Введение
Глава 1. Анализ основ изучения проблем моторного развития в логопедической литературе 5
1.1 . Основы моторного развития дошкольников 5
1.2 .Психолого-педагогическая характеристика и моторное развитие
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.3 .Обзор диагностических и коррекционных методик сформированности
моторной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 19
2.1.Организация исследования сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.2. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
общей, мелкой и артикуляционно-мимической мускулатуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Актуальность на современном этапе становления отечественного образования количество детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности речевого развития неуклонно увеличивается. В дошкольном возрасте активно формируются все системы и функции организма ребенка, в том числе и двигательные качества и возможности, являющиеся основой психического и физического развития. Как известно психическое развитие ребенка получает свои возможности становления в процессе физического становления ребенка (Н.А. Бернштейн, М.О. Гуревич, В.П. Дудьев, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.). Связанный со всеми структурами центральной нервной системы, двигательный анализатор включается в их деятельность, играет важную роль в функционировании мозговых структур. Моторное развитие является основой полноценного развития высших психических функций ребенка дошкольного возраста.
Исследования подтверждают связь общей и речевой моторики, так как нарушения речи и проведение логопедической коррекционной работы является одной из важных задач современной науки в связи с увеличением количества дошкольников с общим недоразвитием речи (Л.В. Лопатина, В.В. Никандров, Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, О.Г. Приходько и др.). Речевые нарушения, как первичный дефект и моторные нарушения, как вторичный дефект отрицательно сказываются на двигательной активности дошкольника с общим недоразвитием речи, влияют на его личностные характеристики, познавательное развитие в целом, на становление графомоторных умений, являющихся важными в процессе подготовки к обучению в школе (Л.В. Игнатьева).
Важной проблемой современной логопедии является поиск эффективных методов логопедического воздействия на старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые легко утомляемы, с низкой работоспособностью, что связано с их моторным развитием. Двигательные возможности этих детей характеризуются трудностями координации движений, неполным объемом двигательных умений, нарушениями произвольности действий и их несогласованностью, что определяет актуальность нашего исследования. Изучая двигательную сферу детей важно разбить сложный двигательный акт на входящие в него компоненты и проанализировать их.
Объект: моторная сфера старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Предмет: особенности сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: теоретически обосновать, изучить уровни сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данных особенностей.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в структуре речевого дефекта будут выявлены трудности произвольного функционирования общей, мелкой и артикуляционной моторики, ошибки статических и динамических моторных движений, что позволит составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы у рассматриваемой группы детей.
В соответствии с поставленной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1) психолого-педагогический, методический и логопедический анализ литературных источников;
2) определение содержания диагностических заданий для выявления уровней сформированности общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;
...
Актуальность вопроса сформированности моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня изучалась с физиологической стороны, психологической и нейропсихологической составляющей, что свидетельствует о существовании различных точек зрения. Исследования в области такой науки как психология показали, что при речевых нарушениях, являющихся, носящим вторичный характер, будет нарушаться моторное развитие ребенка (Н.Д. Дубровинская, Д.А. Фарбер, С.Ю. Федорова). Исследования в логопедической области показали, что у детей с ОНР III уровня нарушается моторная речевая функция (Г.В. Воробьева, М.В. Решетникова, Т.А. Фотекова, В.В. Целикова).
Ряд ученых доказали связь и взаимовлияние уровня моторной сферы и психического развития ребенка, но при этом отсутствуют общепринятые подходы при оценке моторного развития. Как известно, нарушения в моторной сфере оказывают влияние на процесс социализации и адаптации ребенка в окружающем мире и затрудняют процессе получения адекватного образования (М.М. Кольцова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия и др.).
Развитие моторной речевой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существенно зависит от зрелости центральной нервной системы, которое в свою очередь связано с освоением пространственной ориентировки и двигательной сферы детей.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение уровня сформированности моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с этим решались следующие задачи исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; определение содержания диагностических заданий с целью определения уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня и оформление полученных результатов, т.е. качественный и количественный анализ; определение содержания дифференцированных методических рекомендаций по коррекции моторной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня.
Экспериментальное исследование проходило в период с сентября 2021 года по декабрь 2021 года на базе МБДОУ №265.
Для реализации поставленной цели нами была определена группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5,5 -6 лет в количестве 12 старших дошкольников. У всех детей было общее недоразвитие речи III уровня на фоне дизартрии с учетом анализа документации на детей.
С целью выявления уровня сформированности моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня нами использовались задания, предложенные Е.Я. Бондаревским, Н.И. Озерецким, М.В. Серебровской, описанные в работах Л.В. Лопатиной, Г.А. Волковой и представленных 3 разделами.
Первый раздел был направлен на изучение уровня сформированности общей моторики, второй раздел исследования на этапе констатирующего эксперимента рассматривал вопросы сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня, а третий раздел был нацелен на исследования уровня сформированности артикуляционной и мимической мускулатуры.
В процессе анализа результатов первого раздела исследования мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены такие особенности, как трудность удержания равновесия и попытки его удержать, нарушена координация тела, замедленность движений, нарушена маневренность.
...
1. Антипов Д.С. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.С. Антипов, Ю.И. Родин // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 227.
2. Асаинова Н.В., Воробьева Р.З., Карасева Н.О,, Кондукова И.В. К вопросу развития мелкой моторики детей с речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. -2015. № 2 (64). С.83 - 86.
3. Бабкина Н.В., Коробейников И.А.. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография/Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников. -М.: Наука, 2020. 213 с.
4. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошкольного образования»/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер; М.М. Безруких,
A. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. -3-е изд., стер. -М: Академия, 2008.
5. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Верба, А.С. и др. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования, 2020. № 1.
B. 19 -36.
6. Безруких М.М., Хрянин А.В.. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительнопространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6-7 лет // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 1. С. 14 -20.
7. Березина, Н. О. Психомоторное развитие современных дошкольников / Н. О. Березина // Российский педиатрический журнал. 2009. № 2. С. 53.
8. Бернштейн Н.А.. О построении движений. -И.: Медгиз, 1947. 254 с.
9. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность: [Сборник]/Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; под ред. О. Г. Газенко; М.: Наука, 1990. 496 с.
10. Богданов-Березовский М.В. неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. Изд. 2-е / М.В. Богданов- Березовский. -СПб, 2006. 296 с.
11. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. -М.: АСТ Астрель, 2008. 222 с.
12. Бычкова Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. -М.: Издательство «Литера», 2013. 32 с.
13. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками. -М.: Издательство «Литера», 2016. 32 с.
14. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 495 -497.
15. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. -СПб.: ООО Издательство «Детство- Пресс», 2010. 352 с.
... всего 69 источников