Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Проблемы изучения слухоречевой памяти в психологии 8
1.2 Особенности развития слухоречевой памяти младших школьников с
задержкой психического развития 12
1.3 Современное состояние изучения проблемы слухоречевой памяти
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития 20
2.1 Организация и методика проведения исследования 20
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 22
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 33
3.2 Содержание программы психологической коррекции слухоречевой памяти
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 43
Выводы по третьей главе 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение

Актуальность исследования.
Память является важным обстоятельством при обучении, получении новых знаний, их обработки, развития умений и способностей каждого индивида. При отсутствии памяти невозможно полноценное функционирование ни личности, ни общества. Поэтому необходимо подходить с ответственностью к вопросу о развитии памяти у людей, имеющих задержку данной психической функции.
На сегодняшний день количество людей, страдающих задержкой психического развития, значительно растет. К ряду причин возникновения задержки можно отнести как биологические факторы (тяжелые инфекционные заболевания матери, интоксикации, травмы, генетические факторы и т.д.), так и социальные (отсутствие должного своевременного занятия и обучения навыкам учебной и практической деятельности).
Замедление развития психического формирования отражается на развитии эмоционально-волевой, личностной сфере. У учащихся наблюдается повышенная отвлекаемость, преобладание игровых мотивов над учебными, неадекватная самооценка, слабая сформированность саморегуляции и внимания. Детям сложно регулировать свои собственные действия, осуществлять работу в соответствии с учебными требованиями.
Для достижения эффективного развития мнемических процессов в школьном возрасте у детей необходимо формировать рациональные приемы запоминания информации ещё с возраста старшего дошкольника. Если данная психологическая работа не проводится, то у школьников появляются специфические особенности памяти, такие как снижение объема и скорости запоминания, менее продуктивно непроизвольное запоминание, нарушение механический памяти, снижение произвольной памяти. Исходя из этого следует вывод, что исследование развития слухоречевой памяти у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности является одной из актуальных задач психологического сопровождения данной группы детей и требует непрерывного расширения и дополнения.
Проблема исследования: изучение слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет большое значение. На сегодняшний день проблема слухоречевой памяти у данной категории детей изучено недостаточно, что представляет огромную психолого - педагогическую проблему. Недостаточность слухоречевой памяти является проблемой не только для окружения ребенка, но и для него самого. У ребенка появляются сложности специфические особенности памяти, такие как снижение объема и скорости запоминания, менее продуктивно непроизвольное запоминание, нарушение механический памяти, снижение произвольной памяти. Исходя из этого, можно сказать о том, что данная проблема требует серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знаний.
Цель исследования: выявить особенности слухоречевой памяти младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на её улучшение.
Объект исследования: слухоречевая память детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме изучения слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
2. Провести исследование и выявить особенности слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития особенности слухоречевой памяти выражаются в сниженном объеме кратковременной и долговременной слуховой памяти, низкой скорости запоминания информации, нарушении механической и логической памяти. Использование разработанной нами программы психологической коррекции слухоречевой памяти покажет положительное влияние на её улучшение у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: теории о развитии памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выготский). Основные механизмы образования задержки психического развития (Т. А. Власова и М. С. Певзнер). Исследования в области психических особенностей развития детей с задержкой психического развития (К. С. Лебединская).
Методы исследования: были определены целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представлений по проблеме исследования, а также эмпирические методы, которые включают в себя подбор валидных методик для проведения исследования, количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же в работе были представлены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия (1930);
2. Методика исследования опосредованного запоминания А.Н.Леонтьева (1928);
3. Методика «Запомни пару» А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина (1997).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.». Выборку исследования составили дети класса «1» в количестве 24 человек. Возраст испытуемых 7 - 8 лот. Все дети с диагнозом задержка психического развития (по заключениям ПМПК).
Этапы реализации исследования:
1 этап (сентябрь 2020) - анализ литературы по проблеме изучения слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап (октябрь 2020) - осуществлялся подбор диагностического
инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей слухоречевой памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
3 этап (ноябрь 2020 - январь 2021) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
4 этап (февраль 2021 г. - март 2021 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
5 этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.). Формулирование выводов.
Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что результаты данного исследования позволяют расширить и углубить научные представления о механизмах и особенностях проявления слухоречевой памяти у младших школьников с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 75 источника, приложения. Общий объем составляет 75 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу, мы определили, что память - это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
В частности, слуховая (слухоречевая) память - это вид образной памяти, связанный с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов, речи т. Д. Данный вид памяти очень важен для учащегося, так как позволяет человеку воспринимать, быстро и точно запоминать смысл событий и логику рассуждений, удерживать её в памяти и при необходимости, достаточно точно, словесно воспроизводить полученную звуковую информацию.
В результате анализа психологической литературы мы установили, что у учащихся с задержкой психического развития наблюдаются такие особенности слухоречевой памяти, как: сниженный объём кратковременной и долговременной памяти, возникают трудности опосредованного запоминания, сниженный уровень смысловой слухоречевой памяти, низкий уровень точности воспроизведения материала, фрагментарность и непрочность хранения информации. Данные особенности памяти детей ограничивают мыслительные процессы, что влечет за собой несформированность школьных навыков. Дети подвержены быстрой утомляемости и истощаемости.
В результате констатирующего эксперимента мы установили, что у младших школьников как в контрольной, так и в экспериментальной группах особенности слухоречевой памяти выражаются в сниженном объеме кратковременной и долговременной слуховой памяти, низкой скорости запоминания информации, нарушении механической и логической памяти. Следовательно, данные процессы нуждаются в коррекции.
Для развития слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции слухоречевой памяти.
Программа включала в себя следующие направления работы: развитие у детей мнемических процессов запоминания информации; формирование умения сосредоточиться на запоминании и повторении того, что удалось запомнить; развитие слуховой памяти; развитие воображения и подготовка детей к другим видам познавательной активности; формирование способности к произвольной регуляции деятельности во время учебных занятий; увеличение личностной направленности к получению новых знаний и формирование доброжелательного отношения к учебной деятельности посредством улучшения процессов памяти.
По результатам контрольного этапа эксперимента было определено, что у учащихся контрольной группы уровень развития кратковременной и долговременной памяти практически не изменился в сравнении с констатирующим экспериментом.
В экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика в результате улучшения уровня развития слухоречевой памяти у детей, а именно: увеличения объёма кратковременной и долговременной памяти, продуктивности, скорости запоминания и его устойчивости. Школьники стали испытывать меньше трудностей по пониманию и сохранению инструкции до конца эксперимента, а процесс образования смысловых связей приобрёл прочность. Ученики начали концентрироваться на запоминаемом, улучшилось понимание и запоминание текстов с помощью применения приемов запоминания.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.



1. Андреева И. А. 30 уроков развития внимания и памяти. - Минск: Принтбук: Кузьма, 2019. - 32 с.: ил. - 2-е изд. - Серия «Золотые прописи».
2. Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф. Психология применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. - СПб: НИУ ИТМО, 2012.
3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. -М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2012. - 361 с.
5. Бабкина Н.В. Дети с ЗПР / Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, С.Г. Шевченко.
- М., 2003. - 280 с.
6. Белецкая Е.Н. Особенности развития слухоречевой памяти при формировании словаря у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 2016 г.
7. Белопольская Н.Л Детская патопсихология: Хрестоматия. - 2-е изд., испр.
- М.: Когито-Центр, 2001. - 351 с.
8. Блонский П. П. Память и мышление. М.: ЛКИ, 2007. 208 с
9. Богословский В.В. «Общая психология». -Просвещение, Москва 1973.
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно -методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
11. Валявко, С.М. Некоторые теоретико-методологические вопросы
диагностики в логопсихологии на современном этапе / С.М.Валявко // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико -метологического семинара, 2013.
12. Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. - 2002.
13. Венгер Л.А., Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина М.: Просвещение,
2001. 247с.
14. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер.
- М., 2003. - 280 с.
15. Власова Т.А., Певзнер М.С. М, Дети с временными задержками развития, 1971.
16. Выготский Л. С. Эйдетика//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
17. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте Норман Д.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М., 1991.
- 529с.
19. Выготский, Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2011. - 1008 с
20. Гончарова К., Чертакова А. Нейропсихологические игры. Издание четвертое. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2020 г.
21. Гудониса В., Б. П. Пузанова. Дефектологический словарь : в 2 т. М. : Изд - во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - Т. 1. - 808 с
22. Джеймс У. «Память. Психология памяти: Хрестоматия» - Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Москва 2000 г. Стр. 200-214
23. Дмитриева В. Г. 1001 упражнение для развития логики, внимания, памяти / Москва: Издательство АСТ, 2020.
24. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции, инновации: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. - Челябинск: Издательство «АТОКСО», 2008. 115с.
25. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008.
- 646 с.
26.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986
27.Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие Казань, 2015.
28. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: Дельта, 2006.
29. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. - 320 с.
30. Кожин Г.И., Лобанова А.В. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. - 2017. № 6-1 (9). - С. 88-90.
31. Козлов. Н.И. Процессы памяти. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psvchologos.ru/articles/view/processy pamyati (дата обращения: 05.02.2018).
32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. Пособ. Для студентов вузов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
33. Косякова О.О. Логопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 254 с
34. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2005, - 289 с.
35. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В Кузнецова. - М.: Академия, 2005. - 480 с.
36. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 1997. - 350 с.
37. Кучина В.Н. Память дошкольников: Классификация видов, их значение и
характеристики. Дошкольное образовательное учреждение № 1 17
«Радуга», г. Астрахань, 2015.
38. Лебедева1П.Д. Коррекционная!логопедическая работа со школьниками с задержкойпсихического развития: пособие для учителей и логопедов. СПб.: КАРО, 2004.
39. Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития. М.: Издательство «Речь», 1989. 283с.
40. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПБ.: Питер, 2006. 320 с.
41. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большей памяти / А.Р. Лурия. - М.: 2005.
42. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-ов.- М., 1999. - 268 с.
43. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Издательство
«Просвещение», 2007. 324с.
44. Микадзе Ю.В. Готовность к школе 6-летних детей с общим недоразвитием речи: сравнительный анализ различных видов диагностики / Ю.В. Микадзе, Н.П. Чурсина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2002. - № 4. - С. 67-76.
45. Михайлова В.С. Развитие слухового вида памяти у первоклассников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 61-65.
46. Моисеева А.С. Проблема развития мнестической деятельности у старших дошкольников с ЗПР. В книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы III Всероссийской студенческой научно - практической конференции. 2017 г.
47. Наумова М., Чертакова А., Гончарова К. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля. Издание третье. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2020г.
48. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,
2002. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
49. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. Метод. Комплекс. 3-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2014.
50. Петровский А.В. Культурно-историческая теория. Психология. Словарь. - Москва: АСТ, 2010.
51. Петровский А.В. Учебник общей психологии. Под редакцией
Просвещение. 1986, гл. Память.
52. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986.
53. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с ЗПР. Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9).
54. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
56. Рябинская Е.А. Слухоречевая и зрительная память у детей с разным уровнем психического развития. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.В. Седлецкая. 2013. С. 323-329.
57. Савинова А.А., Фалынскова Н. П. Виды, формы памяти и способы управления памятью. Сборник статей Международной научно¬методической конференции. Петрозаводск, 2020.
58. Саитгалина, Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э.С. Саитгалина // Концепт. - 2015. - №1 -С 1-5.
59. Скорикова Е.Н. Психологические особенности памяти младших
школьников с задержкой психического развития. В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии Материалы VI Международной научно -
практической конференции. Под редакцией А.И. Ахулковой. 2019. С. 283-291.
60. Смирнов А.А. «Произвольное и непроизвольное
запоминание» //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
61. Соловьева С.Л. Медицинская психология: новейший справочник
практического психолога. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - 575 с.
62. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. Пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2009.
63. Стебляк ЕЖ. Коррекция распознаваниям понимания интонаций|у детей с
задержкой психического развития : дис. Канд. Пед. Наук. СПб., 2002.К08 с.
64. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии. Омск: Татьяна, 2013. 272 с.
65. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учеб. Пособие / Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
66. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.
67. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, человек 1990. 184 с.
68. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2004 г.
69. Филиппова Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 10. 2015 г.
70. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания. Развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. Москва. Юрайт. 2020 г.
71.Черепкова Н.В., Нечитайло Т.А. Особенности слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2013. - С. 1-5.
72. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей. СПб. : Союз, 2006 . - 225 с.
73. Шевченко С.Г. Диагностика икоррекция задержки психического развития
у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно¬
развивающего обучения М.: АРКТИ,2004.
74. Шевченко, С.Г. Коррекционно - развиваюшее обучение. Организационно - педагогические аспекты / С.Г Шевченко - М., 1999. - 136 с.
75.Эббингауз Г. Смена душевных образования //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ