ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 7
ЕЕ Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» . Возрастные
особенности формирования основ здорового образа дошкольников 7
Е2. Психолого-педагогические основы деятельности по формированию у
дошкольников основ здорового образа жизни 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2 . Эмпирические основы организации работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в дошкольной
образовательной организации 31
2 .1 . Программа и методики исследования 31
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Проблема организации работы в дошкольных образовательных организациях по формированию у детей основ здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни, в первую очередь - у молодого поколения, начиная с ранних периодов развития.
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской психологии и педагогики (В.Г. Алямовская, О.А. Ахвердова, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, Э.М. Козин, С.В. Козлова, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер,О.В. Морозова, В.П. Озеров, А.И. Савенков, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова и многие другие).
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни,приведения их в соответствие с изменившимися социально¬экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и,прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева) и т.д.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Специальные психолого¬педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остронуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Актуальность исследования, на наш взгляд,определяется
наличие следующих противоречий: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации работы в ДОО по формированию позитивного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель исследования: изучить содержание, направления, методы и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни.
Предмет исследования: со держание,методы и формы
работы дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том,что работа по формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия:
- в дошкольной образовательной организации реализуется программа модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жиpни».
2. формирования основ здорового образа у дошкольников.
3. методы формирооваиия о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
а)теоретические - анализ научной литературы;
б) практические:
- Методика «Незаконченные предложения».
- Беседа «Мотивация здорового образа жизни дошкольников».
- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
- Диагностическое задание «Полезная покупка».
- Проблемная ситуация «Место для отдыха».
- Игровая ситуация «Больница».
- Игровая ситуация «Телевизор дома».
- Наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении.
Нами проведено исследование организации работы в дошкольной
образовательной организации по формированию позитивного отношения к
здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ
проблемы позволил сделать ряд выводов. Несмотря на неоднозначность
трактовки понятия здоровья в научнойфилософской, медицинской,
педагогической, психологической, экологической литературе, оно в сущности
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием
знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение
режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональноположительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их
в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы,
мыть руки, делать зарядку).
Эффективность формирования основ здорового образа жизни у
дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями:
организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования,
познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни
формирование на этой базеположительногоэмоционально-положительного
отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной
среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни;
осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и
семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у
дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах
основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа
жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни,
адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью
их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В ходе экспериментального исследования нами нами выявлены уровни
сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу
жизни детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов, полученных в ходе данных методик, мы пришли к
заключению, что у большинства старших дошкольников основы культуры
здоровья сформированы недостаточно и характеризуются преобладанием
низкого и среднего уровней развития, что свидетельствует о недостаточной
сформированности у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На формирующем этапе эксперимента разработана Проект «Жить так
здорово здоровым», целью которого являлось проведение комплекса
мероприятий по оздоровлению детей, формирование у них знаний о здоровье,
позитивного отношения к здоровому образу жизни,совершенствование
практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку
стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным,
энергичным, деятельным. В рамках проекта нами внедрена в учебновоспитательный процесс программа формирования основ здорового образа
жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности
здорового образа дошкольников.
В ходе контрольного этапа эксперимента проведено повторное
исследование уровней сформированности представлений о здоровье и
отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Результаты контрольного этапа показали наличие позитивной динамики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи
выполнены; гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что
работа администрации ДОО по формировании позитивного отношения к
здоровому образу жизни будет эффективным если соблюдаются следующие
условия: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и
модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста;
реализуется система активного включения во взаимодействие всех
субъектов педагогического общения, подтвердилась полностью.
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных
Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 25.06.2012) «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании».
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 «Об
общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья
населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. -М.:
Педагогическое общество России, 2007. - 302 с.
6. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. -
М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
7. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд., доп., перераб,- М.:
Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
8. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание / А.С.
Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.:
Педагогика, 2007. - 86 с.
9. Баль, JI.B. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников:
Учебное пособие/ JI.B. Баль, В.В. Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
10. Билич, Г.Л., Назарова, JI.B. Основы валеологии. - СПб.: Изд-во
Водолей, 1998. - 560 с.
11. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол.
Б.П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С.А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А.Д. Сергеева;
Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад.
пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.55
12. Болотина, JI.P., Комарова, Т. С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. / JI.P. Болотина. -
М.: Академия, 2005. - 239 с.
5313. Боровкова, Е.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников/
Е.В. Боровкова, Н.И. Водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. JI.B. Кузнецовой,
М.А. Панфиловой - М., Сфера, 2003. - 62 с.
14. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. JL, Наука,1987.
- 125 с.
15. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для
воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и
вузов, родителей и дошкольников / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Издательство «Ювета», 2008. - 143 с., ил.
// Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре.
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.:
Просвещение,2009. - 856 с.
17. Васильева, М.А., Еербова, В.В. Комарова Т.С. Программа воспитания и
обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Еербовой, Т.С.
Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 208 с.
18. Волосова Е.А. Развитие ребёнка дошкольного возраста (основные
показатели) / Е.А. Волосова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 69с.
19. Выготский, Л.С. Воспитание детей / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2 0 1 0
384 с.
20. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: под
ред. В. В. Давыдова. - М. : ACT, Астрель, Люкс, 2010. - 672 с.
21. Еодина, Е.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Е.Н.
Еодина // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
A.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010. - С.74 - 83.
22. Еуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? / Т.В
Еуськова //Дошкольное воспитание. - №8, 2009. - С.65 - 69.
23. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах /
B.И. Даль. - М.: Просвещение, 2006. - 11465 с.
24. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом
процессе ДОУ (опыт создания словаря) / В.А.Деркунская // Управление
дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
5425. Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик, Т.Н. Программа Радуга. - М.:
«Просвещение», 2007. - 192 с.
26. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника:
Методические рекомендации / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009. - 164 с.
27. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков,
Т.А.Берсенева. - СПб.: 2008. - 156 с.
28. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан
Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 56 с.
29. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М. М. Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. -
М:Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
30. Козлова, С. А., Савенков, А.И. Счастливый ребенок. Примерная
общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по
образовательным областям / Под ред. Козловой С.А. - М: Школьная пресса.
2 0 1 2 .-3 2 8 с.
31. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский
центр «Академия», 2000. - 416 с.
32. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных
учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика
обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с. 139-147.
33. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. / Т. Комарова. -М.:
Мозаика-Синтез, 2005. - 48 с.
34. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности /
В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007. - 121 с.
35. Кузавкова, К. П. Формирование общественно-направленной
самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие / К.П.
Кузавкова. - Пермь, 2009. - 136 с.
36. Лисицын, Ю.П., Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка.М.:
Физкультура и спорт, 1984. - 126 с.