МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение
Глава 1. Анализ основ изучения проблем моторного развития в логопедической литературе 5
1.1 . Основы моторного развития дошкольников 5
1.2 .Психолого-педагогическая характеристика и моторное развитие
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.3 .Обзор диагностических и коррекционных методик сформированности
моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 19
2.1.Организация исследования сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.2. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
общей, мелкой и артикуляционно-мимической мускулатуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Глава 1. Анализ основ изучения проблем моторного развития в логопедической литературе 5
1.1 . Основы моторного развития дошкольников 5
1.2 .Психолого-педагогическая характеристика и моторное развитие
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.3 .Обзор диагностических и коррекционных методик сформированности
моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 19
2.1.Организация исследования сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.2. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
общей, мелкой и артикуляционно-мимической мускулатуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Актуальность на современном этапе становления отечественного образования количество детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности речевого развития неуклонно увеличивается. В дошкольном возрасте активно формируются все системы и функции организма ребенка, в том числе и двигательные качества и возможности, являющиеся основой психического и физического развития. Как известно психическое развитие ребенка получает свои возможности становления в процессе физического становления ребенка (Н.А. Бернштейн, М.О. Гуревич, В.П. Дудьев, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.). Связанный со всеми структурами центральной нервной системы, двигательный анализатор включается в их деятельность, играет важную роль в функционировании мозговых структур. Моторное развитие является основой полноценного развития высших психических функций ребенка дошкольного возраста.
Исследования подтверждают связь общей и речевой моторики, так как нарушения речи и проведение логопедической коррекционной работы является одной из важных задач современной науки в связи с увеличением количества дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.В. Лопатина, В.В. Никандров, Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, О.Г. Приходько и др.). Речевые нарушения, как первичный дефект и моторные нарушения, как вторичный дефект отрицательно сказываются на двигательной активности дошкольника с общим недоразвитием речи, влияют на его личностные характеристики, познавательное развитие в целом, на становление графомоторных умений, являющихся важными в процессе подготовки к обучению в школе (Л.В. Игнатьева).
Важной проблемой современной логопедии является поиск эффективных методов логопедического воздействия на старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые легко утомляемы, с низкой работоспособностью, что связано с их моторным развитием. Двигательные возможности этих детей характеризуются трудностями координации движений, неполным объемом двигательных умений, нарушениями произвольности действий и их несогласованностью, что определяет актуальность нашего исследования. Изучая двигательную сферу детей важно разбить сложный двигательный акт на входящие в него компоненты и проанализировать их.
Объект: моторная сфера старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Предмет: особенности сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: теоретически обосновать, изучить уровни сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данных особенностей.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в структуре речевого дефекта будут выявлены трудности произвольного функционирования общей, мелкой и артикуляционной моторики, ошибки статических и динамических моторных движений, что позволит составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы у рассматриваемой группы детей.
В соответствии с поставленной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1) психолого-педагогический, методический и логопедический анализ литературных источников;
2) определение содержания диагностических заданий для выявления уровней сформированности общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
...
Исследования подтверждают связь общей и речевой моторики, так как нарушения речи и проведение логопедической коррекционной работы является одной из важных задач современной науки в связи с увеличением количества дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.В. Лопатина, В.В. Никандров, Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, О.Г. Приходько и др.). Речевые нарушения, как первичный дефект и моторные нарушения, как вторичный дефект отрицательно сказываются на двигательной активности дошкольника с общим недоразвитием речи, влияют на его личностные характеристики, познавательное развитие в целом, на становление графомоторных умений, являющихся важными в процессе подготовки к обучению в школе (Л.В. Игнатьева).
Важной проблемой современной логопедии является поиск эффективных методов логопедического воздействия на старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые легко утомляемы, с низкой работоспособностью, что связано с их моторным развитием. Двигательные возможности этих детей характеризуются трудностями координации движений, неполным объемом двигательных умений, нарушениями произвольности действий и их несогласованностью, что определяет актуальность нашего исследования. Изучая двигательную сферу детей важно разбить сложный двигательный акт на входящие в него компоненты и проанализировать их.
Объект: моторная сфера старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Предмет: особенности сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: теоретически обосновать, изучить уровни сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данных особенностей.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в структуре речевого дефекта будут выявлены трудности произвольного функционирования общей, мелкой и артикуляционной моторики, ошибки статических и динамических моторных движений, что позволит составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы у рассматриваемой группы детей.
В соответствии с поставленной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1) психолого-педагогический, методический и логопедический анализ литературных источников;
2) определение содержания диагностических заданий для выявления уровней сформированности общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
...
Актуальность вопроса сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня изучалась с физиологической стороны, психологической и нейропсихологической составляющей, что свидетельствует о существовании различных точек зрения. Исследования в области такой науки как психология показали, что при речевых нарушениях, являющихся, носящим вторичный характер, будет нарушаться моторное развитие ребенка (Н.Д. Дубровинская, Д.А. Фарбер, С.Ю. Федорова). Исследования в логопедической области показали, что у детей с ОНР III уровня нарушается моторная речевая функция (Г.В. Воробьева, М.В. Решетникова, Т.А. Фотекова, В.В. Целикова).
Ряд ученых доказали связь и взаимовлияние уровня моторной сферы и психического развития ребенка, но при этом отсутствуют общепринятые подходы при оценке моторного развития. Как известно, нарушения в моторной сфере оказывают влияние на процесс социализации и адаптации ребенка в окружающем мире и затрудняют процессе получения адекватного образования (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия и др.).
Развитие моторной речевой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существенно зависит от зрелости центральной нервной системы, которое в свою очередь связано с освоением пространственной ориентировки и двигательной сферы детей.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение уровня сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с этим решались следующие задачи исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; определение содержания диагностических заданий с целью определения уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня и оформление полученных результатов, т.е. качественный и количественный анализ; определение содержания дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проходило в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года на базе МБДОУ №265.
Для реализации поставленной цели нами была определена группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5,5 -6 лет в количестве 12 старших дошкольников. У всех детей было общее недоразвитие речи III уровня на фоне дизартрии с учетом анализа документации на детей.
С целью выявления уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня нами использовались задания, предложенные Е.Я. Бондаревским, Н.И. Озерецким, М.В. Серебровской, описанные в работах Л.В. Лопатиной, Г.А. Волковой и представленных 3 разделами.
Первый раздел был направлен на изучение уровня сформированности общей моторики, второй раздел исследования на этапе констатирующего эксперимента рассматривал вопросы сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня, а третий раздел был нацелен на исследования уровня сформированности артикуляционной и мимической мускулатуры.
В процессе анализа результатов первого раздела исследования мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены такие особенности, как трудность удержания равновесия и попытки его удержать, нарушена координация тела, замедленность движений, нарушена маневренность.
...
Ряд ученых доказали связь и взаимовлияние уровня моторной сферы и психического развития ребенка, но при этом отсутствуют общепринятые подходы при оценке моторного развития. Как известно, нарушения в моторной сфере оказывают влияние на процесс социализации и адаптации ребенка в окружающем мире и затрудняют процессе получения адекватного образования (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия и др.).
Развитие моторной речевой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существенно зависит от зрелости центральной нервной системы, которое в свою очередь связано с освоением пространственной ориентировки и двигательной сферы детей.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение уровня сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с этим решались следующие задачи исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; определение содержания диагностических заданий с целью определения уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня и оформление полученных результатов, т.е. качественный и количественный анализ; определение содержания дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проходило в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года на базе МБДОУ №265.
Для реализации поставленной цели нами была определена группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5,5 -6 лет в количестве 12 старших дошкольников. У всех детей было общее недоразвитие речи III уровня на фоне дизартрии с учетом анализа документации на детей.
С целью выявления уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня нами использовались задания, предложенные Е.Я. Бондаревским, Н.И. Озерецким, М.В. Серебровской, описанные в работах Л.В. Лопатиной, Г.А. Волковой и представленных 3 разделами.
Первый раздел был направлен на изучение уровня сформированности общей моторики, второй раздел исследования на этапе констатирующего эксперимента рассматривал вопросы сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня, а третий раздел был нацелен на исследования уровня сформированности артикуляционной и мимической мускулатуры.
В процессе анализа результатов первого раздела исследования мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены такие особенности, как трудность удержания равновесия и попытки его удержать, нарушена координация тела, замедленность движений, нарушена маневренность.
...
Подобные работы
- Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством реализации
проекта «Приключения Звукоешки»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи I уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016





