ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Формы, виды агрессивного поведения 16
1.4. Факторы формирования агрессивного поведения старших
дошкольников 23
1.5. Семья как фактор формирования агрессивного поведения ребенка в
старшем дошкольном возрасте 24
Выводы по 1 Главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ
СЕМЬЯХ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты эмпирического исследования детей старшего
дошкольного возраста из полных и неполных семей 32
2.3. Направления психолого-педагогической работы по преодолению
агрессивного поведения детей 41
Выводы по 2 Главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Одной из острых проблем современности является рост агрессии в обществе. Появление всплесков агрессивного поведения в дошкольных учреждениях волнует как родителей, так и педагогов. В целях демократизации и гуманизации системы образования необходимо с первых лет жизни ребенка формировать нравственные ценности, которые способствовали бы воспитанию толерантности и миролюбию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в структуре общеобразовательной программы выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой предполагает в том числе, усвоение норм и ценностей, развитие общения взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также саморегуляцию собственных действий и формирование основ безопасного поведения в социуме
Общепризнано, что одной из причин возникновения агрессивного поведения детей является неблагоприятная семейная ситуация.
Семья является важнейшим феноменом, сопровождающей человека в течение всей его жизни. По составу выделяют полные и неполные семьи. Полная семья включает в себя обоих родителей. Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образуется вследствие внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей, раздельного их проживания или расторжения брака.
Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Т.И. Пухова, Б.И. Кочубей, Е. Григорьева и другие. И они сходятся во мнении, что не каждая полная семья является благоприятной средой для развития ребенка, но все же наличие обоих родителей в семье помогает справляться с различными трудностями, связанными с сохранением психологического здоровья ребенка. Воспитание ребенка только с матерью или только с отцом развивает в нем специфические личностные качества. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов.
Существует мнение, что дети из неполных семей более склонны к проявлению агрессивного поведения. Авторы М.Н. Николс, В.Н. Дружинин и А.А. Ласкин отмечают, что агрессивность детей из неполной семьи может быть защитой или протестом против неполноценного, на взгляд ребенка, семейного окружения .
Следует указать, что большинство авторов все же не считают неполные семьи обязательно патологичными. Они только определяют факторы, под воздействием которых может развиться отклоняющаяся линия поведения ребенка. То есть, неполная семья - это лишь предпосылка к неполноценному формированию личности.
Проблемой агрессивности занимались ученые: В.В. Лебединский, Э. Фромм, Р. Кратчфилд, Дж. Лешли и др. Агрессивность может выражаться, как в упорном проявлении инициативы, так и в сопротивлении, насилии, враждебности и замкнутости.
По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации .
Что касается агрессивного поведения, то его следует определять, как преднамеренное, сознательное поведение с целью нанесения ущерба другому лицу
В дошкольном возрасте идет формирование личностных качеств. Такие ведущие психологи, как Л.И. Божович, А.В. Запорожец и Л.В. Выготский высказывались о важности закладки основы полноценной психически здоровой личности именно в дошкольный период.
...
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты.
Агрессия - это широко распространенное явление в нашем обществе, профилактикой которого нужно заниматься.
Агрессивность является свойством личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Психологическими особенностями, провоцирующими агрессивное поведение детей, являются: недоразвитие коммуникативных навыков, нарушения в отношениях со сверстниками, сниженная самооценка и пр.
Отечественные исследователи, в качестве одной из причин агрессии ребенка старшего дошкольного возраста рассматривают педагогическую запущенность и неправильный стиль воспитания в семье.
Установление причин и факторов проявления агрессии играет большую роль для понимания природы детской агрессивности и для своевременной психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо периодически оценивать уровень их агрессивности. Это поможет своевременно выявлять направленности агрессивного характера и принимать меры по выходу из слагающихся ситуаций. Своевременное решение причин агрессивного поведения детей приведет к снижению агрессивности по мере их роста, а значит и уменьшит количество агрессивных подростков и агрессивных взрослых.
В ходе исследования были решены задачи:
1. Выполнен анализ научной литературы по проблеме агрессивного поведения детей.
1. Подобраны методы и методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
2. Проведено эмпирическое исследование проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработана система психолого-педагогических мероприятий и рекомендаций, направленной на преодоление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, что существуют различия в проявлении агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. При этом, детям из неполных семей проявление агрессивного поведения более свойственно, чем их сверстникам, воспитывающимся в полных семьях. Цель исследования достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега - Л., 2014. 134 с.
2. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
3. Богинская Л.В. Агрессивное и аутоагрессивное поведение подростков с девиантным поведением // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №4. C. 37-41.
4. Бэрон Р. Агрессия. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2015. 352 с.
5. Вартанян Е.В. Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения у дошкольников // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2017. №2. C. 43-45.
6. Вервейко И.Н., Лейчуг Л.И. Причины детской агрессии. Основные направления работы с агрессивными детьми // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). C. 119-121.
7. Владимирова Н.Л. Причины детской агрессивности // Как вести себя с агрессивным ребенком. 2014. №2. С. 32-34.
8. Воловикова О.А. К вопросу о детской агрессии // Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. №3. C. 41-43.
9. Воробьева К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. C. 45-49.
10. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд. ЭКСМО - Пресс. 2015. 1008 с.
11. Джахпараева Д.Ю. Сущность агрессивного поведения личности дошкольника // Вестник дагестанского научного центра российской академии образования. 2014. №2. C. 48-53.
12. Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №11. C. 8-22.
13. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского педагогического университета. 2014. №6. С. 40-48.
14. Едиханова Ю. Коррекция агрессивности детей подросткового возраста в целях развития межличностных отношений // NewsofScienceandEducation. 2016. №3. С. 96-102.
15. Еремкин Ю.Л., Наумова И.В., Разина Л.Н. Основные направления работы школы по диагностике и коррекции агрессивности детей и подростков // Психолого-педагогический поиск. 2016.№ 4 (40). С. 124-136.
... всего 34 источников