ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Понятие о мышлении в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Формирование мышления в онтогенезе 11
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития 20
1.2 Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
38 2.1 Методы исследования мыслительной деятельности у младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 38
2.1 Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46 3.1 Научно-теоретические основы организации процесса развития мышления
у младших школьников с задержкой психического развития 46
3.2. Методические рекомендации по коррекции и развитию мышления у младших школьников с задержкой психического развития 54
Выводы по третьей главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность исследования. Каждый ребенок в процессе своего психического развития обладает тем или иным уровнем развития мышления, особенно важным вопрос развития мышления ставится у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В последние годы численность детей с ЗПР увеличивается, в этой связи актуальными становятся вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Развитию мышления в школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается на первый план и становится в центр среди других высших психический функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными.
Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность, осо - бенно у детей с ЗПР, у которых наблюдается отставание в наглядно-образном и словесно-логических формах мышления.
Современная школа призвана создать такие условия, которые будут отвечать возможностям и потребностям учеников, способствовать развитию личности обу - чающегося в соответствия с требованиями современного общества, обеспечиваю - щими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Изучение психологических особенностей мышления младших школьников с ЗПР представляется важным и актуальным для совершенствования способов и ме - тодов профилактики неуспеваемости учащихся начальных классов.
Степень изученности.
Исследованию особенностей развития детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И.В. Шаповаленко, С.Я. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Е.П. Ильина, Р.А. Лурии, Я.П. Коломинского, Е.А. Панько, С.А. Игумнова и других.
Цель исследования: выявление особенностей развития мышления младших школьников с задержкой психического развития и разработать методические рекомендации по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является мышление младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности мышления у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается выраженным своеобразием и особенностями развития, а именно отмечается отставание в развитии наглядно-образного и понятийного мышления, а также словесно-логическое мышление у рассматриваемой категории детей развито значительно хуже, нежели наглядно-образное.
Методологические основы исследования: общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Иванов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); труды отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития (Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебедин - ская, В.И. Лубовский, М.С., Певзнер, С.Г. Шевченко и др.)
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого -педагогической литературы); эмпирический (основу которого составили психодиагно - стические методы тестирования); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены следующие психодиагностические
методики:
1) Методика диагностики особенностей мышления детей «Определение понятий, выяснение причин, сходства и различий» (Р.С. Немов).
2) Методика «Анализ образца» (автор А.Л. Венгер)
3) Методика «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр)
Этапы реализации исследования:
1 этап (сентябрь 2021) - анализ литературы по проблеме изучения мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, опреде - ление объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап (октябрь 2021) -осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей мыслительной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.
...
В ходе нашего проведенного исследования было выяснено, что задержка психического развития - это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специаль - ного обучения и воспитания.
Младшие школьники с ЗПР имеют потенциальные возможности к выполне - нию логических операций при работе с заданиями. Многим ученикам задания были интересны, они с удовольствием приступали к их выполнению. Были при этом дети и пассивные в выполнении заданий, боялись совершить ошибку, действовали не - уверенно.
Результаты анализа подтвердили, что у младших школьников с ЗПР наблю - дается отставание в развитии следующих видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; имеются нарушения развития операций мышления.
Уровень развития наглядно-действенного мышления практически соответствует возрастным нормам. Исключение лишь составляют дети с выраженной задержкой психического развития. В основном, дети с ЗПР выполняют задания пра - вильно и хорошо, но некоторым требуется стимул для выполнения, а некоторым важно, чтобы повторили задание и дали установку сосредоточиться.
Словесно-логическое мышление -это наивысший уровень мыслительного процесса. В большинстве случаев детям с ЗПР создает препятствие бедность поня - тийного словаря и не сформированность навыков установления логической связи, либо возникают трудности с пониманием взаимоотношения предметов и явлений. В этом случае словесно-логическое мышление только начинает развиваться.
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического на ранних этапах обучения отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, которое необходимо для того, чтобы успешно решать поставленные интеллектуальной за - дачи.
Похожая ситуация выявлена при изучении процесса обобщения. Имеется недостаточное развитие операции обобщения у детей с ЗПР, это явно проявляется при выполнении заданий на классификацию предметов по родовой принадлежности. Здесь трудность заключается в усвоении ими специальных терминов, определений. Это относится и к видовым понятиям. Порой дети знают какой-либо объект, но чаще всего не могут вспомнить его название.
В общем виде можно сказать, что родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по груп - пам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особых трудностей, они справляются с этим заданием почти так же успешно, как и нормально развивающиеся дети. Не - значительное число допускаемых ими ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается. Лишь немногие выполняют такое задание безошибочно. Одна из распространенных ошибок - подмена задачи более простой.
При поступлении в школу, дети сталкиваются с многочисленными затрудне - ниями в образовательном процессе. Основной причиной выступает то, что у детей недостаточно развиты интеллектуальные операции, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Под этими операциями подразумеваются: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование. Дети с ЗПР при самостоятельном анализе выделяют значительно меньше признаков, чем нормально развивающиеся сверстники. Но, важно отметить, что ситуация значительно меняется, если детям оказывается необходимая помощь (например, объяснение принципа решения или выполнение подобного задания под руководством учителя).
...
1. Арбабаева А. Т. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития. / А. Т. Арабаева, К. М. Туганбекова, Г. К.
2. Алшынбекова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-1. - С. 141.
3. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. / Н. В. Бабкина. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
4. Базарбаева Г. Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психиче - ского развития. / Г. Б. Базарбаева. // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: http://scienceforum.ru/ (дата обращения: 07.08.2020)
5. Бондина Н. А. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. / Н. А. Бондина, Л. Ю. Коренева. // Вопросы дошкольной пе - дагогики. - 2017. - №4. - С. 6-8.
6. Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 109 с.
7. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с ЗПР.
- Ярославль, 2017г.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 193 с.
9. Гаджилшгомедова Т. Г. Проблемы познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Т. Г. Гаджилшгомедова. // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - С. 301-306.
10. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. / П. Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
11. Данилова Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов. / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 373 с.
1. Дети с задержкой психического развития. / Т. А. Власова; под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 119 с.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». / Н. Д. Соколова; под ред. Н. Д. Соколовой, Л. В. Калинниковой. - М.: Гном и Д, 2005. - 448 с.
3. Дружинин В. Н. Психология: учебник для вузов. / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2010. - 656 с.
4. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. / Т. В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. - 150 с.
5. Зейгарник Б. В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стереотип. / Б. В. Зейгарник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на/Д., Феникс, 2008
... всего 58 источников