Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Изучение тревожности в психологи 7
1.2 Особенности эмоционального развития старших дошкольников 12
1.3. Современное состояние изучения эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития 24
2.1. Организация, методы и методики исследования 24
2.2 Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 36
3.1 Основные направления, формы, и методы работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 49
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 71
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Изучение тревожности в психологи 7
1.2 Особенности эмоционального развития старших дошкольников 12
1.3. Современное состояние изучения эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития 24
2.1. Организация, методы и методики исследования 24
2.2 Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 36
3.1 Основные направления, формы, и методы работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 49
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 71
Актуальность исследования обусловлена тем, что повышенный уровень тревожности у детей с задержкой психического развития приводит к недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к различным социальным ситуациям, что может привести в дальнейшем, к трудностям при обучении в школе. В дошкольном возрасте наибольшее значение в формировании тревожности занимает неблагоприятная домашняя атмосфера и трудности в отношениях с родителями, что провоцирует у ребенка психологические переживания и порождает состояние аффективной напряженности и беспокойства. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему сложно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность.
Вопросом коррекции тревожности у детей с задержкой психического развития занимались такие отечественные исследователи, такие как Т. А. Власова, Г. М. Бреслав, Г. А. Волкова, Иващенко Ф. И., А. И. Ильина, Е. А. Серебрякова и др. Исследования социальной, коммуникативной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития свидетельствуют о проблемах установления контакта, нарушениях эффективного и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Вопрос о том, как можно проводить коррекцию тревожности у дошкольников с задержкой психического развития методами, в литературе мало освящен.
В связи с этим изучение проблемы коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития представляется достаточно актуальным и обуславливает выбор темы нашего исследования - «Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель работы: изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: эмоциональная сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют высокий уровень тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. на основании анализа психолого -педагогической литературы
определить современное состояние проблемы исследования;
2. провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития;
3. разработать и апробировать программу психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение;
2. эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; беседа; наблюдение, проективные методики);
3. методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: теории об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Г.С. Абрамова, Д.Р. Булгакова, С. М. Валявко, В.И. Лубовский, Макшанцева, Л. В. и др.); труды по изучению развития аффективной сферы у нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии (К. Изард, Е. И. Изотова, Е.В. Климова, К.В. Парамеева, А. М. Прихожан, Д.А. Фомина и др.); теории по коррекции эмоциональной сферы детей с нормой развития и с отклонениями в развитии (О.В. Данилова, Н.И. Дворская, Л. М. Костина, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, С. Л. Никонова, С. А. Хазова и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
- проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой;
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич;
Организация исследования. Базой исследования было выбрано МАДОУ № 50 г. Красноярска (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида»). В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет с диагнозом задержка психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего этапа эксперимента по выявления особенностей тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности и коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 50 источников и приложения. Работа включает 11 таблиц, 10 гистограмм. Общий объем составляет 79 страниц.
Вопросом коррекции тревожности у детей с задержкой психического развития занимались такие отечественные исследователи, такие как Т. А. Власова, Г. М. Бреслав, Г. А. Волкова, Иващенко Ф. И., А. И. Ильина, Е. А. Серебрякова и др. Исследования социальной, коммуникативной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития свидетельствуют о проблемах установления контакта, нарушениях эффективного и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Вопрос о том, как можно проводить коррекцию тревожности у дошкольников с задержкой психического развития методами, в литературе мало освящен.
В связи с этим изучение проблемы коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития представляется достаточно актуальным и обуславливает выбор темы нашего исследования - «Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель работы: изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: эмоциональная сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют высокий уровень тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. на основании анализа психолого -педагогической литературы
определить современное состояние проблемы исследования;
2. провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития;
3. разработать и апробировать программу психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение;
2. эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; беседа; наблюдение, проективные методики);
3. методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: теории об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Г.С. Абрамова, Д.Р. Булгакова, С. М. Валявко, В.И. Лубовский, Макшанцева, Л. В. и др.); труды по изучению развития аффективной сферы у нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии (К. Изард, Е. И. Изотова, Е.В. Климова, К.В. Парамеева, А. М. Прихожан, Д.А. Фомина и др.); теории по коррекции эмоциональной сферы детей с нормой развития и с отклонениями в развитии (О.В. Данилова, Н.И. Дворская, Л. М. Костина, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, С. Л. Никонова, С. А. Хазова и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
- проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой;
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич;
Организация исследования. Базой исследования было выбрано МАДОУ № 50 г. Красноярска (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида»). В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет с диагнозом задержка психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего этапа эксперимента по выявления особенностей тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности и коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 50 источников и приложения. Работа включает 11 таблиц, 10 гистограмм. Общий объем составляет 79 страниц.
Выпускная квалификационная работа посвящена психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1. В ходе теоретического анализа было установлено, что проблема тревожности достаточно давно изучается в психологической науке, но требует более подробного изучения, особенно в отношении проблемы дезадаптирующей тревожности и её коррекции. В основание работы положено определение тревожности как индивидуальной психологической особенности, состоящей в повышенной склонности индивида испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
На сегодняшний день концепция комплексной психологической помощи детям с психическими расстройствами еще до конца не разработана. Проблема изучения и психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобрела особое значение в связи с увеличением числа детей с данным нарушением, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие расстройства. Проведенный анализ опыта специалистов в отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют выявить эти расстройства у же в дошкольном возрасте.
Анализ литературы показал, что специально разработанная программа психологической диагностики и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должна основываться на дифференцированном подходе при выборе методов воздействия: для стеснительных и боязливых детей - от спокойных к активным; для агрессивных и беспокойных детей - от активных к спокойным.
Работа по психологической коррекции эмоциональных состояний и поведения детей с задержкой психического развития способствует снижению уровня тревожности и страха, агрессии, межличностных конфликтов и самооценки. Разработанные технологии психологической коррекции тревожности позволяют специалистам создавать психологические рекомендации для педагогов и родителей, обеспечивая эффективность психологического сопровождения воспитанников с задержкой психического развития. Содержание рекомендаций включает в себя формы общения с такими детьми, способы формирования осознания и саморегуляции эмоций, возможность предотвращения появления беспокойства у детей в новой ситуации.
Вовлечение родителей и педагогов в работу с детьми позволит повысить эффективность проводимых мероприятий, и будет способствовать развитию позитивного подхода в воспитании и обучении старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что в основном, у детей с задержкой психического развития выявлен высокий уровень тревожности. У детей вызывают тревогу отношения с другими детьми или со взрослыми; кроме того, дети этой категории проявляют неуверенность в себе, эмоциональную подавленность. В связи с этим был проведен формирующий эксперимент, с целью снижения уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был представлен реализацией психокоррекционной программы, учитывающей особенности развития детей этой категории.
Программа для детей с задержкой психического развития предполагала решение следующих задач: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; работа по преодолению страхов; снятие мышечного напряжения; работа с родителями тревожного ребенка; работа с педагогами.
Формирующий этап был проведен только с испытуемыми экспериментальной группы.
3. Так, по результатам повторной диагностики мы установили, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых высокий уровень тревожности снизился после разработанной и реализованной нами психокоррекционной программы, направленной на снижение тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В основном наиболее успешно была решена проблема тревожности дошкольников с задержкой психического развития в отношении взаимодействия со сверстниками благодаря занятиям по формированию уверенности в себе, а также созданию положительного эмоционального настроя при общении, вовлечению дошкольников в игровое общение с их сверстниками.
При этом мы отметили, что тревожность у детей в отношении общения со взрослыми (родителями, педагогами) сохранилась. Это объяснить можно тем, что работа в этом направлении была проведена с использованием небольшого набора коррекционно-просветительских форм работы, в связи с чем мы полагаем необходимым более подробно разработать направления по работе с родителями дошкольников с задержкой психического развития и их педагогами. Это, безусловно, должно оказать еще больший эффект в преодолении тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В контрольной группе, где занятия с детьми по программе не проводились, мы отметили увеличение числа детей, имеющих высокий уровень тревожности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработанная нами программа психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с задержкой психического развития - эффективна.
1. В ходе теоретического анализа было установлено, что проблема тревожности достаточно давно изучается в психологической науке, но требует более подробного изучения, особенно в отношении проблемы дезадаптирующей тревожности и её коррекции. В основание работы положено определение тревожности как индивидуальной психологической особенности, состоящей в повышенной склонности индивида испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
На сегодняшний день концепция комплексной психологической помощи детям с психическими расстройствами еще до конца не разработана. Проблема изучения и психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобрела особое значение в связи с увеличением числа детей с данным нарушением, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие расстройства. Проведенный анализ опыта специалистов в отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют выявить эти расстройства у же в дошкольном возрасте.
Анализ литературы показал, что специально разработанная программа психологической диагностики и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должна основываться на дифференцированном подходе при выборе методов воздействия: для стеснительных и боязливых детей - от спокойных к активным; для агрессивных и беспокойных детей - от активных к спокойным.
Работа по психологической коррекции эмоциональных состояний и поведения детей с задержкой психического развития способствует снижению уровня тревожности и страха, агрессии, межличностных конфликтов и самооценки. Разработанные технологии психологической коррекции тревожности позволяют специалистам создавать психологические рекомендации для педагогов и родителей, обеспечивая эффективность психологического сопровождения воспитанников с задержкой психического развития. Содержание рекомендаций включает в себя формы общения с такими детьми, способы формирования осознания и саморегуляции эмоций, возможность предотвращения появления беспокойства у детей в новой ситуации.
Вовлечение родителей и педагогов в работу с детьми позволит повысить эффективность проводимых мероприятий, и будет способствовать развитию позитивного подхода в воспитании и обучении старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что в основном, у детей с задержкой психического развития выявлен высокий уровень тревожности. У детей вызывают тревогу отношения с другими детьми или со взрослыми; кроме того, дети этой категории проявляют неуверенность в себе, эмоциональную подавленность. В связи с этим был проведен формирующий эксперимент, с целью снижения уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был представлен реализацией психокоррекционной программы, учитывающей особенности развития детей этой категории.
Программа для детей с задержкой психического развития предполагала решение следующих задач: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; работа по преодолению страхов; снятие мышечного напряжения; работа с родителями тревожного ребенка; работа с педагогами.
Формирующий этап был проведен только с испытуемыми экспериментальной группы.
3. Так, по результатам повторной диагностики мы установили, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых высокий уровень тревожности снизился после разработанной и реализованной нами психокоррекционной программы, направленной на снижение тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В основном наиболее успешно была решена проблема тревожности дошкольников с задержкой психического развития в отношении взаимодействия со сверстниками благодаря занятиям по формированию уверенности в себе, а также созданию положительного эмоционального настроя при общении, вовлечению дошкольников в игровое общение с их сверстниками.
При этом мы отметили, что тревожность у детей в отношении общения со взрослыми (родителями, педагогами) сохранилась. Это объяснить можно тем, что работа в этом направлении была проведена с использованием небольшого набора коррекционно-просветительских форм работы, в связи с чем мы полагаем необходимым более подробно разработать направления по работе с родителями дошкольников с задержкой психического развития и их педагогами. Это, безусловно, должно оказать еще больший эффект в преодолении тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В контрольной группе, где занятия с детьми по программе не проводились, мы отметили увеличение числа детей, имеющих высокий уровень тревожности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработанная нами программа психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с задержкой психического развития - эффективна.
Подобные работы
- Психологическая коррекция межличностного общения детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Использование методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Возможности коррекции родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Игротерапия в коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция тревожности детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



