Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекции звукопроизношения у дошкольников 5-6 лет с дизартрией с использованием биоэнергопластики

Работа №168624

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования звукопроизношения у детей 5-6 лет с дизартрией 8
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет с дизартрией 12
1.3 Проблемы формирования произносительной стороны речи у детей
5-6 лет с дизартрией 16
1.4 Обзор методик по изучению и коррекции звукопроизношения у детей
5-6 лет с дизартрией 22
Глава 2. Исследование особенностей формирования звукопроизношения
у детей 5-6 лет с дизартрией 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3 Методические рекомендации по коррекции нарушения
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 5-6 лет с дизартрией 54
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми . По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с ФФН имеют стертую дизартрию. В России с 2010 года по 2021 год отмечается тенденция к увеличению числа детей с различными речевыми отклонениями, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной систем .
Причиной нарушение речи и двигательных механизмов при дизартрии является следствием органического поражения центральной нервной системы.
При нарушении звукопроизношения страдает формирование фонематических процессов и лексико-грамматическая сторона речи, вследствие этого звукопроизношение с трудом поддается коррекции и в дальнейшем у детей затрудняется учебный процесс в образовательном учреждении.
Такие авторы, как Е.Ф. Архипова, Л.С Волкова , Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова , Н.В. Серебрякова , К.А. Семенова,
Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. , Э.Я. Сизова, , Е.Ф. Соботович внесли огромный вклад в изучении нарушения звукопроизношения при дизартрии.
ФГОС федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования охватывают многие образовательные области и одной из них является - содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Образовательный процесс по развитию речи и качество реализации воспитательно-образовательного процесса связаны с коренными улучшениями технологий и методов обучения и воспитания, и зависят от применения педагогами комплекса выбранных форм работы, учета индивидуальных особенностей детей, специфики и оснащенности дошкольного учреждения, компетентности педагога. В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова) . Авторы отмечают, что работа по формированию у детей тонких движений пальцев рук является приоритетным направлением в работе по развитию речи и исправлению звукопроизношения, ведь у детей с нарушением речи проявляются в разной степени выраженная общая моторная недостаточность и отклонения в развитии мелкой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. По данным А.В. Ястребовой и
О.Л. Лазаренко биоэнергопластика помогает активизировать распределение биоэнергии в организме, так как плавные и раскрепощенные движения тела и рук совместно с движениями артикуляционного аппарата оказывают благотворное влияние на познавательную активность, предотвращая утомление и активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
Актуальность исследования заключается в том, что дети с дизартрией нуждаются в длительной и индивидуализированной логопедической помощи.
Так как перед педагогами стоит задача всестороннего развития детей, то коррекция при данной патологии является неотъемлемой частью для подготовки поступления детей в школу. Поэтому мы должны знать и быть предупреждены, какие дефекты речи свидетельствуют о грубых нарушениях, а какие являются возрастными. Данная проблема заключается в том, чтобы понять есть ли у нас возможность при своевременной диагностике и коррекции, устранить дефекты речи, как можно скорее и с высоким результатом.
Проблема исследования, заключается в том, что коррекцией звукопроизношения занимаются многие ученые, но отсутствуют единые подходы в работе с детьми с дизартрией. Исследованием вопроса, выявления особенностей звукопроизношения и разработкой методических рекомендаций занимались Л.С. Волкова , М.В. Ипполитова.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольники, страдающие дизартрией, входят в абсолютно разнородную группу, поскольку проблемы с произнесением звуков во время дизартрии способны проявляется в ошибках, пропусках, заменах или звуковом смешении. А это стимулирует возникновение сильных сложностей во время образования слов, артикуляции слов с непростым строением слогов, звукового исследования слов. Именно поэтому в каждой отдельной ситуации проблема является особенной и деятельность по ее решению нужно осуществлять индивидуально. Необходимо своевременно избавляться от дефекта, поскольку это представляет предпосылку для результативного освоения грамоты.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что структура дефекта при дизартрии сложна. Органические поражения центральной нервной системы приводят к расстройству моторных функций и всей звукопроизносительной стороны речи. На фоне данных нарушений происходит отставание в развитии познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. В изученных нами работах, авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.
Исследование проводилось с целью изучение уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с дизартрией Исследование проходило на базе «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения» МАДОУ № 112 с детьми среднего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента проводился с использованием трех серий заданий: 1. По обследованию подвижности артикуляционного аппарата 2. По обследованию мимической мускулатуры и мышечного тонуса органов артикуляции. З.Третья серия заданий включала задания направленные на обследования звукопроизношения.
По результатам исследования было выявлено, что у дошкольников с дизартрией в большом объёме страдает звукопроизносительная сторона речи. Кроме того, у детей наблюдаются нарушения мышечного тонуса мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата. У дошкольников с дизартрией наблюдаются неточные артикуляционные движения отсутствие движения мимических мышц, ограниченность движений языка, трудности в переключении с одного движения на другое, саливация, синкинезии. Можно отметить, что у большинства детей наблюдается меняющийся характер мышечного тонуса и тремор при функциональной нагрузке.
К основным нарушениям звукопроизношения у детей, участвующих в эксперименте относятся: отсутствие, замены, искажения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер. Таким образом, для коррекции дизартрии важным является использование традиционных и современных методов. К современным методам относят использование биоэнергопластики. Данный метод позволяет у детей с дизартрией эффективно корректировать мышечный тонус артикуляционного аппарата и создавать базу для постановки звуков с опорой на кинестетические ощущения. Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.



1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред от 21.01.2019)
2 Министерство здравоохранения РФ Департамент мониторинга, анализа
и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно - исследовательский институт организации и информатизации
здравоохранения» Минздрава Российской Федерации «Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения» Российской Федерации Москва 2019
3 Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия / Е.Ф. Архипова. - М.: Арстель. - 2006. - 319 с.
4 Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие/ Архипова Е.Ф - М.: Мозаика - Синтез,2015-256с.
5 Белякова Л.И. Волоскова Н.Н. -Логопедия.Дизартрия. - М.Гуманитар.изд.центр «Владос» - 2009 -287с.
6 Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификация, коррекция, профилактика). Монография. Гриф МО РФ/С.ЮБенилова. - Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ) - Москва,2014. -536с.
7 Буденная Т.В. - Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт -Петербург: «Детство- Пресс». -2013
8 Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. - Санкт - Петербург: «Детство - Пресс». - 2011. - 56с.
9 Вакуленко Л.С. Коррекция нарушения звукопроизношения у детей/ Л.С. Вакуленко .-СПб.:Детство.- Пресс,2012. .- 128с.
10 Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская.- М.: АСТ: Арстель: Транзиткнига. - 2005 - 141с.
11 Волкова. Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой.- 5.- е издание.,перераб.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007
12 Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб. - метод. пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
13 Гаврина С.Е. -Большая книга для подготовки к школе. Чтение, счет, логика,мелкая моторика /С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина - Ярославль: Академия развития, 2009 -240с.
14 Гарева Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III международ. Научн. Конфер. ( г.Пермь,январь 2013г.) -Пермь: Меркурий, 2013 -с.95-97.
15 Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург: Детство - Пресс. - Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 470с.
... всего 59 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ