Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №168612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Анализ основ изучения проблем моторного развития в логопедической литературе 5
1.1 . Основы моторного развития дошкольников 5
1.2 .Психолого-педагогическая характеристика и моторное развитие
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.3 .Обзор диагностических и коррекционных методик сформированности
моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 19
2.1.Организация исследования сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.2. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
общей, мелкой и артикуляционно-мимической мускулатуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64


Актуальность на современном этапе становления отечественного образования количество детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности речевого развития неуклонно увеличивается. В дошкольном возрасте активно формируются все системы и функции организма ребенка, в том числе и двигательные качества и возможности, являющиеся основой психического и физического развития. Как известно психическое развитие ребенка получает свои возможности становления в процессе физического становления ребенка (Н.А. Бернштейн, М.О. Гуревич, В.П. Дудьев, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.). Связанный со всеми структурами центральной нервной системы, двигательный анализатор включается в их деятельность, играет важную роль в функционировании мозговых структур. Моторное развитие является основой полноценного развития высших психических функций ребенка дошкольного возраста.
Исследования подтверждают связь общей и речевой моторики, так как нарушения речи и проведение логопедической коррекционной работы является одной из важных задач современной науки в связи с увеличением количества дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.В. Лопатина, В.В. Никандров, Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, О.Г. Приходько и др.). Речевые нарушения, как первичный дефект и моторные нарушения, как вторичный дефект отрицательно сказываются на двигательной активности дошкольника с общим недоразвитием речи, влияют на его личностные характеристики, познавательное развитие в целом, на становление графомоторных умений, являющихся важными в процессе подготовки к обучению в школе (Л.В. Игнатьева).
Важной проблемой современной логопедии является поиск эффективных методов логопедического воздействия на старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые легко утомляемы, с низкой работоспособностью, что связано с их моторным развитием. Двигательные возможности этих детей характеризуются трудностями координации движений, неполным объемом двигательных умений, нарушениями произвольности действий и их несогласованностью, что определяет актуальность нашего исследования. Изучая двигательную сферу детей важно разбить сложный двигательный акт на входящие в него компоненты и проанализировать их.
Объект: моторная сфера старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Предмет: особенности сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: теоретически обосновать, изучить уровни сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данных особенностей.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в структуре речевого дефекта будут выявлены трудности произвольного функционирования общей, мелкой и артикуляционной моторики, ошибки статических и динамических моторных движений, что позволит составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы у рассматриваемой группы детей.
В соответствии с поставленной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1) психолого-педагогический, методический и логопедический анализ литературных источников;
2) определение содержания диагностических заданий для выявления уровней сформированности общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность вопроса сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня изучалась с физиологической стороны, психологической и нейропсихологической составляющей, что свидетельствует о существовании различных точек зрения. Исследования в области такой науки как психология показали, что при речевых нарушениях, являющихся, носящим вторичный характер, будет нарушаться моторное развитие ребенка (Н.Д. Дубровинская, Д.А. Фарбер, С.Ю. Федорова). Исследования в логопедической области показали, что у детей с ОНР III уровня нарушается моторная речевая функция (Г.В. Воробьева, М.В. Решетникова, Т.А. Фотекова, В.В. Целикова).
Ряд ученых доказали связь и взаимовлияние уровня моторной сферы и психического развития ребенка, но при этом отсутствуют общепринятые подходы при оценке моторного развития. Как известно, нарушения в моторной сфере оказывают влияние на процесс социализации и адаптации ребенка в окружающем мире и затрудняют процессе получения адекватного образования (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия и др.).
Развитие моторной речевой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существенно зависит от зрелости центральной нервной системы, которое в свою очередь связано с освоением пространственной ориентировки и двигательной сферы детей.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение уровня сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с этим решались следующие задачи исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; определение содержания диагностических заданий с целью определения уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня и оформление полученных результатов, т.е. качественный и количественный анализ; определение содержания дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проходило в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года на базе МБДОУ №265.
Для реализации поставленной цели нами была определена группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5,5 -6 лет в количестве 12 старших дошкольников. У всех детей было общее недоразвитие речи III уровня на фоне дизартрии с учетом анализа документации на детей.
С целью выявления уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня нами использовались задания, предложенные Е.Я. Бондаревским, Н.И. Озерецким, М.В. Серебровской, описанные в работах Л.В. Лопатиной, Г.А. Волковой и представленных 3 разделами.
Первый раздел был направлен на изучение уровня сформированности общей моторики, второй раздел исследования на этапе констатирующего эксперимента рассматривал вопросы сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня, а третий раздел был нацелен на исследования уровня сформированности артикуляционной и мимической мускулатуры.
В процессе анализа результатов первого раздела исследования мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены такие особенности, как трудность удержания равновесия и попытки его удержать, нарушена координация тела, замедленность движений, нарушена маневренность.
...


1. Антипов Д.С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.С. Антипов, Ю.И. Родин // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 227.
2. Асаинова Н.В., Воробьева Р.З., Карасева Н.О,, Кондукова И.В. К вопросу развития мелкой моторики детей с речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. -2015. № 2 (64). С.83 - 86.
3. Бабкина Н.В., Коробейников И.А.. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография/Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. -М.: Наука, 2020. 213 с.
4. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошкольного образования»/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер; М.М. Безруких,
A. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. -3-е изд., стер. -М: Академия, 2008.
5. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Верба, А.С. и др. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования, 2020. № 1.
B. 19 -36.
6. Безруких М.М., Хрянин А.В.. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительнопространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 1. С. 14 -20.
7. Березина, Н. О. Психомоторное развитие современных дошкольников / Н. О. Березина // Российский педиатрический журнал. 2009. № 2. С. 53.
8. Бернштейн Н.А.. О построении движений. -И.: Медгиз, 1947. 254 с.
9. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность: [Сборник]/Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; под ред. О. Г. Газенко; М.: Наука, 1990. 496 с.
10. Богданов-Березовский М.В. неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. Изд. 2-е / М.В. Богданов- Березовский. -СПб, 2006. 296 с.
11. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. -М.: АСТ Астрель, 2008. 222 с.
12. Бычкова Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. -М.: Издательство «Литера», 2013. 32 с.
13. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками. -М.: Издательство «Литера», 2016. 32 с.
14. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 495 -497.
15. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. -СПб.: ООО Издательство «Детство- Пресс», 2010. 352 с.
... всего 69 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ