Мониторинг сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде
|
Реферат 2
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений у обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Особенности формирования навыка чтения и его компонентов у детей с
интеллектуальными нарушениями 9
1.2. Оценка учебных достижений обучающихся с интеллектуальными
нарушениями 19
1.3. Факторы и условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
сформированности навыка чтения слогов у обучающихся третьих-четвертых классов с умственной отсталостью 29
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на содержание и процедуру мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде 39
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов оценивания сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с умеренной умственной отсталостью в
интерактивной среде 46
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с
умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде 55
Заключение 62
Библиография 65
Приложения 80
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений у обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1. Особенности формирования навыка чтения и его компонентов у детей с
интеллектуальными нарушениями 9
1.2. Оценка учебных достижений обучающихся с интеллектуальными
нарушениями 19
1.3. Факторы и условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
сформированности навыка чтения слогов у обучающихся третьих-четвертых классов с умственной отсталостью 29
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на содержание и процедуру мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде 39
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2. Анализ результатов оценивания сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с умеренной умственной отсталостью в
интерактивной среде 46
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся 3-4 классов с
умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде 55
Заключение 62
Библиография 65
Приложения 80
Актуальность. Анализ литературы по вопросу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями позволяет сделать вывод об отсутствии однозначных рекомендаций в выборе достаточно надежных, эффективных и однозначных технологий мониторинга образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью. Особенно остро эта проблема встает в отношении детей с умеренной степенью умственной отсталости. Значительный процент этих детей приобретает навыки чтения при использовании определенных специальных педагогических приемов и методов. На данный момент существуют методики, позволяющие формировать способность осмысленного чтения у детей с интеллектуальными нарушениями. В качестве технологий мониторинга при этом рекомендуется использовать наблюдение, метод экспертной группы, а также метод психологопедагогического эксперимента. Эти методы позволяют выявлять причины и механизмы нарушений, осуществлять комплексный анализ исследуемого процесса, но имеют и недостатки, одним из которых является субъективность. С точки зрения поиска иных подходов представляет интерес зарубежная технология GOMs - «новый генеральный формат оценки». Технология была разработана в университете штата Миннесоты (США) для отслеживания учебных результатов студентов с интеллектуальными нарушениями. Данная технология была адаптирована для применения на территории Российской Федерации с учетом специфики отечественной системы обучения детей с умеренной умственной отсталостью, и стала основой для ряда исследований, в результате которых было рекомендовано осуществлять процедуру мониторинга в интерактивной среде, что позволило бы оптимизировать данную процедуру, усовершенствовать процесс обработки и демонстрации результатов. Результаты исследований отражены в трудах А.В. Мамаевой, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьевой, А.А.
Горностаевой, К.В. Кардашевой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, Д.В. Синельниковой и других. Для решения этой проблемы на базе КГПУ имени В.П. Астафьева в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», позволяющая осуществлять мониторинг образовательных результатов при овладении навыком чтения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При изменении условий реализации технологии (переход в интерактивную среду) возникла проблема уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга навыка чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В условиях пандемии в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в 2020 году особенно остро встала проблема использования дистанционных образовательных технологий. В этих условиях вопрос разработки и уточнения требований технологии мониторинга в интерактивной среде стал особенно актуальным.
Противоречия. Таким образом, были выявлены противоречия между необходимостью осуществления мониторинга учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью при овладении навыком чтения с использованием надежной и валидной технологии и недостаточным уровнем разработки содержания и процедуры реализации такого мониторинга с учетом переноса в интерактивную среду.
Проблема исследования. Необходимость уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Объект исследования: сформированность навыка чтения слогов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: требования к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования: уточнить требования к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости в интерактивной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что набор заданий, представленный в интерактивной среде с соблюдением ряда требований, надежен и валиден для обследования сформированности навыка чтения слогов у детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся третьих-четвертых классах.
...
Горностаевой, К.В. Кардашевой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, Д.В. Синельниковой и других. Для решения этой проблемы на базе КГПУ имени В.П. Астафьева в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», позволяющая осуществлять мониторинг образовательных результатов при овладении навыком чтения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При изменении условий реализации технологии (переход в интерактивную среду) возникла проблема уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга навыка чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В условиях пандемии в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в 2020 году особенно остро встала проблема использования дистанционных образовательных технологий. В этих условиях вопрос разработки и уточнения требований технологии мониторинга в интерактивной среде стал особенно актуальным.
Противоречия. Таким образом, были выявлены противоречия между необходимостью осуществления мониторинга учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью при овладении навыком чтения с использованием надежной и валидной технологии и недостаточным уровнем разработки содержания и процедуры реализации такого мониторинга с учетом переноса в интерактивную среду.
Проблема исследования. Необходимость уточнения и дополнения требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Объект исследования: сформированность навыка чтения слогов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: требования к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования: уточнить требования к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости в интерактивной среде.
Гипотезой исследования является предположение о том, что набор заданий, представленный в интерактивной среде с соблюдением ряда требований, надежен и валиден для обследования сформированности навыка чтения слогов у детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся третьих-четвертых классах.
...
На основе анализа литературных источников, изучив проблему оценки сформированности умения читать слоги путем визуализации и выбора графического изображения одного из трех слогов, предложенных обучающемуся с интеллектуальными нарушениями на экране планшета или компьютера, предлагая систему мониторинга, позволяющую отслеживать учебные достижения обучающегося, мы руководствуемся следующими положениями:
1. Под мониторингом образовательных результатов и учебных достижений (формирование умения читать слоги путем выбора правильного варианта из трех графических буквенных изображений на экране планшета) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), мы понимаем специально разработанную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции учебного процесса в зависимости от выявленных трудностей в усвоении программного материала и достигнутого прогресса в овладении навыком. Целью мониторинга является повышение качества обучения, возможность сделать минимальный прогресс обучающегося с умственной отсталостью видимым и осязаемым за короткий период времени. Эта система основана на статистических методах обработки информации (объективных и надежных).
2. Выявив ряд преимуществ, учитывая национальную методику обучения грамоте, для получения объективных результатов, мы считаем целесообразным использовать технологию «формирующего оценивания» GOMS (новый генеральный формат оценки), разработанную в США, как основу для разработки отечественной системы мониторинга достижения образовательных результатов умственно отсталыми детьми в процессе учебной деятельности, т.е. планируется использовать принципы, подходы и важнейшие организационные аспекты зарубежной технологии оценивания.
3. В рамках данной работы мы рассматриваем педагогический мониторинг как исследование, субъектом которого является учитель, а объектом - оценка уровня сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через показ учащимся с умственной отсталостью правильного варианта на экране планшета в интерактивной среде.
4. При разработке системы мониторинга мы учитывали особенности национальной системы обучения грамоте, звукового аналитикосинтетического метода, являющегося основополагающим при формировании навыка чтения, а также психолого-педагогические особенности обучающихся:
- своеобразие процессов высшей нервной деятельности;
- наличие сопутствующих заболеваний, осложняющих обучение детей с умственной отсталостью;
- специфические характеристики внимания: нестабильность, быстрое отвлечение, трудности с концентрацией внимания, ограниченное распределение, переключаемость, непроизвольность;
- специфическое недоразвитие восприятия как когнитивного процесса:
замедленность, заторможенность, ограниченный объем,
недифференцированность, низкий уровень избирательности и константности, нарушение обобщенности и целостности воспринимаемой информации;
- специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность запоминания, неточное воспроизведение, быстрая скорость забывания, преимущественно непроизвольный характер запоминания;
- характеристики импрессивной речи;
- выраженное системное недоразвитие речи и нарушение коммуникативной деятельности.
...
1. Под мониторингом образовательных результатов и учебных достижений (формирование умения читать слоги путем выбора правильного варианта из трех графических буквенных изображений на экране планшета) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), мы понимаем специально разработанную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции учебного процесса в зависимости от выявленных трудностей в усвоении программного материала и достигнутого прогресса в овладении навыком. Целью мониторинга является повышение качества обучения, возможность сделать минимальный прогресс обучающегося с умственной отсталостью видимым и осязаемым за короткий период времени. Эта система основана на статистических методах обработки информации (объективных и надежных).
2. Выявив ряд преимуществ, учитывая национальную методику обучения грамоте, для получения объективных результатов, мы считаем целесообразным использовать технологию «формирующего оценивания» GOMS (новый генеральный формат оценки), разработанную в США, как основу для разработки отечественной системы мониторинга достижения образовательных результатов умственно отсталыми детьми в процессе учебной деятельности, т.е. планируется использовать принципы, подходы и важнейшие организационные аспекты зарубежной технологии оценивания.
3. В рамках данной работы мы рассматриваем педагогический мониторинг как исследование, субъектом которого является учитель, а объектом - оценка уровня сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через показ учащимся с умственной отсталостью правильного варианта на экране планшета в интерактивной среде.
4. При разработке системы мониторинга мы учитывали особенности национальной системы обучения грамоте, звукового аналитикосинтетического метода, являющегося основополагающим при формировании навыка чтения, а также психолого-педагогические особенности обучающихся:
- своеобразие процессов высшей нервной деятельности;
- наличие сопутствующих заболеваний, осложняющих обучение детей с умственной отсталостью;
- специфические характеристики внимания: нестабильность, быстрое отвлечение, трудности с концентрацией внимания, ограниченное распределение, переключаемость, непроизвольность;
- специфическое недоразвитие восприятия как когнитивного процесса:
замедленность, заторможенность, ограниченный объем,
недифференцированность, низкий уровень избирательности и константности, нарушение обобщенности и целостности воспринимаемой информации;
- специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность запоминания, неточное воспроизведение, быстрая скорость забывания, преимущественно непроизвольный характер запоминания;
- характеристики импрессивной речи;
- выраженное системное недоразвитие речи и нарушение коммуникативной деятельности.
...
Подобные работы
- Мониторинг сформ провинности навыков чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Мониторинг сформированности навыка чтения предложений у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ
НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022





