Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Работа №168560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие мелкая моторика рук и ее значение в жизни
человека 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук детей раннего
возраста 10
1.3. Средства и методы развития мелкой моторики рук детей раннего
возраста 16
1.4. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук
детей раннего возраста 19
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОП^1ТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей раннего
возраста 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа
исследования 33
2.3. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики
рук детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр 37
2.4. Анализ результатов практической деятельности 40
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и свойства сознания, такие как внимание, мышление, речь, воображение, координация (оптикопространственное восприятие), наблюдательность, двигательная и зрительная память. Поэтому в любой из периодов жизни движения рук очень важны. Развитие мелкой моторики необходимо также потому, что и в дальнейшей жизни понадобятся связанные с ней умения: движения кисти и пальцев должны быть достаточно точными, и скоординированы так, чтобы без проблем одеваться, писать, чертить и рисовать, выполнять множество других действий, связанных с бытом и учебой, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антонова) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики рук. Впервые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всесторонних представлений об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно -двигательное восприятие: с его помощью ребенок получает первые впечатления о форме предметов, их размерах, расположении в пространстве. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужна не только тренировка артикуляционного аппарата, но так же развитие точности движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики рук - является важным показателем готовности ребенка к школе. И, к сожалению, именно в этом аспекте дошкольники нередко демонстрируют недостаточно высокие результаты. Так что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо 3
начинать не за год-два до поступления в школу, а гораздо раньше, с самых первых лет жизни.
В последние годы в методической литературе описаны различные приемы работы по развитию мелкой моторики рук: с интеллектом в норме (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Фомичева), с дизартрией (Н.В. Серебрякова), и отсутствием разработанной системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему работы специально подобранных пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Гипотеза исследования - пальчиковые игры будут результативным средством развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, если использовать специально разработанный комплекс с учетом выявленных особенностей детей и включать в развивающую работу их родителей.
Цель, объект, предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований и методической литературы раскрыть и охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста; изучить состояние разработанности проблемы.
2. Разработать систему педагогической работы в дошкольной образовательной организации, по средствам пальчиковых игр, обеспечивающую положительную динамику развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
3. Изучить эффективность разработанной педагогической работы по средствам пальчиковых игр.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической литературы,
интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
-эмпирические (наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особую актуальность в наше время имеет рассматриваемая нами проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Ведь уровень развития мелкой моторики рук является также одним из основных показателей интеллектуальной готовности к начальному обучению. Отсюда следует, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать не перед самим поступлением в первый класс, а намного раньше - с самого раннего возраста.
Так, проанализировав психолого - педагогическую литературу мы узнали, что мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
В теоретической части исследования нами было рассмотрено понятие мелкая моторика и ее специфика, с уверенностью можно заметить, что развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста - является необходимым условием для развития ребенка.
Процесс развития мелкой моторики рук - естественный процесс, который берет свое начало в младенческом возрасте. А существенными показателями сформированности мелкой моторики рук являются: хорошая координация рук, ловкость, точность, плавность движения без напряжения, правильное удержание позы пальцев рук. Есть много средств по развитию мелкой моторики, которые можно использовать в домашних условия, таким образом, помогая ребенку в развитии не только мелкой моторики, но и развитию речи. Ведь речь и мелкая моторика имеют зависимость, которая вызвана тем, что управляющая движениями руки часть головного мозга расположена рядом с зоной, ответственной за развитие речи.
Теоретические положения первой части работы явились основой нашего исследования.
Во время исследовательской работы диагностики детей раннего возраста на особенности развития мелкой моторики, нами было выявлено: слабый мышечный тонус, невозможность удержания пальцевых поз, имеется диффузный характер движений.
Это позволило нам разработать и реализовать педагогическую работу с детьми, направленную на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и просветительскую работу с родителями в рамках родительского клуба.
Работа с родителями проводилась на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в домашних условиях».
Для наилучшего результата развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, нами был составлен план работы с родителями, который проводился в рамках специальных мероприятий:
- индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящие в течение года;
- работа воспитателей с подгруппой родителей, у детей которых обнаружены схожие (одинаковые) проблемы в развитии мелкой моторики рук;
- создание газеты, папок-передвижек для родителей по развитию мелких мышц руки;
- практический семинар по овладению методикой и техникой проведения пальчиковых игр;
- работа по созданию специального фонда материалов, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук в домашних условиях и др.
Родителями были изготовлены игры на развитие мелкой моторики рук и пальцев: бизиборд, «матрешки-застежки», развивают пальчики детей при застегивании и расстегивании различных застежек. Панель с различными фактурами ткани (мех, шелк, драп...) для развития тактильных ощущений.
Взаимодействие педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада - важное направление работы по развитию мелкой моторики. Цель взаимодействия - объединить усилия взрослых для успешного развития мелкой моторики руки каждого ребёнка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку; уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребёнка.
Регулярное проведение специально подобранных пальчиковых игр и заучивание стишков, помогут не только в развитии мелкой моторики, но и в развитии речи детей.
...


1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей. 2016. № 8. С. 62-65
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 12-17
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить. М.: Академия, 2012. 224 с.
4. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. Ставрополь: СГУ, 2013. 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: НАУКА, 2013. 349 с.
6. Богатеева З.А. Занятия лепкой в детском саду. М.: Просвещение,
1. 224 с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2012. 240 с.
8. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет,
1. 204 с.
9. Васина Н. Соленое тесто. М.: Айрис-Пресс, 2012. 66 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во
Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
11. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2014. 165 с.
12. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. СПб.: Питер, 2014. 144 с.
13. Гребнева Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» // V Международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. С. 58-62
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ М.: Издательский центр «Академия», 2014. 344 с.
15. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись). СПб.: Литера, 2013. 155 с.
... всего 53 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ