Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения сформированности предложных конструкций у младших школьников с дизартрией 6
1.1. Роль пространственного фактора в формировании предложных
конструкций у младших школьников 6
1.2. Формирование предложных конструкций и пространственных
представлений в онтогенезе 11
1.3. Особенности сформированности предложных конструкций у детей с
дизартрией 17
1.4. Анализ методик логопедической работы по формированию предложных
конструкций 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности предложных конструкций у младших школьников с дизартрией 31
2.1. Цель, задачи и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Разработка модели по формированию предложных конструкций у
младших школьников с дизартрией 44
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Библиографический список
Актуальность исследования. Современная система российского образования развивается в контексте гуманистической парадигмы и личностно ориентированного подхода, которые предполагают учёт не только возрастных особенностей школьника, но и специфику его образовательных потребностей.
За последние годы численность детей с особыми образовательными потребностями существенно возросла. В числе наиболее часто встречающихся нарушений в развитии, обусловливающих наличие особых образовательных потребностей - речевые нарушения, в том числе тяжёлые нарушения речи (далее ТНР).
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится указание на необходимость обеспечения всем обучающимся в образовательных учреждениях равных условий для получения образования, способствующего успешной социализации личности.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусмотрена разработка и реализация адаптированных основных образовательных программ (далее АООП) для младших школьников с особыми образовательными потребностями, которые учитывают индивидуальные особенности детей и типовые характеристики нарушений в их развитии, предусматривают условия для их коррекции и компенсации.
Младший школьный возраст - особый период в жизни каждого ребёнка. От успешности освоения базовых компонентов учебной деятельности в начальных классах зависит успешность дальнейшего школьного обучения. Младший школьный возраст - это период начального обучения грамоте, целенаправленного освоения грамматических правил, что является основой правильного владения устной и письменной речью.
Даже при отсутствии нарушений в развитии освоение грамматического строя речи может вызывать у ребёнка младшего школьного возраста определённые затруднения. При наличии же речевых нарушений эти трудности неизбежны и требуют усиленного внимания со стороны педагогов и логопеда.
Необходимо учитывать тот факт, что предложные конструкции являются ядерными в речи, они частоупотребительные и являются основой для построения более сложных конструкций. Так как в школе дети часто встречаются со сложными конструкциями в речи это является проблемой для понимания, особенно для школьников с нарушением речи.
Даже при отсутствии нарушений в развитии освоение грамматического строя речи может вызывать у ребёнка младшего школьного возраста определённые затруднения. При наличии же речевых нарушений эти трудности неизбежны и требуют усиленного внимания со стороны педагогов и логопеда
Целью настоящего исследования является изучение
сформированности предложных конструкций и разработка модели по формированию предложных конструкций у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования - усвоение предложных конструкций младшими школьниками с дизартрией.
Предмет исследования - особенности предложных конструкций у младших школьников с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформированность предложных конструкций у младших школьников с дизартрией будет характеризоваться такими особенностями, как:
- выраженные нарушения пространственных представлений и пространственной ориентации, лежащих в основе формирования предложных конструкций;
- нарушение способности к использованию в речи предлогов как средств речевого отображения пространственных отношений.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством последовательного решения следующих задач:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Изучение состояния сформированности предложных конструкций у младших школьников с дизартрией;
3) Разработка модели по формированию предложных конструкций у младших школьников с дизартрией.
...
Афанасьева ИДА. Овладение ^пространственными ^представлениями рснова Ыусвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями лэечи/ Е.А. Афанасьева, М.Ф. Фомичева. - М.: МГЛУ, 2008.
Боровская И.К. Развиваем пространственные представления ^у детей Jo особенностями психофизического развития / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. - М.: ВЛАДОС, 2003.
БрюховскихЛ.А. Влияние пространственного фактора на формирование мзвукового Еанализа и синтеза детей 1мс общим Инедоразвитием речи / Л.А. Брюховских, 1О.А. Дмитриева // Сибирский Евестник Испециального образования. - 2017. - № 1 (19). - С. 22-25.
Брюховских Л.А. Дизартрия: учеб.-методич. пособие / Л.А. Брюховских. - 2 изд., перераб. и доп. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т аим. В. П. Астафьева, 2015. - 180 с.
БрюховскихЛ.А. Нарушение сложных грамматических структур ыу детей с дизартрией. Диагностика пи коррекция: монография / Л.А. Брюховских; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 190 с.
БрюховскихЛ.А. Некоторые подходы Нк разработке алгоритма
^комплексной диагностики как основы психолого-медико-
педагогическогосопровождения ^школьников В,с речевой патологией в процессе инклюзии / Л.А. Брюховских// Современная онаука. Актуальные проблемы науки ви образования. - 2014. - № 11-12. - С. 25-28.
БрюховскихЛ.А. Объективизация пространственных отношений Лпри формировании Идредложных ^конструкций у младших школьников с задержкой психического развития / Л.А. Брюховских// Вестник уКГПУ ^им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3. С. 150-154.
БрюховскихЛ.А. Особенности слоговой структуры Ислова у детей дошкольного возраста с дизартрией / Л.А. Брюховских, 1А.С. Гранько// Молодежь и наука ^XXI ^века: ^материалы науч.-практ. конф. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. - С. 24-27.
БрюховскихЛ.А. Психофизиологические предпосылки задержки речевого „развития (у детей („раннего возраста / Л.А. Брюховских// Гуманитарные науки. - 2015. - № 9-10.
БрюховскихЛ.А. Формирование предложных конструкций у младших ^школьников с общим недоразвитием нречи: монография / Л. А. Брюховских. - Красноярск, 2015. - 184 с.
БрюховскихЛ.А. Формирование Щриемов (мануального ({моделирования предлогов у детей с умственной „отсталостью. Красноярск: дКГПУ пим. В.П. Астафьева, 2009.
БурачевскаяО.В. Геометрические игры-головоломки как средство развития (пространственных функций у детей 1шс нарушением (речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. С. 61-63.
БурачевскаяО.В. Дидактическое ^обеспечение образовательного и коррекционного процесса пв специальных группах для детей д тяжелыми ^нарушениями речи // Образовательная „среда сегодня: ^стратегии развития: материалы мУ! Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (6). С. 95-97.
БурачевскаяО.В. Интерактивные приёмы ^Иразвития ^Идексико-
грамматической рбазы ыречи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи упедагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой шученый, 2016. С. 113-117.
Бурачевская О.В., БурачевскаяТ.В. Сочетание Иутрадиционных Нши инновационных приемов ни методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №3. С. 105-107. [электронный ^ресурс] Режим „доступа: ,https://mo1uch.ru/th/1/archive/41/1344/
... всего 57 источников