук. / М.В. Злоказова - СПб., 2004. - 316 с.
13. Ильмурзина Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития. / Л.М. Ильмурзина. // Международныйжурнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 32- 35.
14. Конева И.А. К проблеме образа я и самооценки младших
школьников с задержкой психического развития / И.А. Конева, К.Э. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 3).
[Электронный ресурс] URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=23668(дата обращения: 07.05.2021)
15. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР / Ю. С. Кочегарова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/49965(дата обращения: 11.05.2021).
16. Курдюмова Г.В. Приёмы формирования личностных результатов
у младших школьников с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС / Г.В. Курдюмова, О.В. Куликова. // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 12 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90685(дата обращения: 12.05.2021).
17. Лебедева О.И. Программа комплексного сопровождения
обучающихся с задержкой психического развития в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] / О.И. Лебедева, Г.В. Курдюмова, М.Н. Корниненко. // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58407(дата обращения: 12.05.2021).
18. Летова Е. А. Коррекция мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития на основе использования средств физической культуры / Е.А. Летова // Вестник Сургутского государственногопедагогического университета. - 2012. - № 6 (21). - С. 166- 172.
19. Мнухин С.С. О клинико - физиологической классификации состояний психического недоразвития у детей // Труды психоневрологического института им. Бехтерева. / С.С. Мнухин - Л., 1961. - Т. 25. - С. 67- 79.
20. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. / О.В. Овчарова - М.: Сфера, 1998. - С. 97.
21. Особенности внимания детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58407(дата обращения: 12.05.2021).
22. Смирнова И.Д. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития / И.Д. Смирнова, В. Э. Болдырева // Аллея науки - 2018. - Т. 5. - № 5 (21). - С. 171- 174.
23. Смолярчук И.В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитие. / И. В. Смолярчук. // Гаудеамус. - 2019. - Т. 18. - № 39. - С. 67- 73.
24. Сорокоумова Е.А. Методики развития мышления у детей с ЗПР в школьном возрасте / Е.А. Сорокоумова, Е. С. Калугина // Коллекциягуманитарных исследований. - 2017. - №5 (8). - С. 46- 50.
25. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. / М.С. Староверова - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - С. 11.
26. Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - №6. - С. 3- 12.
27. Филиппова Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10- 2. - С. 256- 262.
28. Филиппова Ю.С. Дети с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательной школы / Ю.С. Филипова, Н.Б. Тимофеева //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - С. 134- 137.
29. Экгардт, А.Н. Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития / А.Н. Экгардт. // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - С. 400- 403.
30. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М. - 2008. - 512 с.
31. Алексеева И.Н., Градобоева Т.И. В сборнике: образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты сборник статей II Международной научно- практической конференции. 2020. С. 175- 178
32. Ветрова Е.А., Борисова Е.А. Произвольное внимание младших школьников с задержкой психического развития // Постулат. 2016. №11. С. 153- 165.
33. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. Москва. Просвещение. 2018. 260 c
34. Ламм Н.В. В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам VIII Международной научно- практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Научная редакция: Фадейкина Н.В., Скибицкий Э.Г., Глушакова О.В. 2017. С. 337- 339.
35. Семке В.Я., Семке А.В., Аксенов М.М. Здоровье личности и психотерапия: руководство для врачей, психологов и педагогов. - Томск: «Твердыня», 2002. - С.629.
36. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Санкт - Петербург: Питер, 2012. 319 с.
37. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Издательство Московского Университета, 1974. 102 с
38. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1986. 201 с.
39. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие. - М.: ЭНАС, 2001. - 136 с.
40. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. - М.: Академия,2004. - 328 с.
41. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.
42. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика
учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. -
Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 154 с.
43. Коломинский А.М. Человек: психология. - М.: Просвещение, 2004. - 376 с.
44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.
Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
45. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 412 с.
46. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
47. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. - М., 2004 - 195с.
48. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. ред.
И.В. Дубровиной. -2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. - 234 с.
49. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.
50. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию. - М., 2003. - 149 с.
51. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. - Ярославль, 2004¬167с.
52. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростовн/Д., 2006.- 113с.
53. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Под ред. А. К. Марковой, Л.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлевой. - Петрозаводск, 1999 - 205 с.
54. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. - Шадринск: Исеть, 2004. - 100 с.
55. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
56. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно- воспитательного процесса в школе // Воспитание школьников. - 2005. № 6. - 48с.
57. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия»,2003. - 480 с.
58. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011.
59. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018.
60. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти.
Психологический атлас человека. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК,
2012.- 651с.
61. Садырина В.Н., Мамедова Л.В. особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12- 1. - С. 132- 134;
62. Борискова М.И., Максимова Н.Ю. К вопросу о развитии внимания
детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL:
https: //human. snauka.ru/2015/01/9194
63. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.- Т. 31. - С. 106- 110.
- URL:http://e- koncept.ru/2015/95528.htm.
64. Булыгина Елена Михаиловна. Статья по теме: «Особенности
внимания детей младшего школьного возраста»;
https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/
65. Лиепиня, С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / Дефектология, 2016., № 5. С. 33
66. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: 2009.- 400с.
67. Уромова С.Е., Чеснокова Л.С. Cравнительное исследование
свойств произвольного внимания у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7- 4. - С. 711- 715;
https://applied- research.ru/ru/article/view?id=9908
68. Абрамов Д.В., Годылева И.А. коррекция и развитие произвольного
внимания младших школьников с задержкой психического развития// Вестник науки и образования № 15(118), 2021 [Электронный ресурс].
URL:http://scientificjournal.ru/images/PDF/2021/118/korrektsiya- i- razvitie.pdf
69. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. Учебное пособие. - М., 2007.
70. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие
игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво- Пресс, 2002. - 165 с.
71. Захарова, И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников / И. Н. Захарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 49 (235). - С. 272-275. - URL:https: //moluch.ru/archive/235/54570
72. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо- логическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
73. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г.
510 с.
74. Маклаков А. Г. М15 Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
- (Серия «Учебник нового века»)
75. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка- М.; Роспедагентство,1994- 67с.