Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД» В СОВРЕМЕННОЙ СЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА СЕРИАЛА «РАССКАЗ СЛУЖАНКИ»)

Работа №168599

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Проблематика «женского взгляда» в современном кинематографе и
сериальной культуре 11
1.1. Понятие «женский взгляд» в рамках феминистской теории 11
1.2. Современные теории кино о проблематике «женского взгляда» 16
2. Анализ сериала «Рассказ служанки» 25
2.1. Анализ структуры сериала «Рассказ служанки» 25
2.2. Анализ специфики «женского взгляда» в сериале «Рассказ служанки». 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Кинематограф всегда помогал человеку рефлексировать над общественными и личностными проблемами. В последнее десятилетие сериальная культура достигла такого прорыва, что смогла на равных соперничать с кинематографом за зрителя. Сериалы, в-десятых, года 21 века вышли на новых уровень производства и популярности благодаря стриминговым компаниям. Их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Сериалы более гибко и быстрее откликаются на проблемы, которые происходят в обществе. Также меняется и посыл сериалов. Если с 50-годов 20 века в сериальной культуре главной темой которой были межличностные отношения и в них содержалась актуальная информация об общественных ролях мужчины и женщины, то в настоящее время, под влиянием четвёртой волны феминизма, движения #Me Too, в сериалах всё больше на первый план выходят сильные женские персонажи, и их проблемы рассматриваются с женской точки зрения, а не с мужской, как это было принято раньше. Всё больше появляются историй с главными героями женщинами, и мы смотрим на их проблемы через призму женского взгляда, а не мужского. Одним из средств выразительности режиссеры и шоураннеры делают «женский» взгляд». Женщина перестаёт быть только сексуализированным объектом и становится полноправным героем сюжета со сложной драматургией и характером.
Так исследование «женского взгляда» поможет выявить механизмы рефлексии над проблемой «полового» вопроса и его специфику через произведения сериальной культуры - наиболее популярного способа проведения досуга.
Объектом исследования является «женский взгляд» как феномен современной сериальной культуры.
Предмет исследования - специфика «женского взгляда» в современном сериале «Рассказ служанки».
Степень изученности:
В литературной традиции термин «женский взгляд» означает женскую точку зрения, отличную от мужской. Сам термин «женский взгляд» ввела теоретик феминистского кино Л. Малви в своей статье «Визуальное удовольствие и повествовательное кино». По Малви этот теоретический термин представляет взгляд на произведение с женской точки зрения. Сразу после публикации эссе Малви вокруг этой темы возникли различные дискуссии. К примеру, А. Каплан в своем эссе «Is the Gaze Male?» описывает «мужской» и «женский» взгляды не просто как разные, но противостоящие друг другу . Исследовательница и кинематографистка 3. Дирсе рассматривает эту проблему с практической точки зрения в своей статье «Gender in Cinematography: Female Gaze (Eye) behind the Camera».
На подобных трудах основывается феминистская кинокритика. К примеру, исследовательница кино Т. де Лауретис в своем тексте «В Зазеркалье: женщина кино и язык» предлагает вариант научного подхода к феминистской критике, который совместит метод психоанализа с методом анализа знаковых систем . С развитием феминистской теории кино, исследователи начинают уделять больше внимания женской аудитории и особенностей восприятия ими фильмов. В книге британской исследовательницы Дж. Стейси «Star Gazing: Hollywood and Female Spectatorship» описывается, как люди делают частью своего мировоззрения идеологии, заложенные в массовой культуре, через зрительный опыт женщин послевоенной Британии. В российской кинокритике к феминистическому подходу обращалась киновед М. И. Туровская в статье «Женщина и кино». В ней автор описывает достоинства методологии зарубежной теории фемкино и сравнивает ее с другими киноведческими текстами.
Многие авторы исследовали, как проявляется «женский» взгляд в кинематографе разных стран. Например, киновед А. Артюх в своей статье «Женщины-режиссеры в современном глобальном мире» рассматривает область тем, к которым обращаются женщины-режиссеры. По ее мнению, в фильмах российских женщин-режиссеров господствуют темы мира, любви, нежности и надежды, в то время как в американском и европейском кино присутствуют темы сексуального раскрепощения, принятия себя и достижения личностной свободы. Социологи Г. П. Сидорова и Н. К. Шутая в своей статье ««Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров- женщин» рассматривают гипотезу, которая подразумевает наличие «мужского» характера у женщин-режиссеров с точки зрения распределения гендерных ролей. Но, в то же время, снимающих фильмы, наполненные «женским» взглядом. В статье М. Б. Капреловой «Современные режиссеры- женщины или особый взгляд» рассматривается творчество современных женщин-режиссеров и Америки, Европы и Азии и на примере их фильмов и стилистических особенностей определяются отличия от кинопроизведений режиссеров-мужчин.
Что касается сериальной культуры, различные авторы рассматривают ее как с семиотической, так и с социальной точек зрения. К примеру, социолог А. И. Денисова в своей статье «Сериал как культурное и субкультурное явление» рассматривает нарративную структуру сериалов, методы их производства и причины популярности. В статье профессора И. Кушнаревой «Как нас приучили к сериалам» автор рассматривает сериалы как сложный нарративный авторский продукт и их взаимодействие со зрителем с точки зрения культурных, экономических и технических факторов.
Сериал «Рассказ служанки» (2017-... гг., Брюс Миллер) был снят по одноименной книге Маргарет Этвуд. Роман-первоисточник рассматривали с разных сторон. Например, социолог К. Сетна в своей статье проводит анализ раскрытия тем абортов, сексуальной свободы и политических злоупотреблений властью на примере романа. С точки зрения конструирования антиутопий роман «Рассказ служанки» рассматривала в своей статье «Библейские мотивы в антиутопиях Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки» и «трилогия Беззумного Аддама»» Е. П. Жаркова. Там автор обнаружила библейскую образность, которая стала конструктом антиутопий в целом, и «Рассказа служанки» в частности. В статье Н. Дер-Оханнесиан «Female Negotiations of Affect in Domestic and Public Space in the Television Series The Handmaid’s Tale» соотносятся попытки консервативных политиков по всему миру установить репродуктивный контроль над женщинами и сюжет сериала. Работа социолога Н. С. Алотаиби «Distorted Shadows: Power And Subjugated Women In Margret Atwood’s The Handmaid’s Tale» анализирует патриархальные установки на то, что женщина играет зависимую роль во властных отношениях. Эта статья впервые пытается соединить феминистическую теорию с теориями Фуко. Статья М. Малет «Dystopia as a way to impact reality and create fans civic commitment: «The Handmaid’s tale» series case» посвящена анализу влияния антиутопий на общество, в частности, привлечения фанатов к женским проблемам в обществе и повышения интереса к ним. Через портрет общества, в котором женщины лишены всех прав, сериал предлагает зрителям поразмыслить о том, насколько неправильно лишать женщин прав в нашем обществе.
Что касается сериала «Рассказ служанки», Строева О. В. В своей статье «Деконструкция клише, психоанализ и нуар в современных фантазийных и исторических сериалах» на примере сериала «Рассказ служанки» рассматривает современные тенденции в развитии жанра псевдоисторической драмы. И выдвигает предположение, что сюжет, содержащий с себе элементы психоанализа и нуарную эстетику становится одним из наиболее эффективных методов сериального производства, и приводит к сочетанию различных жанров в сериалах. А. А. Дубиковская в своей статье «Дискредитация традиционных ценностей в сериале «Рассказ служанки»» описывает сериал как текст, критикующий традиционные патриархальные институты. Е. И. Ланина статье «Идеи Мишеля Фуко в кино» приводит сериал «Рассказ служанки» как пример, в котором показывается модель «общество-тюрьма», выполняющая функцию института наказания . Конто А. К. в книге «The Handmaid' s Tale: The Adaptation and its Social Impact» объясняет, как стриминговый сервис Hulu через сериал проводит аналогию с режимом Дональда Трампа и дает зрителям образцы для подражания в виде своих героинь, а также провоцирует общественную дискуссию вокруг вопроса женских прав. Исследователи С. М. Джемелас, С. Бенсон-Аллот», А. Малоун, С. Суинни в своих статьях пытаются оформить понятие «женского» взгляда в сериальной культуре на примере сериала «Рассказ служанки». Некоторые авторы обращаются к раскрытию понятия «женский голос» через сериал «Рассказ служанки», например, А. Хоуэлл в статье «Breaking silence, bearing witness, and voicing defiance: the resistant female voice in the transmedia storyworld of The Handmaid’s Tale» .
Цель исследования:
Определить специфику и основные характеристики «женского взгляда» в сериале «Рассказ служанки».
Цели исследования соответствуют следующие задачи:
• Проследить историю термина «женский взгляд» в рамках феминистской теории;
• Уточнить определение понятия «женский взгляд» в
кинематографе и в сериальной культуре;
• Провести анализ произведения сериальной культуры «Рассказ служанки» (2017-...) в качестве примера проявления «женского взгляда»;
• Выявить специфику «женского взгляда» в сериальной культуре на материале сериала «Рассказ служанки» (2017-...).
Методология:
В данном исследовании применен ряд методов, которые позволят провести исследование специфики «женского взгляда» в современной сериальной культуре. Так, использован культурно-исторический метод, который позволит выстроить развитие «женского взгляда» в сериалах, а также поможет обозначить его характеристику. При описании динамики изменений главного женского персонажа от пассивной до активной роли был использован структурный анализ сюжета. Семиотический анализ позволяет понять механизмы идентификации себя зрителем через образ главной героини. Также применен сравнительный метод, который позволит сопоставить изменения, происходившие с главной героиней в течении сериала. Более того, применен комплекс методов, таких, как анализ, синтез и интерпретация.
Предполагаемый результат: Результат исследования предполагает определение специфики «женского взгляда» в сериальной культуре современности на примере сериала «Рассказ служанки».
Апробация:
Данное исследование может быть применено в образовательной сфере, а именно использоваться, как теоретический материал на курсах по истории кинематографа и мировой художественной культуры. Более того, данная работа может служить фундаментом для дальнейшего исследования сериальной культуры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Последние десятилетия в кинематографе отдельную нишу занимают сериалы. В отличии от ранних мыльных опер, авторы создают полноценное художественное произведение с авторским замыслом и заявлением. Истоки «женского взгляда» в кино восходят к развитию феминизма. На основании идей сестринства, проблем женщин в патриархальном мире, возникла потребность отстоять и выразить свою позицию женщинам в форме искусства. Авторское заявление о женщинах стали формировать в том числе и мужчины, например, Педро Альмодовар.
Феминистическая теория кино, направленная на репрезентацию образа реальной женщины, опиралась на снятие идеализации героинь как в вопросах внешности, так и позиционирования своей жизненной позиции. С новым расцветом сериальной культуры, в силу своей большей гибкости и реакции на остросоциальные вопросы, снимается ряд произведений, поддерживающих движение #Me too.
«Рассказ служанки» - остросоциальная драма, разворачивающаяся в постреволюционном мире, который возник из-за действий человека над природой и другими людьми. Актуальность литературного произведения в двух разных столетиях говорит о безвременности тем, поднятых в драматургическом тексте. А поразительная популярность сериала связана в том числе и тем, что мировые события сошлись с политической подоплёкой произведения и спровоцировали зрителей на погружение в эти вопросы.
Процесс формирования и репрезентации «женского взгляда» в сериале сделан с помощью операторских приёмов, визуальных композиционных решений и нелинейной структурой сюжета. Образ главной героини складывается из её стремления жить и сражаться за близких людей.



1. Артюх, А. А. Женщины-режиссеры в современном глобальном мире /А. А. Артюх // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Часть 9. - №4-1. - С. 99-106.
2. Введение в гендерные исследования. Ч II: Хрестоматия / ХЦГИ; ред. С.И. Жеребкин. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 739-758.
3. Герасименко, И. Е. «Мужской взгляд» и теория феминистского кино / И. Е. Герасименко // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2017. - № 24. - С. 42-51.
4. Громов А. Политика "Рассказа служанки". Как выглядел бы тоталитаризм по-американски? - ТАСС. [Электронный ресурс] Режим доступа - https://tass.ru/kultura/6765156
5. Денисова, А. И. Сериал как культурное и субкультурное явление / А. И. Денисова // Аналитика культурологии. - 2012. - №23. - С. 54-56.
6. Жаркова, Е. П. Библейские мотивы в антиутопиях Маргарет Этвуд "Рассказ Служанки" и "трилогия Беззумного Аддама" / Е. П. Жарикова // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. - 2015. - №4(12). - С. 4-14.
7. Жижек, С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология / С. Жижек — Екатеринбург: Гонзо, 2014. — 472 с.
8. Капрелова, М. Б. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЖИССЕРЫ-ЖЕНЩИНЫ ИЛИ
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД //Прошлое-настоящее-будущее Санкт-
Петербургского государственного университета кино и телевидения. -
2013. - С. 314-320.
9. Ключарева, Д. «Рассказ служанки»: что символизируют наряды в
сериале - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://theblueprint.ru/culture/cinema/rasskaz-sluzhanki
10. Козлов, Е. В. Сериал в пространстве культурных кодов / Козлов Е.В. // Международный журнал исследований культуры. - 2019. - №2. - С. 135-146.
11. Кушнарёва, И. Как нас приучили к сериалам / И. Кушнарева // Философско-литературный журнал «Логос». - 2013. - №3(93). - С. 9¬20.
12. Лакан, Ж. Семинары / Ж. Лакан - М: Логос, 1999. - Т.11. - С. 75-130.
13. Лакан, Ж. Семинары / Ж. Лакан - М: Логос, 1999. - Т.11. - С. 83.
14. Малви, Л. Визуальное удовольствие и повествовательное кино / Л. Малви // Screen - 1975. - №16. - С. 6-18.
15. Мигурский, А. Феминистская теория кино [Электронный ресурс] / А.
Мигурский // Кинотексты. - 2019. - Режим доступа:
http s: //cinetexts .ru/fem_cinema
16. Назарова, E. Это может быть нашим будущим: почему стоит
посмотреть «Рассказ служанки»? - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kino.rambler.ru/series/46444104-eto-mozhet-byt-nashim-
buduschim-pochemu-stoit-posmotret-rasskaz-sluzhanki/
17. Пархоменко, Я. А. Сериальная культура в контексте эстетических и функциональных ориентиров современности / Я. А. Пархоменко // Экранные искусства и контекст. - 2018. - №3. - С. 6.
18. Сидорова, Г. П. «Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров-женщин / Г. П. Сидорова, Н. К. Шутая // Культура и искусство. - 2015. - №5. - С. 511-519
19. Строева, О. В. Деконструкция клише, психоанализ и нуар в современных фантазийных и исторических сериалах / О.В. Строева // Художественная культура. - 2020. №2. - С. 288-314.
20. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]: Slovar.cc: словари,
энциклопедии, справочники. - Режим доступа:
https://slovar.cc/rus/ojegov/613327.html
21. Туровская, М. Женщина и кино: Майя Туровская о феминистской критике [Электронный ресурс] / М. Туровская // Искусство кино. - 2021. - Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/zhenschina-i-kino-mayya- turovskaya-o-feministskoy-kritike
22. Филиппов, А. «Рассказ служанки» - новый сериал о мире, в который нас может завести Трамп - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gq.ru/entertainment/rasskaz-sluzhanki-novyj-serial-o-mire-v- kotoryj-nas-mozhet-zavesti-tramp
23. Фрейд, 3. Истерия и страх / 3. Фрейд - М: Фирма СТД, 2006. - Т. 6. - С. 271.
24. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ / 3. Фрейд - М: Наука, 1991. - С. 106-112.
25. Цитатель КиноПоиска: Педро Альмодовар о женщинах, вере и кино [Электронный ресурс] : Интернет-сервис «КиноПоиск». Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3140832/
26. Эль-Бушра, Д. Феминизм, гендер и женский мирный активизм. Г ендерные мифы и феминистские басни / Д. Эль-Бушра // Блэквелл. - 2008. - С. 127-143
27. Ярская-Смирнова, Е. Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2001. - Т. 4. - №. 2. - С. 100-118.
28. Benson-Allott, C. No such thing not yet: questioning television’s female gaze / C. Benson-Allot // Film Quarterly vol. 71. - 2017. - № 2. - P. 65-71.
29. Child, B. Cannes 2012: Palme d'Or diversity debate rumbles on with new petition [Электронный ресурс] / B. Child // The Guardian. - 2012. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/film/2012/may/18/cannes- 2012-palme-diversity-debate-petition?newsfeed=true
30. Dirse, Z. Gender in Cinematography: Female Gaze (Eye) behind the Camera / Z. Dirse // Journal of Research in Gender Studies. - 2013. - № 3. - P. 15-29
31. Ebert R. The Handmaid’s Tale [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rogerebert.com/reviews/the-handmaids-tale-1990
32. Johnston, C. Women’s Cinema As Counter Cinema / C. Johnston // Film Manifestos and Global Cinema Cultures / University of California Press. -
2014. - P. 347.
33. Kaplan, A. Women and Film: Both Sides of the Camera / A. Kaplan/ - London: Methuen. - 1983. - P. 35-46.
34. Khanna, M. How Do We Define the “Female Gaze” in Film? [Электронный ресурс] / M. Khanna // BitchMedia. - 2019. - Режим доступа: https://www.bitchmedia.org/article/defining-the-female-gaze
35. Mulvey, L. Visual Pleasure and Narrative / L. Mulvey // Cinema Film Theory and Criticism: Introductory Readings - New York: Oxford UP, 1999. - P. 833-844.
36. Mulvey, L. Visual pleasure and narrative cinema / L. Mulvey // Screen - 1975. - №16. - C. 6-18.
37. Ogden, D. Language of the Eyes, The Science, Sexuality, and Female Vision in English Literature and Culture, 1690-1927 / D. Ogden - New York: State University of New York Press. - 2005. - P. 10.
38. Rosen, M. Popcorn Venus: women, movies & the American dream / M. Rosen. - New York: McCann & Geoghegan, 1973. - P. 389-400.
39. Sethna, Ch. Not an instruction manual»: Environmental degradation, racial erasure, and the politics of abortion in The Handmaid's Tale / Ch. Sethna // Women's studies international forum. - 2020. - №80. - p. 102362.
40. Stacey, J. Star Gazing: Hollywood and Female Spectatorship / J. Stacey - New York : Routledge, 1994. - 282 p.
41. Stacey, J. Star Gazing: Hollywood and Female Spectatorship / J. Stacey - New York : Routledge, 1994. - P. 185.
42. Turnquist K. Hulu's 'The Handmaid's Tale': Enraging, riveting and scarily relevant (review) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oregonlive.com/tv/2017/04/hulus_the_handmaids_tale_enrag.ht ml
43. The Handmaid's Tale [Электронный ресурс] / IMDb. - Режим доступа: https://www.imdb.com/title/tt5834204/?ref_=fn_al_tt_1
44. The Handmaid's Tale [Электронный ресурс]: reviews / Rotten Tomato. - Режим доступа: https://www.rottentomatoes.com/tv/the_handmaids_tale
45. The Motion Picture Production Code of 1930 [Электронный ресурс] : Internet archive «Wayback Machine». Режим доступа: https://web.archive.org/web/20110222092920/http://artsreformation.com/a0 01/hays-code.html
46. Tuchman, G. Heart and Home: Image of Woman and the Media / G. Tuchman - New York: Oxford University Press - 1978. - P. 56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ