СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект проблемы мониторинга учебных достижений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1. Обзор существующих подходов к обучению альтернативному чтению
обучающихся с тяжелой умственной отсталостью 7
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с
интеллектуальными нарушениями, влияющие на мониторинг учебных достижений 17
1.3. Предпроектное исследование современного состояния проблемы
мониторинга в научно-методической литературе 24
Глава II. Описание проекта «Дидактико-методическое обеспечение мониторинга альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной
отсталостью в интерактивной среде» 35
2.1 Паспорт реализации проекта 35
2.2 Подготовительный этап проекта 37
2.3 Разработческий этап 42
2.4 Этап апробации 52
2.5 Результативно-оценочный этап 60
Заключение 65
Библиография 68
Приложения 78
В настоящее время обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью получают образование по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), предусматривающей овладение чтением в доступных для ребенка пределах, в данном случае, как правило, альтернативным чтением. Учитывая работу с детьми с умственной отсталостью, отслеживать результаты особенно сложно, так как динамика продвижения у детей данной категории незначительна. Поэтому для отслеживания результатов сформированности альтернативного чтения целесообразно использовать зарубежную технологию - general outcome measurement (далее - GOMs), применяемую в Соединенных Штатах Америки (далее - США), Данная технология модифицирована сотрудниками Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева (далее - КГПУ им. В.П. Астафьева), с учетом специфики обучения чтению детей с умственной отсталостью в России и представлена в интерактивной среде «Говорящие уроки».
Использование интерактивной среды помогает упростить процедуру мониторинга результатов сформированности навыков альтернативного чтения у учащихся и процесс их обработки. Кроме того, она имеет ряд преимуществ, а именно, обеспечивает «прозрачность» результатов, но только для участников образовательных отношений. Также позволяет организовать взаимодействие с семьей и осуществлять мониторинг в дистанционном режиме, что особенно актуально в свете событий конца 2019 - 2020 годов, связанных с коронавирусной инфекцией.
В интерактивной среде качественно продуманны показатели для мониторинга сформированности навыка чтения, а для альтернативного чтения есть только показатель зрительного восприятия и узнавания пиктограмм, что недостаточно для исследования уровня сформированности навыка альтернативного чтения. В связи с этим возникает актуальность в уточнении требований, разработки наборов заданий, их размещении и апробации в интерактивной среде для мониторинга сформированности альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Проектная идея: в связи с тем, что выявлена недостаточность дидактического и методического обеспечения для мониторинга альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью возникает необходимость в уточнении требований, разработки наборов заданий для мониторинга данных навыков в интерактивной среде.
Объект проектной работы: мониторинг образовательных
достижений обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Предмет проектной работы: требования к процедуре и содержанию мониторинга сформированности альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Цель проекта: разработать и апробировать наборы заданий с учетом основных требований модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга сформированности альтернативного чтения с тяжелой умственной отсталостью в интерактивной среде.
Задачи проектной работы:
1. Выявить современное состояние проблемы мониторинга в литературе и в организации, на базе которой реализован проект.
2. Разработать схему, требования к процедуре мониторинга и наборам заданий, разработать наборы заданий для мониторинга сформированности альтернативного чтения и разместить их в интерактивной среде.
3. Апробировать наборы заданий в интерактивной среде.
4. Определить правомерность использования разработанных наборов заданий для мониторинга сформированности альтернативного чтения в
образовательной организации.
...
На этапах предпроектного исследования и внедрения проекта нами был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач и сделаны следующие выводы:
На основании ряда преимуществ технологии GOMs его подходы и принципы можно взять за основу разработки отечественного мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Для использования технологии GOMs в России выполнен целый ряд исследований на базе КГПУ им. В.П. Астафьева (Е.В. Иливанова,
Н.В. Курлыкова, Е.А. Зайцева, А.В. Мамаева и др.). В результате этих исследований было рекомендовано проводить процедуру мониторинга в интерактивной среде «Говорящие уроки», что поможет получить достоверные данные и оптимизировать временные затраты педагогов.
При разработке и проведении мониторинга в интерактивной среде, используя технологию формирующего оценивания GOMs, мы будем учитывать клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, а именно трудности в концентрации внимания; высокую утомляемость; особенности развития импрессивной речи; отсутствие речи; нарушение регуляции поведения; низкую обучаемость; моторные трудности.
При определении требований к инструкциям и наборов заданий необходимо учитывать методики обучения альтернативному чтению, а именно понимание смысла доступных невербальных графических знаков, что доступно для данной категории обучающихся.
Изучив теоретические аспекты, мы перешли к реализации проекта. С помощью психолого-педагогической документации бесед с педагогами и наблюдения за учениками мы изучили контингент обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и проанализировали методическое, дидактическое обеспечение в организации, на базе которой реализован проект.
Определили основные требования к организующей помощи, где инструкции в обучающих заданиях предъявлялись четыре раза. В оценочных заданиях организующая помощь была представлена в виде повторной развернутой инструкции и миганием фона картинки образца и вариантов ответа. Продолжительность процедуры мониторинга составила 3 минуты, что позволило удержать внимание обучающихся. Время предъявления одного задания мы увеличили до 20 секунд, так как обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата не успевали коснуться правильного ответа на экране планшета за 10 секунд.
Также определили требования к наборам заданий для мониторинга сформированности альтернативного чтения.
Разработали основное содержание мониторинга, выделили 3 блока заданий: I блок - сюжетные картинки; II блок - пиктографические изображения, относящиеся к сюжетной картинке; III блок - пиктографические изображения, относящиеся к сюжетной картинке. В рамках каждого блока предусмотрены две серии заданий. Также в первом и втором блоке выделили 3 уровня сложности и в 3 блоке выделили 2 уровня сложности.
В соответствии с заданными требованиями нами было разработано 1080 картинок в формате JPG и 480 звуковых файлов в формате MP 3, из которых мы составили 380 заданий и разместили в соответствии с требованиями в интерактивной среде «Говорящие уроки».
Далее приступили к апробации наборов заданий, размещённых на сайте «Говорящие уроки». В процессе мониторинга мы пришли к выводу, что необходимо внести поправки в разработанную схему для I блока 2 серии, потому что деление по уровням сложности по обозначенным критериям нецелесообразно и все задания этой серии могут предлагаться как задания одного уровня сложности.
Сопоставив данные мониторинга с данными полученными от педагогов в результате наблюдения, мы сделали вывод, что данные , полученные в процессе мониторинга с помощью интерактивной среды «Говорящие уроки», достоверны.
С помощью разработанной нами анкеты, мы получили экспертную оценку учителей-логопедов, согласно которой настоящий проект получил положительную оценку.
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность. Предложенная процедура мониторинга может быть использована в работе учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей работающих над развитием альтернативного чтения у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. Москва: «Суваг», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - Санкт Петербург, 2008. - С. 652.
3. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. Пособие К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - Москва: Издательство «Университет Российской академии образования», 1997. - С. 304.
4. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л.Б. Баряева
Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. Санкт Петербург: Издательство «Союз», 2004.
- С. 130.
5. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: программно-методические материалы / под ред.
И.М. Багажноковой. - Москва: Издательство «Владос», 2007. - С. 181.
6. Гуровец, Г.В. Психопатологии детского возраста. Москва: Издательство «Владос», 2008. - С. 201.
7. Гуровец, Г.В. Давидович Л.З. К вопросу изучения болезни Дауна // Дефектология, 1999. - N 06 - С. 22-25.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва: «Аркти», 2004. - С. 166.
9. Гнездилов, М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых
школьников [Текст]: Пособие для учителей вспомогат. школ /
М.Ф. Гнездилов; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук - Москва; Уч. пед. гиз, 1947.- С. 231.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О.Е. Грибова. - 2-е изд. - Москва: Айрис Пресс: дидактика, 2007. - С. 90.
11. Деревяшкина, Ю.А Проблемы мониторинга в образовании
Ю.А. Деревяшкина, А.В. Мамаева Современное психолого-педагогическое образование: материалы IX психолого-практических чтений памяти
Л.В. Яблоковой Красноярск гос. пед. университет им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2018. - С. 50-53.
12. Деревяшкина Ю.А. Диагностика понимания пиктографических изображений у детей с тяжёлой умственной отсталостью в интерактивной среде Ю.А. Деревяшкина, А.В. Мамаева Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярск гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 96-97.
13. Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас ?: метод. рекомендации / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: В. Секачев, 2012. - С. 87.
14. Забрамная, С.Д., Исаева, Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика. 2008.- С. 15-13.
15. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». Москва: Новая школа, 1998. - С. 230.
... всего 78 источников