Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 7
ЕЕ Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» . Возрастные
особенности формирования основ здорового образа дошкольников 7
Е2. Психолого-педагогические основы деятельности по формированию у
дошкольников основ здорового образа жизни 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2 . Эмпирические основы организации работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в дошкольной
образовательной организации 31
2 .1 . Программа и методики исследования 31
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 7
ЕЕ Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» . Возрастные
особенности формирования основ здорового образа дошкольников 7
Е2. Психолого-педагогические основы деятельности по формированию у
дошкольников основ здорового образа жизни 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2 . Эмпирические основы организации работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в дошкольной
образовательной организации 31
2 .1 . Программа и методики исследования 31
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Проблема организации работы в дошкольных образовательных организациях по формированию у детей основ здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни, в первую очередь - у молодого поколения, начиная с ранних периодов развития.
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской психологии и педагогики (В.Г. Алямовская, О.А. Ахвердова, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, Э.М. Козин, С.В. Козлова, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер,О.В. Морозова, В.П. Озеров, А.И. Савенков, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова и многие другие).
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни,приведения их в соответствие с изменившимися социально¬экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и,прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева) и т.д.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Специальные психолого¬педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остронуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Актуальность исследования, на наш взгляд,определяется
наличие следующих противоречий: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации работы в ДОО по формированию позитивного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель исследования: изучить содержание, направления, методы и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни.
Предмет исследования: со держание,методы и формы
работы дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том,что работа по формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия:
- в дошкольной образовательной организации реализуется программа модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жиpни».
2. формирования основ здорового образа у дошкольников.
3. методы формирооваиия о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
а)теоретические - анализ научной литературы;
б) практические:
- Методика «Незаконченные предложения».
- Беседа «Мотивация здорового образа жизни дошкольников».
- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
- Диагностическое задание «Полезная покупка».
- Проблемная ситуация «Место для отдыха».
- Игровая ситуация «Больница».
- Игровая ситуация «Телевизор дома».
- Наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни, в первую очередь - у молодого поколения, начиная с ранних периодов развития.
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской психологии и педагогики (В.Г. Алямовская, О.А. Ахвердова, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, Э.М. Козин, С.В. Козлова, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер,О.В. Морозова, В.П. Озеров, А.И. Савенков, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова и многие другие).
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни,приведения их в соответствие с изменившимися социально¬экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и,прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева) и т.д.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Специальные психолого¬педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остронуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Актуальность исследования, на наш взгляд,определяется
наличие следующих противоречий: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации работы в ДОО по формированию позитивного отношения старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Цель исследования: изучить содержание, направления, методы и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни.
Предмет исследования: со держание,методы и формы
работы дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том,что работа по формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия:
- в дошкольной образовательной организации реализуется программа модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жиpни».
2. формирования основ здорового образа у дошкольников.
3. методы формирооваиия о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
а)теоретические - анализ научной литературы;
б) практические:
- Методика «Незаконченные предложения».
- Беседа «Мотивация здорового образа жизни дошкольников».
- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
- Диагностическое задание «Полезная покупка».
- Проблемная ситуация «Место для отдыха».
- Игровая ситуация «Больница».
- Игровая ситуация «Телевизор дома».
- Наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении.
Нами проведено исследование организации работы в дошкольной
образовательной организации по формированию позитивного отношения к
здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ
проблемы позволил сделать ряд выводов. Несмотря на неоднозначность
трактовки понятия здоровья в научнойфилософской, медицинской,
педагогической, психологической, экологической литературе, оно в сущности
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием
знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение
режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональноположительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их
в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы,
мыть руки, делать зарядку).
Эффективность формирования основ здорового образа жизни у
дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями:
организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования,
познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни
формирование на этой базеположительногоэмоционально-положительного
отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной
среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни;
осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и
семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у
дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах
основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа
жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни,
адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью
их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В ходе экспериментального исследования нами нами выявлены уровни
сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу
жизни детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов, полученных в ходе данных методик, мы пришли к
заключению, что у большинства старших дошкольников основы культуры
здоровья сформированы недостаточно и характеризуются преобладанием
низкого и среднего уровней развития, что свидетельствует о недостаточной
сформированности у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На формирующем этапе эксперимента разработана Проект «Жить так
здорово здоровым», целью которого являлось проведение комплекса
мероприятий по оздоровлению детей, формирование у них знаний о здоровье,
позитивного отношения к здоровому образу жизни,совершенствование
практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку
стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным,
энергичным, деятельным. В рамках проекта нами внедрена в учебновоспитательный процесс программа формирования основ здорового образа
жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности
здорового образа дошкольников.
В ходе контрольного этапа эксперимента проведено повторное
исследование уровней сформированности представлений о здоровье и
отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Результаты контрольного этапа показали наличие позитивной динамики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи
выполнены; гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что
работа администрации ДОО по формировании позитивного отношения к
здоровому образу жизни будет эффективным если соблюдаются следующие
условия: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и
модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста;
реализуется система активного включения во взаимодействие всех
субъектов педагогического общения, подтвердилась полностью.
образовательной организации по формированию позитивного отношения к
здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ
проблемы позволил сделать ряд выводов. Несмотря на неоднозначность
трактовки понятия здоровья в научнойфилософской, медицинской,
педагогической, психологической, экологической литературе, оно в сущности
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием
знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение
режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональноположительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их
в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы,
мыть руки, делать зарядку).
Эффективность формирования основ здорового образа жизни у
дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями:
организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования,
познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни
формирование на этой базеположительногоэмоционально-положительного
отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной
среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни;
осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и
семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у
дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах
основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа
жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни,
адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью
их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В ходе экспериментального исследования нами нами выявлены уровни
сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу
жизни детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов, полученных в ходе данных методик, мы пришли к
заключению, что у большинства старших дошкольников основы культуры
здоровья сформированы недостаточно и характеризуются преобладанием
низкого и среднего уровней развития, что свидетельствует о недостаточной
сформированности у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На формирующем этапе эксперимента разработана Проект «Жить так
здорово здоровым», целью которого являлось проведение комплекса
мероприятий по оздоровлению детей, формирование у них знаний о здоровье,
позитивного отношения к здоровому образу жизни,совершенствование
практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку
стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным,
энергичным, деятельным. В рамках проекта нами внедрена в учебновоспитательный процесс программа формирования основ здорового образа
жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности
здорового образа дошкольников.
В ходе контрольного этапа эксперимента проведено повторное
исследование уровней сформированности представлений о здоровье и
отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Результаты контрольного этапа показали наличие позитивной динамики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи
выполнены; гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что
работа администрации ДОО по формировании позитивного отношения к
здоровому образу жизни будет эффективным если соблюдаются следующие
условия: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и
модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста;
реализуется система активного включения во взаимодействие всех
субъектов педагогического общения, подтвердилась полностью.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - Подвижные игры как средство формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



