Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА РОДИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №168558

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЗРАСТА РОДИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Гендерные стереотипы, понятие гендерного стереотипа 9
1.2. Специфика формирования гендерных стереотипов у детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Возраст родителей как фактор формирования гендерных стереотипов у
детей старшего дошкольного возраста 35
Вывод по главе 1 41
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЗРАСТА РОДИТЕЛЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Методика изучения взаимосвязи возраста родителей и формирования
гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Организация исследования, анализ и интерпретация полученных
результатов 46
2.3. Технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
53
Вывод по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Ближайшее взрослое окружение транслируют подрастающему поколению закрепленные в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими качествами должны обладать представители мужского или женского пола. Предполагается, что влияние возраста родителей сказывается следующим образом: родители старшего поколения транслируют детям классические стереотипы мужского и женского, а молодые родители передают детям более смешанный вариант. Например, при разложении картинок в ассоциативном эксперименте по В.В. Абраменкововой ребёнок путается «где мамино, а где папино», например, машину может положить в ничьё или в мамино. Так как сейчас все чаще молодые мамы за рулем, а папы в качестве пассажиров, то у детей более молодых родителей формируются в большей степени смешанные стереотипы
В целом, установлено, что в мире прогрессируют процессы маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Женщины становятся сильнее, предприимчивее, выносливее, что сказывается во многом: в организации семейной жизни, в участии в общественных и государственных делах. Мужчины же теряют роль добытчика семьи, перенимают некоторые домашние заботы на себя или наоборот уходят от этого в пользу своих интересов и увлечений.
Ребёнок, наблюдающий ситуацию, где мама берёт на себя и уход за домом и заботу о детях и основной заработок семьи, в то время как папа особо себя в этих сферах не проявляет, принимая более пассивную роль, будет перенимать поведение родителей и транслировать его в своей уже взрослой жизни. Он будет считать вполне нормальным такое распределение ролей, где один взваливает на себя большую часть забот, а второй может отстраниться от всего этого
В дошкольном возрасте происходит интенсивное становление самосознания ребёнка. И одним из важных компонентов является осознание себя как представителя определённого пола. Родители играют в этом немалую роль. В процессе воспитания семья внедряет в сознание детей гендерные нормы и создает представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то есть стереотипизирует сознание ребенка.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных учёных-психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, Т.А. Барчунова, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие.
Изучение гендерных стереотипов и их проявлений, позволило психологам выделить три основные группы:
Первая группа - это стереотипы маскулинности и фемининности. Данная стереотипы рассматривают как нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Например, мужчины доминантны, независимы, агрессивны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.
Вторая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин, например, традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить.
Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными ролями являются профессиональные, а для женщин - семейные.
«Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


взаимосвязи возраста родителей и формирования гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данного исследования были поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тема гендерных стереотипов и особенностей их формирования в связи с различными факторами изучен крайне мало.
2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было определено понятие гендерного стереотипа. Гендерные стереотипы -это общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном «женском» и «мужском» поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Немалое влияние на формирование гендерных стереотипов имеет ближайшее окружение и значимые взрослые. В дошкольном возрасте таковыми являются родители.
3. Диагностический инструментарий по изучению взаимосвязи возраста родителей и формирования гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста подобран в соответствие с возрастом и представлен проективной методикой «Ассоциатиный эксперимент» В.В. Абраменковой.
4. Было проведено исследование и произведён анализ и интерпретация результатов исследования, что позволило выявить следующее:
Результаты показали, что у группы родителей в возрасте 36-46 лет дети показывают в большей мере средний и высокий уровень сформированности гендерных стереотипов, в то время как у группы родителей в возрасте 25-35 лет большая часть имеет средний уровень. По результатам диагностики у родителей в возрасте 35-46 лет дети имеют более высокий уровень сформированности гендерных стереотипов (57,14% высокий уровень), у родителей в возрасте 25-35 лет высокий уровень сформированности гендерных стереотипов показали 28,57% детей. По данным результатам 61 можно сказать, что в рамках этой выборки, дети родителей старшего поколения показывают немногим больший уровень сформированности гендерных стереотипов, чем дети молодых родителей. Данные результаты могут значить, что у детей молодых родителей гендерные стереотипы более соответствуют современным представлениям, в то время как дети родителей старшего поколения больше усвоили традиционных стереотипов.
Анализ взаимосвязи возраста родителей и формирования гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста через расчёт коэффициента корреляции Пирсона показал следующий результат: так как, rxy (0,149) < гтабличная (0,456), то между возрастом родителей и уровнем сформированности гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного возраста не существует достоверной связи на уровне 95 % вероятности. Гипотеза Н0 отвергается.
Данные результаты показывают, что достоверной взаимосвязи между возрастом родителей и сформированностью гендерных стереотипов у детей старшего дошкольного не существует. Этот результат вполне объясним - в процессе формирования гендерных стереотипов семья играет хоть и немаловажную роль, но, всё же, это не единственный фактор, влияющий на становление данных стереотипов. Возможно, при более тщательно отобранной выборке и с большим количеством испытуемых, коэффициент корреляции принял бы другое значение.
5. Была разработана технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Несмотря на то, что гипотеза не подтвердилась, работа с просвещением родителей об особенностях воспитания девочек и мальчиков, необходима, т.к., данная тема актуальна в наше время. С целью развития компетентности родителей по вопросам гендерного воспитания и становления гендерной идентичности у детей, разработана технология гендерного воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя подготовительный, формирующий и аналитический этапы. Основной формой работы в рамках данной 62
технологии является консультативная работа с родителями по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста.



1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. №4. 1991. с.25-27.
2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2005.
4. Аскарова А.А., Тычинкина Т П. Воспитание старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей //Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. 2017. С. 70-72.
5. Баранова Е.Н. Гендерные стереотипы в процессе коммуникации детей дошкольного возраста //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. 2019. Т. 4.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
7. Брагина Н.Г. Мифология стереотипа и обыденное знание // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 348-356.
8. Буторина Е.П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 378-394.
9. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования / под ред. Н.М. Римашевской. М.: ИЭП РАН, 2009.
10. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных
представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. унта, 1987.
11. Донцов А.И. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 170-187.
12. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие.
Красноярск, 2010.
13. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Особенности
гендерного воспитания детей дошкольного возраста //Самарский научный вестник. 2018. Т 7. №. 2 (23).
1. Захарова И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И.В. Захарова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2011. № 5 (28). Т. 2. С. 140-142. URL: https://moluch.ru/archive/28/3088/ (дата обращения: 02.12.2019).
2. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб: Питер, 2010. 688 с.
3. Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.03.2020).
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ