Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-
14 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ 7
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 12-14 лет 7
1.2. Физиологические механизмы формирования двигательных умений и
навыков 14
1.3. Особенности обучения гимнастике в общеобразовательных школах 17
1.4. Информационные технологии как средство обучения гимнастическим
элементам в общеобразовательных школах во внеучебное время 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 23
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ 28
3.1. Разработка комплекса видеоматериалов на занятиях по гимнастике
обучающихся 12-14 лет 28
3.2 Результаты реализации комплекса видеоматериалов на занятиях по
гимнастике обучающихся 12-14 лет 37
Выводы 44
Список используемых источников 46
Актуальность исследования. Современный мир стремительно развивается, и одной из ключевых характеристик этого процесса является внедрение информационных технологий во все сферы жизни, включая образование и спорт.
В последние годы наблюдается значительное внимание к внедрению инновационных технологий в систему физического воспитания. Использование видеоматериалов и информационных технологий позволяет значительно расширить возможности как для тренеров, так и для обучающихся. Видеоаналитика, онлайн-курсы, мобильные приложения для тренировок и платформы для дистанционного обучения открывают новые горизонты для самообразования и совершенствования физических навыков [17].
Видеоматериалы позволяют обучающимся не только видеть правильное выполнение упражнений, но и анализировать собственные ошибки, сравнивать свои результаты с эталонными показателями. Это значительно повышает эффективность учебно-тренировочного процесса, позволяя ученикам быстрее осваивать новые элементы и совершенствовать технику. Информационные технологии, в свою очередь, предоставляют инструменты для мониторинга прогресса, планирования тренировок и проведения дистанционных занятий, что особенно актуально в условиях ограниченного времени и ресурсов [8].
С развитием интернета и мобильных технологий доступ к образовательным ресурсам стал практически неограниченным. Обучающиеся могут получать качественные видеоматериалы от тренеров и специалистов со всего мира, участвовать в онлайн-уроков и мастер-классах. Это способствует не только улучшению технических навыков, но и расширению кругозора, повышению мотивации и интереса к занятиям гимнастикой.
Информационные технологии позволяют индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, адаптируя его под конкретные потребности и возможности каждого ученика. Это особенно важно в период интенсивного физического развития и роста детей, когда стандартные подходы могут быть неэффективны. Персонализированные программы тренировок, разработанные с использованием данных о физической подготовленности и прогрессе каждого ученика, обеспечивают оптимальные условия для развития.
Ситуация с пандемией COVID-19 продемонстрировала важность и необходимость использования дистанционных технологий в обучении. Закрытие школ и спортивных секций привело к необходимости поиска альтернативных способов поддержания физической активности
обучающихся. Видеоуроки и онлайн-платформы стали важным инструментом для продолжения тренировок в домашних условиях, сохраняя возможность обучения и развития в условиях изоляции...
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования
показал, что применение информационных технологий позволяет индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, адаптируя его под конкретные потребности и возможности обучающихся. Это особенно важно в период интенсивного физического развития и роста детей, когда стандартные подходы могут быть неэффективны. Персонализированные программы тренировок, разработанные с использованием видеоматериалов,
обеспечивают оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития обучающихся 12-14 лет.
2. Разработан комплекс видеоматериалов для обучающихся 12-14 лет на занятиях по гимнастике состоящий из видео, длиною в 20-40 секунд:
- методические указания по технике выполнения гимнастического элемента «кувырок вперед»;
- методические указания по технике выполнения гимнастического
элемента «переворот в сторону»;
- методические указания по технике выполнения гимнастического
элемента «стойка на голове»;
- методические указания по технике выполнения гимнастического
элемента «равновесие на одной ноге»;
- методические указания по технике выполнения гимнастического
элемента «гимнастическая связка».
3. Опытно-экспериментальная работа показала результативность разработанного комплекса видеоматериалов, о чем свидетельствуют результаты педагогического эксперимента. Так, среднее значение показателей качества выполнения упражнения в экспериментальной группе на итоговом тестировании составило: «кувырок вперед» - 3,86±0,14; «переворот в сторону» - 4,08±0,1; «стойка на голове» - 4,12±0,11; «равновесие на одной ноге» - 3,92±0,10; «гимнастическая связка» - 4,02±0,12, итоговый показатель (сумма баллов за все гимнастические элементы) ЭГ- 20,01±0,34.
Среднее значение показателей качества выполнения упражнения в контрольной группе на констатирующем этапе педагогического эксперимента не имело достоверных различий от результатов констатирующего этапа и составило: «кувырок вперед» - 3,65±0,15; «переворот в сторону» - 3,85±0,18; «стойка на голове» - 3,89±0,16; «равновесие на одной ноге» - 3,79±0,16; «гимнастическая связка» - 3,72±0,09, итоговый показатель (сумма баллов за все гимнастические элементы) КГ- 18,90±0,31. Полученное эмпирическое значение t-критерия Стьюдента по оценке техники выполнения гимнастических упражнений контрольной и экспериментальной групп находится в зоне значимости, свидетельствующее о том, что между показателями КГ и ЭГ существуют достоверные статистические различия на контрольном этапе педагогического эксперимента. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Акимов Н. Т., Казакбаев А. М. Основные методы преподавания гимнастики в высших учебных заведениях // Экономика и социум. - 2023. - №. 10 (113)-2. - с. 461-464.
2. Амурская О. В., Стрелкова Я. А., Прокопенко А. В. Гимнастика в системе физического воспитания образовательных учреждений: учебно - методическое пособие // Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО. - 2020. - Т. 112.
3. Анжаурова Е. Н., Егорычева Е. В., Шлемова М. В., Чернышева И. В. Использование информационных технологий в спорте и физической культуре // Международный журнал экспериментального образования.
— 2014. — № 7-2. — С. 92-93; Спорт высоких инноваций. ТОП-10 лучших примеров слияния спорта и технологий // Novate [Электронный ресурс]. — 2017 — Режим доступа: https://novate.ru/blogs/140813/23740/
4. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков , А.А.Нестеров. - М.: Academia, 2009.- 528 с.
5. Богданов В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры, 2001. - №8. - С. 55-59
6. Бурло Н. С., Юдина В. В. Значение гимнастики и методики преподавания для подготовки учителя физической культуры и здоровья в учреждениях общего среднего образования. - 2023.
7. Васильков А.А. Теория и методика спорта / А.А.Васильков . - М.: Феникс, 2008. - 379 с.
8. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / В.Ю. Волков // Материалы всерос. науч. -практ. конф. - СПб., 2000. - 323 с.
9. Глухова М. Е. Методика преподавания аэробной гимнастики в процессе профессиональной деятельности студентов // Научно-практическая конференция. - 2022. - С. 27-30.
10. Елисеенко И. Л., Васильева Т. В., Елисеенко Э. Р. Роль и место методов математической статистики и моделирования в обучении студентов по направлениям «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1401-1405. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85281.htm
11. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6.
12. Жуков Р.С. Новые информационные технологии в научно-методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р.С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета, 2009. - №4. - С. 76-80
13.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia, 2008. - 192 с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. М.: Советский спорт, 2009.
15. Информатизация общего среднего образования: Науч. -метод. пособие /под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004...40