Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы изучения тревожности младших школьников с задержкой психического развития 8
Изучение тревожности в психологии 8
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника с
задержкой психического развития 12
Особенности проявления тревожности младших школьников с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности младших
школьников с задержкой психического развития 24
Организация, методы и методики исследования 24
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 26
Выводы по второй главе 36
Глава 3. Реализация программы психической коррекции тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 37
Содержание программы коррекции тревожности младших
школьников с задержкой психического развития 37
Анализ контрольного этапа эксперимента 44
Выводы по третьей главе 52
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 63
Изучению вопросов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в настоящее время у делается всё больше внимания. Их количество в последние десятилетия значительно увеличивается. Дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушенности.
Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфичных для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это даёт возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения тревожности эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки эмоциональной сферы занимают особое место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития).
По мнению Л.С. Выготского, существует весьма определенная связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы. Несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Изучением данной проблемы занимались Л.И.Божович, К.Д. Ушинский, Г.М.Бреслав, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствует о том, что в жизни ребёнка с ЗПР роль эмоций очень велика.
Отечественные психологи отмечают рост личностных нарушений среди детей. Одним из личностных нарушений является тревожность как следствие невротизации всего российского общества. Необоснованные страхи влекут за собой много других проблем развития ребенка. Кроме названных причин роста проявлений тревожности у детей существует еще одна немаловажная причина. Дети со своими необоснованными страхами переходят из системы дошкольного образования в школьное. Стрессовые факторы, проявляющиеся в виде новой обстановки, окружения усугубляют личностное развитие детей, вызывая признаки дезадаптации, которые также могут скрываться под маской тревожности. Постепенно нарастают трудности обучения и нарушения поведения одновременно с усложнением учебного материала, повышением интенсивности учебной работы. Все это может задерживать психическое развитие детей. Поэтому актуальность этого исследования становится очевидной.
Проблема исследования. Несмотря на имеющиеся в литературе данные о проявлении тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, многие вопросы, которые касаются разработки психокоррекционных технологий с использованием современных методов и приемов работы с детьми выбранной категории, недостаточно изучены. Следовательно, тема нашего исследования актуальна.
Цель исследования: выявить особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования - тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
3. Составить и апробировать программу психологической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
-фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л. С. Выготский, 1982, 1983; А. Н. Леонтьев, 1956, 1972; В. С. Мухина, 2000; Л. Ф. Обухова, 1995; и др.);
-исследования, посвященные специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом младших школьников с задержкой психического развития (В. А. Сумарокова, 1987; Л. С. Выготский, 1998; Н. А. Александрова, 2002; Д. Н. Исаев, 2003 и др.);
- исследования по вопросам коррекции эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Н. Д. Соколова, 1985; Л. В. Черемошкина, 1996; А. А. Катаева, 1998; Л. Д. Короткова, 2003 и др.).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: Проективная методика рисуночный тест «Кактус» М. А. Панфиловой; проективная методика рисуночный тест «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич; методика «Незаконченные предложения» Д.Сакса, С.Леви.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 1» Ирбейский р-он, с. Ирбейское. В исследовании участвовало 20 человек, дети 2 классов (8-9 лет), имеющие диагноз ЗПР по заключению ПМПК.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2022 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и реализация психологической программы коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Пятый этап - определение эффективности психологической программы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления об особенностях тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и условиях ее коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке и апробации психологической программы, направленной на снижение тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 70 источников и приложения. Общий объем составляет 90 страниц.
Основываясь на используемой литературе, нами проведено исследование проблемы тревожности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучены исследователи, занимающиеся проблемой эмоциональной сферы, описаны зарубежные и отечественные ученые, их положения, основные работы и вклад в разработку данной проблемы.
В результате анализа литературы мы установили, что дети с задержкой психического развития - это особые дети, требующие к себе повышенного внимания и постоянной работы. Они хотят и могут развиваться, у них так же формируются когнитивные процессы, происходят возрастные кризисы и переломы настроения, просто им нужно больше времени и усилий, нежели здоровым детям.
Проведя теоретический анализ основных понятий, выделив причины возникновения, можно сказать, что дети с ЗПР имеют некоторые патологические особенности в развитии, включая познавательную сферу, но все это поддается коррекции и в дальнейшем может быть успешно нивелировано, либо существенно упрощено. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что младшие школьники с задержкой психического развития чаще всего испытывают высокий уровень тревожности. В поведении таких детей наблюдается склонность к эмоциональному дискомфорту, беспокойство, переживания, замкнутость, скрытность, тревога, волнение.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает высокий уровень тревожности. Чаще всего дети испытывают волнение при обращении к ним, не открыты для диалога. У детей низкая самооценка. Они не умеют распознавать и контролировать свои эмоции.
Для снижения тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции тревожности.
Программа включала в себя следующие направления работы: работа со снижением уровня тревожности; научение ребенка адекватным способам выражения своих эмоций; повышение самооценки, развитие уверенности в себе; формирование навыков преодоления тревожности, обучение ребенка навыкам распознавания и контроля своих эмоций; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие способности самоконтроля и др.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях нами не было зафиксировано. У детей все так же преобладает высокий уровень тревожности, проявляющийся с насыщенной штриховке, стирании деталей рисунка, преобладании тесных оттенков цветов и др.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в увеличении количества детей, способных к регуляции собственных эмоций, умеющих использовать навыки для преодоления тревожности. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень тревожности детей стал значительно ниже. В рисунках дети стали меньше демонстрировать насыщенную штриховку, стирание деталей. Реплики детей уже не имеют такой негативной формы, больше свидетельствуют о позитивном отклике к окружающим. Кроме этого, мы отметили, что в результате взаимодействия с окружающими дети стали реже использовать избегание, подавленность, замкнутость, стали активно взаимодействовать друг с другом. Стали различать свои эмоции и адекватно проявлять их в различных ситуациях. Отмечается достаточный уровень самоконтроля.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
1. БаданинаЛ.П. «Основы общей психологии» 2017, Флинта, с. 500
2. Шаповаленко И.П. «Возрастная психология», Москва, Гардарики, 2005,349с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: Издательство НЦ ЭНАС 2001. 132 С.
4. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 432с.
5. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания», Флар Пресс, 2004.
6. Осипова А.А. «Общая психокоррекция», Москва, 2005, 512 с.
7. Грот Н.Я. Психология чувствований. Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. 278 с.
8. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 178.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. Тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. Акад. Образования, Моск. Психол.соц. Инт. 3е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001.
10. Лубовский В. И., Розанова Т. В. и др. ; под ред. В. И. Лубовского. 2е изд., испр. М. : Академия, 2005.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2006. 528 с.
12. Диагностика и коррекция задержки психического развития. / Под. Ред.С.Г.Шевченко. М.:Аркти. 2001. 222 С.
13. Проблемы развития психики: монография /А.Н. Леонтьев. 3е издание. Москва: Издательство Московского университета, 1972. 576 с
14. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6ти т. Т.6.
15. Лебединская К.С. Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982. С. 45-57.
16. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
17. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. № 5. С.712.
18. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
19. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. СПб.: Санкт-Петербург, 2008. - 192 с.
20. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов / под ред.
B. Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2007. - 656 с.
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.:Генезис 2000. С. 188.
22. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Москва: Издательство Эксмо. 2006.
23. Психология эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб : Питер, 2002.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. - изд. 18¬-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 671 с.
26. Специальная психология: учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
27. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт- Петербург: «Питер», 2001. 260 с.
28. Психология эмоций. Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. 278 с.
29. Карелина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста / И.О. Карелина / Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. -
C. 240-247
30. Певзнер М.С, Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология 1972. -№3. С. 12-17.
31. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у
младших школьников с ЗПР [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/04/49965
32. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка ЗПР [Электронный ресурс] // Дошкольное детство: эл. Журн. 2004. № 14. Режим доступа:http://dob.1september.ru
33. Горбунова М.Ю. Междисциплинарные основы социологического
исследования эмоций [Электронный ресурс] / М.Ю. Горбунова // Психология, социология и педагогика. 2012. №11. - Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/11/1195
34. Кокаева А.В. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы всерос. Науч.практ. Конф. Студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 2018. - С. 277-280
35. Черенкова А.В. Факторы личностно-социального развития младших школьников с ЗПР // Электронный ресурс - 2015. С 291-295. URL: http://e-koncept.ru/2015/95681.htm
36. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детскихэмоций»М.: Айрис Пресс . 2004. -160 с.
37. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров.-М.: Просвещение,1993.
38. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника /Б.И.Кочубей, Е.В. Новикова. М.:Знание,1988.
39. Теория личности в западноевропейской и американской психологии./ под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: 1996. 480с
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: перевод с англ. М.: Айрис пресс, 2004. 480с.
41. Изард К.Е. Эмоции человека М.: Издательство Московского ун. - та, 1980
42. Холл К., Линдсей Г. Теория личности. Пер с англ. М.: изд-во ЭКСМО Пресс, 1999. - 592с.
43. Артюхова И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / М. Б. Богус. М. : Чистые пруды, 2008. 30 с.
44. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика М.: МПСИ, 2000. 304 с.
45. Немов Р.С. Психология: Словарь справочник: В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352с.
46. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания М.: Знание, 1981. 95с.
47. Астапов В.М. Тревожность у детей СПб: Питер Пресс, 2004. 224с.
48. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика,
профилактика, коррекция СПб.: Речь, 2006. 128с.
49. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок М.: Издательский центр Вентана Граф, 2005. 32с.
50. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка /А.И.Баркан.М.: АСТ ПРЕСС,2009.
51. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов /Л.С.Акопян.-Самара:Изд- воСГПУ,2003. - 172с.
52. Захаров,А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]/А.И. Захаров. М.: Речь. 2005.-320с.
53. Изард, К. Э. Психология эмоций/ К. Э. Изард. СПб. :Изд.«Питер», 2010. 464 с.
54. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитаю: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М.: Гуманит.изд. центр«ВЛАДОС», 2004.- 224с.
55. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус»: Обруч. 2000 №5
56. Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. 1998.№19. 18с.
57. А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты». М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.
58. Пахомов А.П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса - Леви как учебное пособие// Экспериментальная психология 2012. Том 5. №4 99-116с
59. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике: учеб.пособие для вузов Е.С.Романова О.Ф. Потемкина. М.:Дидакт. 2015 229с.
60. Смирнова Е.О., Холмагорова М.М. Межличностые отношения младших школьников . М., 2015 389с.
61. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова М.:Педагогика-Пресс, 2014. 386с.
62. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности/ М.: издательство Флинта, 2014. 487с.
63. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей/ -Издательство Института Психотерапии, 2014. 75с.
64. Холд Б., Граммер К. Статус и поведение: изучение этиологии младших школьников/Пкр. С англ.., М. 2016. 385с
65. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности/СПб.: Питер, 2016. 217с.
66. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. эмоциональная устойчивость школьник М.: Сфера, 2015. 96с.
67. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения/М.И.Лисина. М.: педагогика, 2015. 317с.
68. Мухина В.С. Возрастная психология: учеб. Пособие для вузов/В.С.Мухина. М.: -М.: Академия.2014. 269с.
69. Немов Р.С. Психология: учеб. Пособие для вузов/ М.:Владос, 2015.-259с.
70. Макшанцева Л.В. тревожность и возможности ее снижения у детей/Л.В.Машканцева//Психологическая наука и образование 2016.№2 36с.