ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие взаимоотношений в современной науке и практике 9
1.2. Особенности взаимоотношения детей-сирот дошкольного
возраста 17
1.3. Условия развития взаимоотношения детей-сирот дошкольного
возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА» 41
2.1. Паспорт проекта по развитию взаимоотношений детей-сирот
дошкольного возраста «В ритме жизни» 43
2.2. Описание предпроектного этапа исследования по развитию
взаимоотношений воспитанников дошкольной группы детского дома 51
2.3. Описание реализации проекта по развитию взаимоотношений
воспитанников дошкольной группы детского дома 57
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА» 77
3.1. Анализ и интерпретация результатов проекта 77
3.2. Методические рекомендации по использованию результатов
проекта 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
Проблема сиротства сохраняет свою актуальность для российского общества, психолого-педагогической науки и практики. Сиротство как социальная ситуация развития разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающим миром взрослых и сверстников. Неудовлетворенность потребности в общении и признании, эмоциональная нестабильность, жизнь в условиях социальной изоляции - всё это наносит ущерб личностному развитию ребёнка и ведет к искажению его социальной адаптации. С одной стороны у воспитанников обострена потребность во внимании и положительных, эмоционально насыщенных, устойчивых контактах, а с другой стороны - полная неудовлетворенность этой потребности.
Способность к любви и привязанности - фундаментальная характеристика нормального развития, которая отмечена в качестве критерия психического здоровья всеми психологами. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, И.С. Кона,
А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик и др. специалистов.
Несмотря на широкую распространенность исследований межличностных отношений в психологии, в литературе до настоящего времени сравнительно мало работ о способах и путях развития межличностных отношений детей-сирот, а если есть, то посвящены подростковому периоду развития. Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как В.М. Бахтеров, Б.С. Волков, М.В. Гамезо, И.В. Дубровина А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Г.Крайг, В.С. Мухина. Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности, и пришел к выводу, что складывающиеся внутри группы взаимоотношения детей друг с другом влияют на социальное и личностное развитие каждого ребенка.
Дошкольное детство - это период высокой чувствительности ребёнка к воздействиям и влияниям социальной среды. Сформированные в дошкольном возрасте умения, привычки и отношения, мотивы деятельност и, могут быть достаточно прочными и устойчивыми на следующих возрастных ступенях развития ребёнка. Изучение системы межличностных отношений детей-сирот дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно они, включенные во множество связей с другими психологическими образованиями, обеспечивают единство, стабилизацию и целостность личности. Дети-сироты испытывают дефицит межличностных отношений со взрослыми и сверстниками в детских домах, что вызывает у них состояния психической депривации. Об этом свидетельствуют исследования Ш. Бюлера, 1932; Дж. Боулби, 1979; Г. Гетцера, 1937; У. Голдфарба, 1945; У. Денниса, П. Наджарьяна, 1957; Й. Лангмейера,
1. Матейчика, 1984; М. Раттера, 1987; Р.А. Шпица, 1945; Н.М. Щелованова, 1955; Л. Ярроу, 1972 и др.
В то же время можно зафиксировать объективно существующие противоречия, выявленные в процессе изучения практики и предварительного анализа проблемы:
- между осознаваемым педагогами дефицитом традиционных практик развития взаимоотношений детей-сирот и недостаточным использованием потенциала ведущего вида деятельности (игры);
- между существующими исследованиями в сфере развития взаимоотношений и степенью их адаптированности к специфике контингента, процесса и условий;
- между необходимостью создания технологий, развивающих взаимоотношения детей-сирот дошкольного возраста, и отсутствием таковых в традиционной системе воспитания в детских домах.
...
«Взаимоотношения» как часть понятийно-категориального аппарата выбранной темы данной исследовательской работы, демонстрирую свое многообразие, вариативность реализации в различных ситуациях между различными индивидами.
Для того чтобы сложился определенный способ взаимоотношений между людьми, должны быть учтены и реализованы многие условия. Так как во взаимоотношениях участвуют два субъекта, то первоначально на сущность их связи влияют их собственные личности, особенности их характера, их развитие в социуме, их личностный опыт, и другие индивидуальные особенности, которыми обладает каждый человек.
Затем, важным компонентом при формировании взаимоотношений, выступает окружающая действительность - то место и время (в широком смысле), в которых субъекты начинают сознательно выстраивать данные взаимоотношения.
Базовыми, в рамках нашей магистерской работы, являются общие характеристики взаимоотношений, сформулированные Я.Л. Коломенским:
- благополучие взаимоотношений отражает степень удовлетворенности общением и признанием сторон данных взаимоотношений;
- характер отношений, складывающихся в группе, проявляется через взаимность выборов. Через призму данной характеристики взаимоотношений можно наблюдать имеющийся уровень привязанности, сплоченности в группе, либо негативные проявления данных показателей;
- осознанность выбора демонстрирует симпатию или антипатию человека к другим членам группы; в разных ситуациях будут отражаться разные индивидуальные установки человека во взаимоотношениях;
- социометрический статус позволяет соотнести членов группы друг с другом. Важно отметить, что влияние каждого элемента социометрической структуры распространяется не только на личности, с которыми выстраиваются взаимоотношения, но и на всю группу в целом.
Изменение содержания одной из общих характеристик взаимоотношений будет влечь за собой изменение сути взаимоотношений в данной конкретной межличностной связи.
Во-вторых, особенности взаимоотношений детей-сирот обусловлены замкнутым кругом общения и отсутствием возможности свободно преодолевать эту замкнутость.
Данные условия со-проживания отражают особенности формирования личности детей-сирот, и как следствие, их межличностных связей (как позитивных, так и конфликтных):
- сформированность в детском доме взаимоотношений по типу родственных, семейных, влечет за собой невозможность развития общения и коммуникативной компетентности детей, проявляющиеся в поверхностном общении, нервозности, поспешности, непродуктивности самого общения; у детей отсутствует опыт выстраивания взаимоотношений таким образом, чтобы удовлетворить собственные потребности в общении и взаимодействии с другими людьми;
- низкая заинтересованность детей-сирот в собственном «Я», влечет ряд закономерных негативных последствий - от перекладывания вины на другого человека (и неумении принять возможность собственной виновности), до агрессивного поведения, неумения приходить к компромиссу и решать сложности конструктивно;
- неумение детей-сирот проявлять эмпатию, как следствие безразличного отношения к окружающим идет рядом с борьбой за внимание взрослого, но проявляется эта потребность через агрессивную реакцию на положительную оценку взрослым деятельности товарищей ;
- практически отсутствует возрастная динамика развития взаимоотношений среди детей-сирот во всем дошкольном периоде.
Представленная информация демонстрирует ситуативность, отсутствие целенаправленности во взаимоотношениях детей-сирот, что влечет за собой безразличие в выборе субъектов для коммуникации, и, низкий уровень взаимности выборов.
...
1. Авраменко Н.С. Актуальность проблемы социально-нравственного воспитания детей-сирот в современной педагогической мысли // Вестник развития науки и образования. 2010. № 3. С. 133-135.
2. Авраменко Н.С. К постановке проблемы воспитания детей-сирот
старшего дошкольного возраста с учетом особенностей пола //
Материалы научной конференции преподавателей и студентов.
Борисоглебск, 2008. С. 6-8.
3. Авраменко Н.С. Проблема развития предпосылок толерантности сирот
старшего дошкольного возраста в закрытом социуме детского дома // Известия Волгоградского государственного педагогического
университета. 2011. № 4 (58). С. 86-89.
4. Авраменко Н.С. Проблема социально-нравственного воспитания сирот в детском доме // Материалы научной конференции преподавателей и студентов. Борисоглебский гос. пед. институт. Борисоглебск, 2011. С. 233-235.
5. Авраменко Н.С. Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей-сирот с учетом особенностей пола // Материалы международной научно-практической конференции «Современное образовательное пространство: теория и практика», Борисоглебск, 2008. С. 48-51.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
7. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. // Дошкольное воспитание 2001. №5. С.51.
8. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Пятый год жизни: истоки диалога. // Дошкольное воспитание. 2004. №3. С. 66.
9. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллин. «Регалис».1998. 164 с.
10. Безруких М.М. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002. №5. С. 34-35
11. Бережнова Л.И. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях интернатного типа. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., Моск. пед. ин-т. 1995. 16 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Аспект Пресс, 1998. 348 с.
13. Бордовская Е.В. Педагогическая помощь детям, страдающим психической депривацией / Тезисы докладов и сообщений V Международной конференции «Ребенок в современном мире: права ребенка». СПБ, Омега, 1998. 137-139.
14. Бохан Т. Г. Особенности пространственно-временной организации жизненного мира детей, лишенных родительского попечения //Сибирский психологический журнал. 2011. №. 39. C.15
15. Венгер A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. 2001. №3. С. 17-26.
16. Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников. // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 12-14
... всего 79 источников