Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Изучение тревожности в психологи 7
1.2 Особенности эмоционального развития старших дошкольников 12
1.3. Современное состояние изучения эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития 24
2.1. Организация, методы и методики исследования 24
2.2 Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития . 36
3.1 Основные направления, формы, и методы работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 49
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 71
Актуальность исследования обусловлена тем, что повышенный уровень тревожности у детей с задержкой психического развития приводит к недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к различным социальным ситуациям, что может привести в дальнейшем, к трудностям при обучении в школе. В дошкольном возрасте наибольшее значение в формировании тревожности занимает неблагоприятная домашняя атмосфера и трудности в отношениях с родителями, что провоцирует у ребенка психологические переживания и порождает состояние аффективной напряженности и беспокойства. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему сложно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность.
Вопросом коррекции тревожности у детей с задержкой психического развития занимались такие отечественные исследователи, такие как Т. А. Власова, Г. М. Бреслав, Г. А. Волкова, Иващенко Ф. И., А. И. Ильина, Е. А. Серебрякова и др. Исследования социальной, коммуникативной и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития свидетельствуют о проблемах установления контакта, нарушениях эффективного и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Вопрос о том, как можно проводить коррекцию тревожности у дошкольников с задержкой психического развития методами, в литературе мало освящен.
В связи с этим изучение проблемы коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития представляется достаточно актуальным и обуславливает выбор темы нашего исследования - «Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель работы: изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: эмоциональная сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют высокий уровень тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. на основании анализа психолого -педагогической литературы
определить современное состояние проблемы исследования;
2. провести экспериментальное исследование особенностей проявления тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития;
3. разработать и апробировать программу психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение;
2. эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; беседа; наблюдение, проективные методики);
3. методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: теории об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (Г.С. Абрамова, Д.Р. Булгакова, С. М. Валявко, В.И. Лубовский, Макшанцева, Л. В. и др.); труды по изучению развития аффективной сферы у нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии (К. Изард, Е. И. Изотова, Е.В. Климова, К.В. Парамеева, А. М. Прихожан, Д.А. Фомина и др.); теории по коррекции эмоциональной сферы детей с нормой развития и с отклонениями в развитии (О.В. Данилова, Н.И. Дворская, Л. М. Костина, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, С. Л. Никонова, С. А. Хазова и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
- проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой;
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич;
Организация исследования. Базой исследования было выбрано МАДОУ № 50 г. Красноярска (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида»). В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет с диагнозом задержка психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего этапа эксперимента по выявления особенностей тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности и коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 50 источников и приложения. Работа включает 11 таблиц, 10 гистограмм. Общий объем составляет 79 страниц.
Выпускная квалификационная работа посвящена психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1. В ходе теоретического анализа было установлено, что проблема тревожности достаточно давно изучается в психологической науке, но требует более подробного изучения, особенно в отношении проблемы дезадаптирующей тревожности и её коррекции. В основание работы положено определение тревожности как индивидуальной психологической особенности, состоящей в повышенной склонности индивида испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
На сегодняшний день концепция комплексной психологической помощи детям с психическими расстройствами еще до конца не разработана. Проблема изучения и психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобрела особое значение в связи с увеличением числа детей с данным нарушением, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие расстройства. Проведенный анализ опыта специалистов в отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют выявить эти расстройства у же в дошкольном возрасте.
Анализ литературы показал, что специально разработанная программа психологической диагностики и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должна основываться на дифференцированном подходе при выборе методов воздействия: для стеснительных и боязливых детей - от спокойных к активным; для агрессивных и беспокойных детей - от активных к спокойным.
Работа по психологической коррекции эмоциональных состояний и поведения детей с задержкой психического развития способствует снижению уровня тревожности и страха, агрессии, межличностных конфликтов и самооценки. Разработанные технологии психологической коррекции тревожности позволяют специалистам создавать психологические рекомендации для педагогов и родителей, обеспечивая эффективность психологического сопровождения воспитанников с задержкой психического развития. Содержание рекомендаций включает в себя формы общения с такими детьми, способы формирования осознания и саморегуляции эмоций, возможность предотвращения появления беспокойства у детей в новой ситуации.
Вовлечение родителей и педагогов в работу с детьми позволит повысить эффективность проводимых мероприятий, и будет способствовать развитию позитивного подхода в воспитании и обучении старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что в основном, у детей с задержкой психического развития выявлен высокий уровень тревожности. У детей вызывают тревогу отношения с другими детьми или со взрослыми; кроме того, дети этой категории проявляют неуверенность в себе, эмоциональную подавленность. В связи с этим был проведен формирующий эксперимент, с целью снижения уровня тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был представлен реализацией психокоррекционной программы, учитывающей особенности развития детей этой категории.
Программа для детей с задержкой психического развития предполагала решение следующих задач: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; работа по преодолению страхов; снятие мышечного напряжения; работа с родителями тревожного ребенка; работа с педагогами.
Формирующий этап был проведен только с испытуемыми экспериментальной группы.
3. Так, по результатам повторной диагностики мы установили, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых высокий уровень тревожности снизился после разработанной и реализованной нами психокоррекционной программы, направленной на снижение тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В основном наиболее успешно была решена проблема тревожности дошкольников с задержкой психического развития в отношении взаимодействия со сверстниками благодаря занятиям по формированию уверенности в себе, а также созданию положительного эмоционального настроя при общении, вовлечению дошкольников в игровое общение с их сверстниками.
При этом мы отметили, что тревожность у детей в отношении общения со взрослыми (родителями, педагогами) сохранилась. Это объяснить можно тем, что работа в этом направлении была проведена с использованием небольшого набора коррекционно-просветительских форм работы, в связи с чем мы полагаем необходимым более подробно разработать направления по работе с родителями дошкольников с задержкой психического развития и их педагогами. Это, безусловно, должно оказать еще больший эффект в преодолении тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В контрольной группе, где занятия с детьми по программе не проводились, мы отметили увеличение числа детей, имеющих высокий уровень тревожности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработанная нами программа психологической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с задержкой психического развития - эффективна.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - 7¬е изд., стереотип./ Г. С. Абрамова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015 - 672 с.
2. Артемьева, Т.В. Личностно-психологические детерминанты
межличностного взаимопонимания / Т.В. Артемьева // В мире научных открытий. - 2015.- №4 (10).- Ч. 1.- С.71-73.
3. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В Артемьева. - Казань : Отечество, 2016. - 150 с.
4. Барышникова, Е.В., Хафизова, Л.Р. Модель психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Барышникова, Л.Р. Хафизова // Концепт. - 2016. - Т. 7. - С. 136-140.
5. Белозорова, Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / Л.А. Белозорова. - Курск, 2011. - 29 с.
6. Бобрик, Ю.В., Науменко Д.Э. Медицинские и педагогические аспекты школьной тревожности у детей с задержкой психического развития / Ю.В.
Бобрик, Д.Э. Науменко [Электронный ресурс] // Таврический журнал психиатрии. - 2015. - №2 (71). - C. 31-35. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7meditsinskie-i-pedagogicheskie-aspekty- shkolnoy-trevozhnosti-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 12.03.2020).
7. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав.- Москва : Смысл; Академия, 2015. - 256 с.
8. Булгакова, Д.Р. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет с задержкой психического развития / Д.Р. Булгакова.- Саратов, 2015.- С. 155-163
9. Валявко, С. М. Макшанцева, Л. В. Изучение психологических
особенностей тревожности детей дошкольного возраста с нормативным и нарушенным развитием / С. М. Валявко, Л. В. Макшанцева, Л. В. // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей. - Москва : Спутник-плюс, - 2016. - С. 56-69
10. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей :
методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.
11. Гудкова, Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с.
12. Данилова, О.В. Коррекция страхов и тревожности у детей с задержкой психического / О.В.Данилова // Фундаментальные исследования, 2016.- №4.- С. 29-34
13. Дворская, Н.И. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников / Н.И. Дворская // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 1147-1150
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно -развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - Москва: АРКТИ, 2014. - 224 с.
15. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 368 с.
16. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 168 с.
17. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста / Е.И. Изотова, Е. В. Никифорова,- Москва : Спутник-плюс, 2016. - 168с.
18. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 364 с.
19. Киселёва, H.A., Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - Москва: «Коррекционная педагогика», 2005.-225 с.
20. Климова, Е. В. Характеристика тревожно-фобического состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема / Е.В.Климова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - №4.- С. 69-75
21. Коротовских, Т.В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 75-80. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya- korrektsii-trevozhnosti-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya(дата обращения: 02.05.2020).
22. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - Санкт- Петербург: Речь, 2014.- 356с.
23. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. - Москва: Спутник-плюс. - 2015. - 160 с
24. Лебедев, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 254 с.
25. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева.- Москва : Академия образования, 2015. - 256 с.
26. Лубовский, В.И. Специальная психология : учебное пособие / под ред. В. И. Лубовского.- 9-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2015.- 425 с.
27. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для родителей:
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - Санкт- Петербург : Речь, 2016. - 186 с.
28. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 85 с.
29. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2016. - 400 с.
30. Марченко, Н. В., Фрокол А. С. Коррекция эмоциональной сферы у детей
младшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2018. №4. - C. 55-65. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-emotsionalnoy-sfery-u-detey- mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-rechi(дата обращения: 02.05.2020).
31. Науменко, Д. Э. Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения [Электронный ресурс] / Д. Э. Науменко // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - С. 262-264. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6705/(дата обращения: 02.04.2020).
32. Никонова, С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников / С. Л. Никонова // Концепт. - 2015. - № 1. - С. 236-240
33. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. / Н. В. Новоторцева.- Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 144 с.
34. Неретина, Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие / Т.Г. Неретина. - Магнитогорск : Магнитогорск.гос. техн. ун-т им Г. И. Носова, 2015. - 157 с.
35. Никонова, С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников / С.Л. Никонова // Концепт. - 2015. № 01. - С. 43-56.
36. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология : учебное пособие / Л.Ф.Обухова. - Москва : Академия, 2015.- 196 с.
37.Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Сфера, 2007. - 509 с.
38. Парамеева, К.В. Особенности эмоционально -волевой сферы у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / К.В. Парамеева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, 2017.- №5.- С. 71-77
39. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. -328 с.
40. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. - Санкт- Петербург, 2015. - 86 с.
41. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой. - Москва : ТЦ Сфера, 2015.-- 88с.
42. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Речь. 2015. - 139 с.
43. Соловьева, Е. А. Психология семейного воспитания: учебное пособие / Е.
A. Соловьева. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 256 с.
44. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - Москва : Владос, 2017. - 368 с.
45. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.
B. Фадина.-Балашов: Николаев и Ко, 2016. -168 с.
46. Фомина, Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности / Д.А. Фомина // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 265-268.
47. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ К. Фопель /Пер. с нем.: В 4 -х томах. Т.1. - Москва: Генезис, 2016.-160 с.
48. Хазова, С. А., Корнилова Д. Б. Психогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития / С. А. Хазова, Д. Б. Корнилова // Вестник Костромского государственного университета, 2017.-№5. - С. 52-57
49. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2015.- 388с.
50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 4-е изд. /Ю.В.Щербатых. - Санкт-Петербург: Питер, 2015.- 256 с.