Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха

Работа №168556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ... 7
1.1. Проблема изучения мышления в психологии 7
1.2. Особенности словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 11
1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического
мышления подростков с нарушением слуха 16
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 19
2.1. Организация, методы и методики исследования 19
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 21
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 31
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 31
3.2. Содержание программы психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 32
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 44
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Данные Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), свидетельствуют о том, что количество людей с нарушениями слуха составляет 360 млн. человек, что составляет более 5 % населения земного шара. Стоит отметить, что слабослышащих в возрасте до 15 лет 32 млн. человек. Согласно прогнозу ВОЗ в ближайшие пару лет ожидается прирост лиц, имеющих нарушения слуха примерно на 30%.
На территории Российской Федерации количество детей и подростков с различными нарушениями слуха выходит за пределы 1 млн. человек, из которого на учете у специалистов-сурдологов состоят всего около 150 000 детей. Такая огромная разница между предполагаемым и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет проводится по обращаемости в специализированные кабинеты, что порой происходит несвоевременно.
По результатам анализа характеристики возраста детей на момент постановки диагноза в регионах РФ можно сказать, что у подавляющего числа детей диагноз выставлен был в промежутке 3 - 7 лет, из чего следует большое опоздание при проведении медико-педагогической реабилитации.
В российской дефектологии главным принципом является раннее выявление и коррекция отклонений в развитии, так как одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Именно в подростковом периоде совершаются главные изменения в сложившихся ранее психологических структурах, выстраиваются основы сознательного поведения, возникают новообразования, определяется целостная направленность формирования нравственных представлений и социальных установок. Как считал Бельтюков В.И. (1977), все основные свойства личности подростков определяются процессом преобразования в этот жизненный период.
Проблема изучения особенностей личности детей подросткового возраста затрагивалась в работах многих ученых, таких как: Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова, В.А. Борисова, Л.И. Божович, А.П. Розова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, В.В. Бодалев, В.А. Крутецкий, Т.А. Власова, Ф. Райс, М.И. Ушакова, В.А. Аверин, А.М. Прихожан, Л.И. Тигранова, Т.В.Драгунова, Т.А. Григорьева.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей с нарушением слуха увеличивается. В связи с этим необходимо своевременно выявлять нарушения в развитии и оказывать коррекционно-развивающую помощь таким детям. Необходимо подробнее изучать особенности развития мышления подростков с нарушением слуха, описывать их и делать выводы, эти меры смогут лучше понять специфику их мыслительной деятельности и увеличить продуктивность обучения таких детей.
Цель исследования: выявить особенности словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха и провести психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: словесно-логическое мышление подростков с нарушением слуха.
Предмет исследования: психологическая коррекция словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха.
3. Составить и апробировать программу психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: подростки с нарушением слуха имеют низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. Использование разработанной нами программы психологической коррекции словесно-логического мышления окажет положительное влияние на его развитие у данной категории испытуемых.
Методы исследования. При осуществлении цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Теоретический (анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования);
- Эмпирический (констатирующий эксперимент:
психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа, проективные техники);
- Методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Количественные отношения» Немов Р.С.
2. Методика сравнения понятий Выготского - Сахарова (модифицированная).
3. Методика «Классификация понятий» (Л.С.Выготский и Б.В.Зейгарник).
Организация исследования. Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СШ №17» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 28 подростков 13 - 14 лет. Все дети с диагнозом нарушения слуха (по заключению ПМПК).
Этапы проведения исследования.
Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
1. Подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей словесно - логического мышления подростков с нарушением слуха.
2. Теоретическое обоснование, разработка и реализации программы психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха.
3. Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха.
4. Формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления подростков с нарушением слуха.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции словесно- логического мышления подростков с нарушением слуха.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 72 источников, приложения. Общий объем составляет 77 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что проблеме изучения словесно-логического мышления посвящено огромное количество работ как зарубежных (Ж. Пиаже, Д. Векслер, В. Келлер, Г. Дж. Айзенк, Ф. Вернон и другие), так и отечественных ученых (Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, Розанова Т.В., Григорьева Т.А., Соловьев И.М., Шиф Ж.И., Холодная М.А. и другие).
Подводя итог всей работы, хочется отметить, что дети с нарушением слуха - действительно особые дети и требуют к себе совсем иного отношения, нежели здоровые. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха - это неотъемлемая часть инклюзивного образования, которое сейчас очень активно развивается.
Проведя теоретический анализ основных понятий, мы обозначили особенности психического развития подростков с нарушениями слуха и развития словесно-логического мышления. Они проявляются в резком отставании от нормально слышащих детей, подростки чаще демонстрируют элементарные способы действия (стремятся выполнить по образцу, а не обобщено), им нужно большее количество времени на выполнение заданий. Также особенностями являются: неумение выделять свойства объектов, трудности при категоризации, сравнении и обобщении. Подростки затрудняются при оперировании понятиями, понимании их глубинного смысла, они мыслят достаточно конкретно, процесс абстрагирования также затруднен.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа со школьниками подросткового возраста с нарушениями слуха на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «МБОУ СШ №17» г. Красноярска., включающая в себя проведение методик по выявлению уровня сформированности мышления у школьниками подросткового возраста с нарушением слуха по методикам: Методика «Количественные отношения» Немов Р.С. , Методика сравнения понятий Выготского - Сахарова (модифицированная), Методика «Классификация понятий» (Л.С.Выготский и Б.В.Зейгарник).
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у школьников с нарушением слуха словесно-логическое мышление развито недостаточно, что проявляется в нарушении процессов счета в уме, выстраивания логических цепочек, анализе и синтезе информации, способности к классификации и категоризации, затруднения при обобщении.
По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента, можно утверждать, что большая часть подростков с нарушением слуха имеют средний и низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. У подростков нарушены такие важные мыслительные операции как счет и вычисления в уме, анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Также подростки испытывают затруднения при классификации понятий по заданному принципу, самостоятельном подборе оснований для классификации. Данные проблемы в формировании словесно-логического мышления, обусловленные низким уровнем восприятия речевого общения со сверстниками и взрослыми.
Далее в работе была составлена программа психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха. Данный метод коррекционной работы с учащимися со слабым слухом базируется на результатах диагностики, которая была проведена во второй главе данной работы.
Разработанная коррекционная программа рассчитана на 16 занятий, форма работы групповая, основной для коррекционной работы явилась игротерапия. Каждое занятие представляет собой комплекс игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления. Программа включала в себя следующие направления работы: развитие умений выстраивать логические связи, отделение существенных признаков от второстепенных, развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, развитие способностей к абстрагированию.
Полученные на контрольном этапе исследования результаты, свидетельствуют о том, что в контрольной группе у подростков значительных изменений не зафиксировано в показателях. У подростков преобладал низкий и средний уровень развития словесно-логического мышления.
В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика. Число детей, имеющих низкий уровень развития словесно-логического мышления сократился, что означает повышение уровня словесно-логического мышления в целом. Количество детей с высокими показателями сформированности словесно-логического обобщения увеличилось, что свидетельствует о том, школьники стали быстрее анализировать информацию, эффективнее выполнять мыслительные вычислительные операции, более грамотно выстраивать фразы, находить больше признаков у предметов и сравнивать их по разным основаниям. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха оказалась эффективной.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.



1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. Новосибирск: Изд - во НИПКиПРО, 2004. - 412 с.
2. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: учебник для вузов М.: Академия, 2005.- 572 с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психологические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2003.
4. Багрова И.Г. и др.; под ред. Речицкой Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977. - 47 с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. - 269 с.
7. Богдан Н.Н. Специальная психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
9. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988. - 194 с.
10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
11. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - Мн.: ГИУСТБГУ, 2017. - 112 с.
12. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики.
13. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения глухих детей произношению. М.: ВЛАДОС, 2008. - 179 с.
14. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. - М.: РУДН, 2015. - 87 с.
15. Выготский Л. С. Основы дефектологии (Учебник для вузов. Специальная литература). М., Лань, 2003. - 654 с.
16. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - 225 с.
17. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в школьном возрасте. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с.
18. Григорьева Т.А. О развитии причинно-следственного мышления глухих школьников. М., 2013.
19. Головчиц Л.А. Дидактические игры для школьников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. - 160 с.
20. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2012. - 374 с.
21. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа со слабослышащими детьми. М.: Владос. 2009. - 784 с.
22. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., СПб.: Питер, 2007.
23. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. - 47 с.
24. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
25. Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого - педагогическая диагностика нарушения., М., «Творческий центр», 2007.
26. Забрамная С. Д., Практический материал для
проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого- педагогических комиссий., М.: Владос, 2003.
27. Запорожец А.В. Восприятие и действие, М.: Прогресс, 2009. - 394 с.
28. Запорожец А. В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей). М., Прогресс, 2010.
29. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология. М., Питер, 2017. - 454 с.
30. Института коррекционной педагогики РАО [Электронный
ресурс]. URL:www.ikprao.ru
31. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой
функции у детей раннего возраста. СПб., 2015. - 268 с.
32. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового
восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2014. - 429 с.
33. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991. - 163 с.
34. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. М.: Академия, 2013. - 78 с.
35. Леонтьев А. Н. Мышление «Вопросы философии», М., «Просвещение», 2007.
36. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. М., «Просвещение», 2005.
37. Маклакова А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.6 Питер, 2006. - 583 с.
38. Минск: Асар, 2003. [Электронный ресурс].
иКЕ:ребйЬ.ги>Каталог>5/0020/5_0020-12. shtml
39. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2010.
40. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2011. - 144 с.
41. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 2013.
42. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М., Изд-во «Просвещение», 2014.
43. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. М., 2001 - 640 с.
44. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 640 с.
45. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., ВЛАДОС, 2001.
46. Николаева Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха. М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 112 с.
47. Отоскоп. Интернет-журнал [Электронный ресурс].
URL:http://www.otoskop.ru/rus/
48. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Издательство "Институт практической психологии", 2015.
49. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Сфера. 2008. - 498 с.
50. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство «Ось-89», 2014. - 224 с.
51. Рау Ф.Ф., Н.Ф. Слезина Устное слово. М., 2014. - 210 с.
52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. - 477 с.
53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 384 с.
54. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: Система работы психолога с детьми разного возраста. М., ВЛАДОС, 2016.
55. Розанова Т. В. Психология решения задач глухими школьниками. М., «Просвещение», 2006.
56. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М., Изд-во АН СССР, 1958.
57. Рудометкина Е. А. «Развитие когнитивных процессов учащихся», 2010.
58. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.
59. Соловьева И.С, Шиф Ж. И., Розонова Т.В. Психология глухих детей. М., ВЛАДОС, 2010.
60. Столяренко Л. Д. «Основы психологии», 2009.
61. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 с.
62. Смирнова О.Е. Детская психология: Учебник для вузов, 2009.
63. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. М.: издательство «Экзамен», 2004. - 96 с.
64. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения школьников. М., Академия Холдинг, 2002. - 240 с.
65. Ульенкова У.В. организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., Академия, 2002. - 175 с.
66. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения. М.: Юнити. 2008. - 660 с.
67. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. М., ВЛАДОС, 2001.
68. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 2018. - 316 с.
69. Эльконин Д.Б. Воспитание в игре. М.: Академия. 2007. - 580 с.
70. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб.пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2013. - 162 с.
71. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988. - 285 с.
72. Ясикова А.Н. Игры и упражнения, разработанные для слабослышащих детей. СПб.: Прима. 2009. - 506 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ