Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг сформ провинности навыков чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде

Работа №168576

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 8
1.1. Обзор систем оценивания достижений обучающихся с умственной
отсталостью 8
1.2. Факторы, влияющие на процедуру проведения мониторинга
сформированности навыков чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью 19
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение требований к содержанию и процедуре мониторинга сформированности навыков чтения слогов обучающихся с умственной отсталостью в
интерактивной среде 30
2.1. Организация и методика лонгитюдного исследования 30
2.2. Анализ результатов лонгитюдного исследования 38
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга
сформированности навыков чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде 51
Заключение 61
Библиография 64
Приложения 74


Актуальность. В настоящее время нормативно-правовые документы, регламентирующие образование лиц с нарушением интеллекта определяют содержание обучения детей данной категории. В учебный план введены предметы, обеспечивающие овладение базовыми учебными навыками на доступном для каждого ребенка уровне. Одним из таких приоритетных и необходимых в жизни считается навык чтения.
Обучение грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью имеет специфические особенности, что обусловлено неполноценностью у детей этой категории психофизиологической базы для формирования письменной речи, таких как нарушение когнитивных процессов и несформированность языковых средств.
Большинство авторов, проводивших исследования в области обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью (А.К. Аксёнова, Л.М. Шипицына, А.Р. Маллер, И.М. Бгажнокова, Л.Б. Баряева, Г.В. Цикото и др.), рассматривают звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте умственно отсталых детей как наиболее продуктивный и рациональный. Учитывая своеобразие процесса овладения чтением у каждого ребенка, следует отметить особую значимость при его обучении осуществление индивидуального и дифференцированного подхода,
тщательное планирование последовательности изучения букв, слоговых структур, слов, исходя из его «зоны ближайшего развития». В этих условиях возникает потребность в систематическом отслеживании результатов обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС) устанавливает основные требования к оценке планируемых результатов, промежуточной и итоговой аттестации.
Такой подход ориентирован на итоговый результат в конце учебного года или по окончании всего курса обучения в школе, но не дает
возможности отслеживания минимальных результатов, достигнутых
ребенком за короткий промежуток времени.
В педагогической практике широко применяются методики, позволяющие оценивать достижения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: наблюдение, метод экспертной группы, психологопедагогический эксперимент. Несмотря на такие их достоинства, как комплексность и возможность качественного анализа, они имеют и недостатки: временная затратность, субъективность.
Таким образом, на современном этапе возникает необходимость в нахождении инструментария для осуществления мониторинга учебных достижений, который отвечал бы требованиям доступности для умственно отсталых школьников и был бы достаточно простым при обработке результатов.
Таким требованиям отвечает зарубежная технология GOMs (новый генеральный формат оценки), относящаяся к группе «формирующего оценивания», разработанная специалистами университета Миннесоты (США) и предназначенная для мониторинга учебных достижений студентов с интеллектуальными нарушениями. Модифицировав данную технологию и адаптировав ее с учетом специфики обучения грамоте в России, на базе КГПУ им. В.П. Астафьева проведена серия исследований по разработке содержания и процедуры мониторинга навыков чтения. Результаты исследований описаны в работах А.В. Мамаевой, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьевой, А.А. Горностаевой, К.Ю. Денисовой, Н.Н. Постниковой, О.О. Русаковой, Д.В. Синельниковой и других. С целью упрощения процедуры проведения обследования и обработки его результатов мониторинг было рекомендовано проводить в интерактивной среде. В рамках реализации сетевого проекта КГПУ им. В.П. Астафьева и образовательных организаций г. Красноярска и Красноярского края в 2017 году разработана компьютерная программа «Говорящие уроки», предназначенная для
осуществления мониторинга сформированности навыков чтения. В результате проведенных ранее исследований в работах К.В. Кардашовой , С.Ю. Килиной подтверждена надежность и валидность
разработанных наборов заданий для обследования сформированности навыков чтения слогов на бумажных носителях и в интерактивной среде.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования явилось уточнение требований к процедуре мониторинга сформированности навыка чтения слогов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде. В его начале мы предположили, что соблюдение ряда требований к процедуре мониторинга сформированности навыков чтения слогов обеспечивает надежность, валидность и чувствительность к изменениям у наборов заданий, представленных в интерактивной среде.
В нашем исследовании приняли участие 32 обучающихся одного из краевых государственных бюджетных образовательных учреждений Красноярского края, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В экспериментальную группу вошли учащиеся с 1 по 9 класс в возрасте от 7 до 16 лет с умственной отсталостью легкой и умеренной степени обследованных с различной степенью глубины на разных этапах исследования. Ведущим критерием по отбору учащихся в экспериментальную группу являлось наличие у них выраженных трудностей освоения навыков чтения. Исследование проводилось в соответствие с поставленными задачами.
В рамках первой задачи мы проанализировали состояние проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе и нормативноправовых документах, регламентирующих обучение и воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями. В соответствие с требованиями ФГОС к промежуточной и итоговой аттестации появляется востребованность в практическом инструментарии для её осуществления. В результате анализа различных методов отслеживания учебных достижений обучающихся с умственном отсталостью мы пришли к выводу о том, что общепринятые в педагогической практике методы имеют как достоинства, так и недостатки. Методы наблюдения и экспертной группы, обеспечивающие комплексность
и достаточную глубину анализа, вместе с тем характеризуются субъективизмом, как недостаточно формализованные. Метод психологопедагогического эксперимента дающий объективные и достоверные данных о ребёнке, позволяющий педагогу сформулировать прогноз о
результативности его обучения, является трудоемким и времязатратным, и поэтому наиболее подходит для проведения стартовой и итоговой диагностики.
Для осуществления текущего контроля за достижениями школьников наиболее эффективным методом является мониторинг учебных достижений, дающий возможность обнаружить минимальные продвижения учащихся в освоения учебных навыков за короткий промежуток времени и позволяющий корректировать программное содержание с целью повышения эффективности обучения.
Люнгитюдное исследование проводилось с сентября 2020 года по май 2021 года, всего в течение учебного года было проведено четыре этапа.
В ходе исследования мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью осуществлялся на примере сформированности навыков чтения слогов. В качестве основной диагностической методики мы использовали модифицированной русскоязычный вариант зарубежной технологии GOM (новый генеральный формат оценки) представленный в интерактивной среде «Говорящие уроки», разработанной с учетом клиникопсихологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью и специфики их обучения грамоте. Обследование проводилось методом показа слога из трёх предложенных на сенсорном экране планшетного компьютера методом чтения слогов вслух.
...


1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксёнова. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
2. Аксёнова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М. : Просвещение, 2016. - 134 с.
3. Алмазова, О. А. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие / О. В. Алмазова. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. - 227 с.
4. Артемьева Н.В., Задорожная Т.В., Мамаева А.В. Мониторинг
сформированности базовых предпосылок для понимания
пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью // Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 168-172. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/600-nauchnye- izdaniya/izdaniya-vak/zhurnal-gumanitarnye-nauki/arkhiv/gumanitarnye-nauki- v-2018-godu
5. Артемьева, Н. В., Кардашова К. В., Мамаева А. В. Мониторинг навыка чтения слогов у обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью/ Артемьева, Н. В., Кардашова К. В., Мамаева А. В // The Newman In Foreign Policy № 37 (81) - июнь-июль 2017. - С. 92-94
6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
7. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. СПб.: Союз. 2001. - 320 с.
8. Баряева, Л.Б., Лопатина Л.В. Методические аспекты работы с
неговорящими детьми с использованием системы альтернативной65коммуникации / Баряева Л. Б., Д В. Лопатина // Специальное образование.
1. №4 (52). - С. 8-20
9. Введение в психодиагностику [Текст] / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой - М.: УРАО, 1997. - 304 с.
10. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М. : Школа - Пресс, 1994. - 470 с.
11. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход в обучении умственно
отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка. М.: АСОУ, 2016. 200 с. URL: http://new.asou-
mo.ru/images/files/Monografii/Изд. 1251 Воронкова.рйГ (дата обращения:
5.11.2021).
12. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы / Бгажнокова И.М. [и др.] ; под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 239 с. : ил.
13. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1935. С. 33-52. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79865
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Выготский Л. С. ; под ред. Т.А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983, - Т. 5 : Основы дефектологии; Проблема умственной отсталости: Ч. 3. -1983. - с. 231-256.
15. Голуб, Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман. - Самара: Учебная литература, 2007. - 244 с.
... всего 76 истчников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ