ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 7
1.2. Проявление скоростно-силовых способностей в двигательной деятельности
обучающихся среднего школьного возраста 10
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей у
обучающихся среднего школьного возраста 11
1.4. Психологические и анатомо-физиологические особенности обучающихся
среднего школьного возраста 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Средства развития скоростно-силовых способностей обучающихся среднего
школьного возраста 23
2.2. Методы развития скоростно-силовых способностей обучающихся среднего
школьного возраста 26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1.Организация исследования 30
3.2. Организация педагогического эксперимента 32
3.3. Проведение педагогического эксперимента 33
ГЛАВА 4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ
ДАННЫХ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список использованных источников: 45
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 55
Приложение 4 58
Как показывают результаты ряда исследований последних лет, проблема скоростно-силовой подготовки обучающихся в общеобразовательных школах, ещё далека от решения. При этом, если в теории спортивной тренировки раздел скоростно-силовой подготовки является одним из наиболее разработанных среди прочих направлений подготовки, то в большинстве исследований по физической подготовке в учебных заведениях не физкультурного профиля проблема скоростно-силовой подготовки не только не прорабатывается, но и не поднимается [17].
Между тем, значимость оптимального уровня скоростно-силовых способностей в структуре подготовленности подростков определяется, как минимум, тремя факторами.
Во-первых, человек, имея строение опорно-двигательного аппарата в виде многозвенной системы с креплением большинства мышц вблизи сустава, в условиях гравитации не может не сталкиваться с необходимостью проявления значительных усилий в краткие промежутки времени[20].
Более того, низкий уровень скоростно-силовых способностей,
неспособность быстро ответить значительным мышечным усилием на изменение внешней среды (толчки, резкая остановка транспорта, падения и т.п.) могут приводить к травмам как мышечно-связочного аппарата, так и суставов.
Во-вторых, низкий уровень скоростно-силовых способностей снижает возможности учащихся и выпускников школ для физического самосовершенствования при помощи многих наиболее эффективных и эмоциональных средств физического воспитания, прежде всего, различных видов спортивных игр и единоборств[34].
В-третьих, недостаточный объем двигательной активности детей школьного возраста, неэффективное решение задач их всестороннего гармоничного развития, низкий уровень сформированности базовых двигательных способностей, в том числе скоростно-силовых, слабое решение проблемы воспитания культуры движений определили актуальность и выбор направления данного исследования.
Актуальность работы состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста, с целью правильного построения учебных занятий.
Гипотеза исследования предполагает, что комплекс специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера, применяемый на уроках физической культуры, может значительно повысить уровень развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
Объектом исследования является процесс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предметом исследования является комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста.
Цель - разработка комплекса специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера для обучающихся средних классов общеобразовательных школ и экспериментальная проверка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. В процессе изучения литературных источников раскрыть особенности развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
2. Разработать комплекс специальных волейбольных упражнений для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений на развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов...
Мы выявили особенности развития обучающихся 8-х классов и определили, что средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития скоростно - силовых способностей на уроках по волейболу в школе.
На основе полученных данных о состоянии физической подготовленности учащихся, а так же на основе упражнений, которые рекомендуют специалисты в области физической культуры и спорта, мы составили комплекс специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера.
Был проведен сравнительный анализ полученных данных и выявлена положительная динамика в развитии скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов на примере экспериментальной и контрольной группы.
При анализе данных, полученных в ходе тестирования, мы наблюдали повышение показателей скоростно-силовых способностей у обеих групп, но более заметный рост наблюдался у экспериментальной группы. Рисунок 2 показывает, что для экспериментальной группы средний прирост на втором этапе эксперимента составил 24,12%. Для контрольной группы 6,88%. На третьем этапе для экспериментальной группы средний прирост составил 17,37%, для контрольной группы 6,11%.
Общий процент прироста для экспериментальной группы составил 41,49 %, а для контрольной группы 13,00%. Мы видим значительную разницу при изменении показателей скоростно-силовых способностей между
экспериментальной и контрольной группами. Из этого следует, что высказанное нами утверждение об эффективности разработанного нами комплекса специальных волейбольных упражнений оказалось верно.