Введение............................................................................................................................... 3
Глава! Теоретическое исследование по проблеме стресса в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Основные концепции в изучении проблемы стресса.......................................... 7
1.2 Стрессоустойчивость педагогов в профессиональной
деятельности..........................................................................................................................28
Выводы по I главе............................................................................................................. 40
Глава II. Экспериментальное исследование профессионального стресса в
деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения МАДОУ № 9
«Сылдысчыгаш», г. Кызыла...............................................................................................43
2.1 Организация и обоснование экспериментального
исследования.......................................................................................................................... 43
2.2 Анализ результатов исследования........................................................................ 46
Заключение......................................................................................................................... 51
Методические рекомендации по преодолению и управлению
стрессом...................................................................................................................................53
Список литературы........................................................................................................... 55
Приложение
Актуальность исследования.Выпускная квалификационная работа посвящена
трудной и важной проблеме стресса в профессиональной деятельности. В
последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из более
популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность
предоставленной проблематики явна. Не подлежит сомнению, что все растущая
напряженность и интенсивность современной жизни появляются на
психологическом уровне в увеличении частоты происхождения отрицательных
эмоциональных переживаний, реакций и приводит к формированию проявленных
и долгих стрессовых состояний. В свою очередность это вызывает повышение
риска развития цельного ряда болезней стрессовой этиологии - заболеваний
стресса.
В крайнее время отмечается завышенный энтузиазм к стрессам, связанным с
трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные
неприятности имеют все шансы сорвать способность организации, приводя к
утрате кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях - их
соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной
среде, неприятности на работе воздействуют на производительность деятельности
работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность
всей организации в целом.
Изучение воздействий критерий труда на самочувствие и психическое
благоденствие человека началось с развитием промышленного производства.
Психологией на производстве занимались В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К.
Левин, Г. Оллпорт и др. С первых шагов психологии на производстве
особенныйинтерес уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках
разных профессий, дилеммам утомления и состояниям нервно-психической
напряженности. В наши дни трудности управления стрессами на работе стают более
актуальными, поэтому быстро меняются социально-экономические и
политические ситуации, растут нервно-психические и информационные
перенагрузки, проистекает диверсификация производства, непрерывновырастает
соперничество и обостряется борьба за рынки сбыта.
В современных социокультурных условиях довольно частые стресс-факторы
вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в
профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога
дошкольного образования. Проблема оптимизации взаимодействия в системе
воспитатель-воспитанник - центральная для педагогики. Большинство концепций
воспитания отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые
педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует
психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время,
главным образом, уделяют внимание тому, является ли выбранный педагогомвоспитателем режим воспитания и обучения оптимальным с точки зрения
психологических и биологических критериев, но недостаточно затрагивается
вопрос о стрессоустойчивости педагога-воспитателя к критическим ситуациям.
Профессия педагога дошкольного образования относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и
саморегуляции. По данным социально-демографических исследований труд
педагога (педагога-воспитателя) входит в число наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов деятельности. По степени напряженности нагрузка
воспитателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных
директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто непосредственно работает с
людьми. Поэтому изучение стрессоустойчивости педагога является одной из
наиболее актуальных научно-практических задач. С данной проблемой связаны
труды Г. Селье, JL Леви, Р. Лазаруса, Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко,
Л.А. Китаевой-Смык, Ф. Е. Василюка и др.
4
Теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме
профессионального стресса в деятельности педагогов дошкольных
образовательных учреждений позволило сделать следующие выводы:
В современной науке нет единого понятия стресс. В нашем исследовании за
основу мы взяли определение стресса как состояния общего психофизического
напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий,
нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.
Развитие стресса с психологической точки зрения обусловлено тремя стадиями:
напряжение (тревога), резистенция и истощение, каждая из которых имеет свои
признаки, и фазами (субсиндромами): эмоционально-поведенческая,
вегетативная, когнитивная, социально-психологическая. В современной науке
выделяют три вида стресса: эмоциональный, социальный и информационный.
При этом особое внимание в последнее время уделяют профессиональному
стрессу, как отдельному виду стресса связанному с профессиональной
деятельностью индивида. Профессиональной стресс - это состояние
эмоционального напряжения, возникающее в результате действия
неблагоприятных факторов, ведущее к снижению эффективности трудовой
деятельности и к деформации личностных и характерологических качеств
индивида.
Мы определили стрессоустойчивость как интегративное свойство человека,
которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к
воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности.
Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения
сохранения и повышения продуктивности труда в условиях резкого возрастания
нагрузок. Были выделены профессиональные стресс-факторы в деятельности
педагога-воспитателя: хроническая напряженная психоэмоциональная
деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно
подтверждать свою компетентность.
Экспериментально выявлены три уровня стрессоустойчивости педагоговвоспитателей: низкая (педагоги с высоким уровнем стресса) стрессоустойчивость,
средняя (с умеренным уровнем стресса), высокая устойчивость (с низким уровнем
стресса).
Была доказана зависимость уровня профессионального стресса от стажа: чем
больше стаж, тем выше уровень профессионального стресса, и тем выше уровень
эмоционального выгорания (сложившийся синдром).
Не наблюдается прямой зависимости профессионального стресса от категории,
но наиболее высокий уровень профессионального стресса отмечается у педагогов
со 2 квалификационной категорией.
На основе качественного анализа, были определены наиболее сильные
стрессогенные факторы профессиональной деятельности (по степени
значимости):
1. превышение объема работы
2. недооцененность педагогического труда, как материальная, так и моральная.
Таким образом, в ходе исследования нами была достигнута поставленная в
начале работы цель. Гипотеза о том, что стрессоустойчивость педагогов
дошкольного образования зависит от профессиональных факторов, в частности от
стажа подтверждена.
Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное
состояние проблемы. - М.: РАН, 1995. - 185с.
2. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человекаоператора// Психологический журнал. - 2007. - №4. - С. 25-28
3. Бойко, В. В. Энергия, эмоции в общении. - М.: ЭКСМО, 1996. - 215с.
4. Боковиков, А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при
компьютеризации профессиональной деятельности// Психологический журнал. -
2005. -№ 1. - С. 93-98
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических
ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200с.
6. Вилюнас, В. К. К теоретической постановке проблемы стресса// Материалы
Вильнюсской конференции психологов: сборник статей. - Вильнюс: Прова, 1972. -
С. 141-147
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
1971. -38с.
8. Виткин, Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер-Пресс, 2006. - 224с.
9. Выготский, JI. С. Исторический смысл психологического кризиса. Соч. в 6-ти
томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Изд-во Наука, 1982. -
312с.
10. Данилова, Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс,
1998. - 373с.
11. Жариков, Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.:
Московский кадровый центр, 2004. - 142с.
12. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ,
1991. - 180с.
13. Изард, К. Э. Психология эмоции/ пер. с англ. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. -
464с.
5514. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта:
Учебное пособие для студентов педагогических и психологических
специальностей. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 144с.
15. Карпов, А. В. К проблеме психических стрессов// Психологический журнал. -
1986. -№ 6. -С.21-23.
16. Китаева-Смык, JI. А. Психология стресса. - М.: Издательство Наука, 1983. -
368с.
17. Колодич, Е. Н., Павлова, И. М. Возможности социально-психологического
тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся
профессиональных школ// Мир психологии. - 2008. - №4. - С.38-45.
18. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.2. Познавательная
деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуальнопсихологические особенности личности./ М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, И. А.
Домашенко и др. - М.: Просвещение, 1982. - 190с.
19. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1993. - 123с.
20. Логвинов, И. Лекарство от стресса// Смена. - 2001. - Сентябрь. - С.265-270.
21. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.:
Флинта, 2008. - 200с.
22. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические
проблемы). - М.: Дело, 2004. - 216с.
23. Наенко, Н. П., Овчинникова, О. В. О различении состояний психической
напряженности// В кн.: Психологические исследования - 1970. - вып.2. - С.40-46
24. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -
192с.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное
пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачесский и др.// Под общ. ред. А. А.
Крылова, С. АМаничева. - СПб: Изд-во Питер, 2000. - 560с.: ил.
26. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия/ сост. А. С. Тарас, К. В.
Сильгелок. - Мн.: Харвест, 1999. - 480с.
5627. Рабочая книга социолога/ Под. ред. Г. В. Осипова и др. - М.: Изд-во
Наука, 1983. - 134с.
28. Разумов, С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. - В кн.:
Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М .: Медицина,
1976,- С. 78-115
29.Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону:
Издательство Феникс, 2006. - 512с.
29. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. Давыдова В. В. В 3 т. Т.2.
- М.: Научное изд-во Большая рос.энциклопедия, 1999. - 543с.
30. Руденский, Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя//
Мир психологии. - 2008. - №2. - С. 171-173
31. Русалова, И. М. Эмоциональные реакции. - М.: Медицина, 1979. - 76с.
32. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их
типология - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. -
М.: Наука, 1974. - 123с.
33. Селье, Е. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960. - 254с.
34. Селье, Е. Стресс без дистресса - М.:. Прогресс, 1979. - 125с.
35. Сосновикова, Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и
дидактика. - Еорький.: Изд-во Еорьковский гос. пед. институт им. Еорького, 1975.
- 118с.
36. .Спилберг, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования
тревоги. - М.: ФиС, 1983. - 84с.
37. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей/ Сост.
Ю. JI. Ханин - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288с.
38. Торчинская, Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в
адаптации к хроническому стрессу// Психологический журнал - 2001. - №2. - С.
34-35
39. Тьюбеинг Дональд, А. Избегайте стрессовых ситуаций: пер. с англ. - М.:
Медицина, 2003. - 144с.