ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью..9
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга навыка
чтения слов у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью 17
Глава 2. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания и процедуры мониторинга навыка чтения слов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у обучающихся вторых - третьих классов с умеренной умственной
отсталостью 45
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения 60
Актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. (далее - Стандарт) [50], дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП). Уровень образования, соответствующий данной программе - индивидуальный, в связи с этим на каждого обучающегося составляется специальная индивидуальная программа развития (далее -СИПР). В учебный план второго варианта АООП включен учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация». В рамках данного предмета предусмотрено обучение чтению в доступных для ребенка пределах, кроме того, в случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания первого, более сложного, варианта АООП для обучающихся с умственной отсталостью, то в СИНР могут быть включены отдельные предметы первого варианта (в том числе -чтение).
В соответствии со Стандартом, для оценки результатов освоения СИНР рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Несмотря на такие достоинства, как минимизация затрат, комплексность, возможность качественного анализа и др., методы наблюдения и экспертной группы имеют такой значительный недостаток, как субъективность.
В специальной литературе также широко представлены данные о возможностях применения методов психолого-педагогического
эксперимента, сбора и анализа данных о ребёнке, изучения продуктов деятельности с целью выявления стартовых и потенциальных возможностей, но данные подходы не достаточно эффективны в применении с целью
мониторинга в текущем учебном процессе.
Минимизировать временные затраты, при этом сохраняя глубину и качество исследования, позволяет одна из зарубежных технологий мониторинга- GOMs, относящаяся к группе «формирующего оценивания». Но данная технология требует значительной модификации с учетом особенности обучения грамоте детей с умеренной умственной отсталостью в России и психолого-педагогических особенностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, проблема разработки содержания и процедуры мониторинга навыка чтения слов, объективного, надежного и валидного, простого в использовании, позволяющего учителю отслеживать минимальные учебные достижения за короткий период времени, с целью получения обратной связи о результативности своей работы приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга навыка чтения слов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования: определить содержание и требования к процедуре мониторинга навыка чтения слов у обучающихся 2-3 классов с умеренной степенью умственной отсталости.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. разработать валидные наборы заданий, структурированные по уровням сложности, на основе критериев, влияющих на результаты обследования навыка чтения слов у обучающихся 2-3 классов с умеренной степенью умственной отсталости;
3. определить влияние применения правила трех ошибок на результаты обследования навыка чтения слов у обучающихся 2-3 классов с умеренной степенью умственной отсталости;
4. составить рекомендации по проведению мониторинга навыка чтения слов у обучающихся 2-3 классов с умеренной степенью умственной отсталости.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1. мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью - специально спроектированная подсистема непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющая минимальные продвижения обучающихся за короткий период времени, основанная на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающая возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения;
...
На основе анализа литературы нами сделан ряд выводов о том, что при разработке мониторинга навыка чтения слов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью, мы будем руководствоваться следующими положениями:
1. под мониторингом учебных достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью мы будем понимать специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющую минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанную на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающую возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения;
2. на основании ряда преимуществ, существующих у GOMs, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга чтения слов принципы данного метода, его подходы и основные организационные аспекты;
3. при адаптации GOMs и дальнейшей разработке мониторинга навыка чтения слов обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью необходимо учитывать две группы условий: особенности обучения грамоте обучающихся с умеренной умственной отсталостью (удлинение сроков прохождения букваря, специфический порядок изучения звуков и букв, глобальное чтение слов) и психолого-педагогические особенности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
В результате проведенного нами исследования можно сделать выводы о целесообразности применения адаптированного варианта технологии GOMs для оценивания навыка чтения слов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью. Доказана валидность применения метода показа слов из трех предложенных в наборе, структурированном по уровням сложности в зависимости от:
- сложность звуко-слогового состава слова.
Общая длительность процедуры мониторинга не превышает трех минут. В соответствии с психолого-педагогическими и клиническими особенностями обучающихся с умеренной умственной отсталостью процедура мониторинга должна быть организована следующим образом:
1) вследствие несовершенства зрительного восприятия данной категории детей стимульный материал должен быть представлен на матовой бумаге формата A4, размер шрифта - 160 кегль, используемый шрифт может быть как рубленым (Arial), так и с засечками (Times New Roman);
2) количество единовременно предъявляемых слов должно быть ограничено тремя, что обусловлено неустойчивостью и рассеянностью внимания испытуемых;
3) объем предлагаемой испытуемым речевой инструкции должен быть одноступенчатым, что обусловлено недостатками в развитии импрессивной речи, а также внимания и речеслуховой памяти : «Покажи» ;
4) Так как на этапе констатирующего эксперимента было доказано, что есть обучающиеся, которые угадывали слова по первой букве, то при составлении серий заданий учитывать требование совпадения первой буквы в словах из трех предложенных, либо слова из одинаковых всех букв, но в разной последовательности.
С учетом принципа минимизации временных затрат целесообразно применение правила трех ошибок, заключающегося в прекращении предъявления заданий серии в случае трех идущих подряд ошибок. В качестве дальнейшей перспективы планируется доказательство данных выводов на большей выборке.
1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на
примеренавыкачтения)[Текст]/ Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов.26-28октября 2015. - г. М.: АНО«НМЦ«СУВАГ», 2015.- С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб.пособие/ М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб.для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320с.
4. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: учеб.пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480с.
5. Бабанский, Ю.К. Проблемы
повышенияэффективностипедагогических исследований [Текст]:
(Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
6. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственнойотсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. - 146 с
7. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст]: учеб.пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216с.
8. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов [Текст]: учеб.пособие / И.Л. Баскакова. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ имени В.
И. Ленина, 1989. - 137с.
9. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Текст] // ЧиО. - 2014. - №1 (38).-С.171-175.
10. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственноотсталого ребенка [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов /А.Д.Виноградова, ЛипецкаяЕ.И., Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова;Сост. А.ДВиноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 -4 классах вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителя / В.В.
Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.
12. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С. Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256.
13. Галигузова Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 142 с.
14. Гиляровский, В.А. Психиатрия [Текст]: руководство для врачей и студентов / В. А. Гиляровский. - М. :Медгиз, 1954. - 520 с.
15. Голуб, Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов
учащихся [Текст]: метод.пособие / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман. - Самара: Учебная литература, 2007. - 244 с.
... всего 68 источников