Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития

Работа №168550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Проблема изучения школьной тревожности в психологии 6
1.2 Эмоционально - волевая сфера младших школьников с задержкой
психического развития 11
1.3 Особенности проявления тревожности детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Организация и методики проведения исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 35
3.2 Содержание программы психологической коррекции тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 41
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Актуальность темы исследования заключается в том, проблема тревожности детей является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Особое внимание данная проблема привлекает потому, что тревожность выступает главным признаком неготовности ребенка к школе. Отрицательно влияет эта проблема на большое количество сфер жизни ребенка: учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Изучение школьной тревожности детей с задержкой психического развития актуально тем, что такие дети имеют ряд особенностей протекания адаптационного периода при поступлении в школу.
В младшем школьном возрасте проблема, связанная с изменением социальной ситуации и началом учебной деятельности, становится особенно актуальной. Важное преодоление этого ответственного периода требует готовности и поддержки со стороны педагогов и родителей, поскольку большинство ребят не всегда справляются с новыми учебными требованиями и задачами без посторонней помощи. В неблагоприятных условиях такая ситуация может привести к увеличению уровня тревожности у детей [3, с. 67].
У младшего школьника тревожность является отчетливым признаком проблематики в процессе школьной адаптации. Среди отрицательных переживаний - тревожности удается занимать главные позиции, часто она может снижать работоспособность, продуктивность деятельности, приводит к возникновению трудностей в общении и взаимоотношениях с другими людьми.
Изучение особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире приобретает неотъемлемое социально-психологическое и психолого-педагогическое значение. Это обусловлено тем, что рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет увеличивающуюся тенденцию. Но в современном мире психолого-педагогическая сторона школьной тревожности детей с задержкой психического развития (ЗПР) затруднительная и продолжает оставаться малоисследованной, так как преимущественная доля экспериментально-психологических исследований ребят с задержкой психического развития (ЗПР) нацелены в большей степени на исследование особенностей их познавательной деятельности. Изучения особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в современных научных литературных источниках немногочисленны. Тем самым данная сложившаяся ситуация отражает актуальность темы данной исследовательской работы [59, с. 81].
Проблема исследования: изучение школьной тревожности младшего школьного возраста с задержкой психического развития, имеет большое значение, поскольку в этот период происходит адаптация детей к школе, к тому же проявление тревожности детей с данными особенности недостаточно изучены в специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования : психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
С целью решения поставленных задач в работе применены методы психолого-педагогического исследования: Теоретический метод, включающий обзор психолого-педагогической литературы. Эмпирический метод, включающий использование диагностических методик и их анализ. Методы количественной и качественной оценки экспериментальных данных. Интерпретационные методы.
В психодиагностическое исследование были включены следующие психодиагностические методики: тест диагностики школьной тревожности Филлипса, шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса).
Этапы проведения исследования:
- Подготовительный этап (сентябрь 2022 г. - февраль 2023 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
- Второй этап (март 2023 г. - май 2023 г.). Осуществлялся подбор
диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
- Третий этап (сентябрь 2023 г.- декабрь 2023 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Четвёртый этап (январь 2024 г. - март 2024 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Пятый этап (апрель 202у г.- май 2024 г.) Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
База исследования: МКОУ Абанская ООШ №1 п. Абан Красноярского края. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 10 - 11 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят расширить и углубить научные знания в области специальной психологии об особенностях школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический и диагностический материал, раскрывающий особенности школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, программа психологической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы в работе педагогами, психологами и другим специалистами, занимающимися с данной категорией школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 70 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Школьная тревожность является многообразным явлением в поведении детей младшего школьного возраста и зачастую маскируется под другие проблемы. Она приводит к сомнению в собственных способностях и возможностях. Такая тревога нарушает равновесие в учебной деятельности детей и вызывает дезорганизацию в их личностных структурах. Поэтому важно своевременно обнаружить данную проблему и провести коррекционную программу с детьми, что поможет снизить тревожность и сформировать адекватное поведение у школьников младшего возраста. Наличие повышенной тревожности может встречаться у разных детей, не исключением являются, и младшие школьники с задержкой психического развития [67, с. 20].
Повышение стресса, а, значит, и повышение уровня тревожности обучающихся, обуславливает современная общественная жизнь, ее динамичность и своеобразность. Проблема тревожности ребят младшего школьного возраста с ЗПР актуальна тем, что именно поступление в школьное время приводит к разным основным изменениям всех сфер развития ребенка, а именно в первую очередь эмоционально-личностной сферы. Эта проблема, трудно решаемая именно тем, что нередко родители, учителя и другие значимые взрослые, зная о возникающих проблемах, не придают этому должного значения [53, с 303].
В ходе проведенного исследования была проанализирована психо лого - педагогическая и методологическая литература. Были рассмотрены особенности школьной тревожности обучающихся младших классов с ЗПР и их эмоционально - волевая сфера. Для всех ребят младшего школьного возраста с ЗПР характерны многие проявления беспокойного поведения и тревожности. У них в школе могут наблюдаться скованность, напряжённость, пассивность, низкая самостоятельность и неуверенность в своих силах. Дети с ЗПР нередко испытывают трудности в собственных эмоциональных состояниях в различных ситуациях. Все это информирует об определённом недоразвитии их эмоциональной сферы, которое может являться довольно стойким.
В ходе проведенного исследования были раскрыты ключевые понятия исследования «тревога», «тревожность», «ЗПР». Дети с ЗПР тяжело переживают их неполноценное принятие близких людей, что собственно может стать поводом к развитию внутриличностных конфликтов и к отрицательным установкам. У ребят младшего школьного периода, столкнувшихся с затруднениями в процессе занятий, можно наблюдать проявление тревожности, выражающейся в изменении их высоких стандартов личности, самооценки, уверенности и решительности. Данные дети обладают невероятной чувствительностью к собственным ошибкам и реагируют на них резко. При этом, они готовы даже отказаться от занятий, которые им очень нравятся, если в них возникают трудности.
В представленной исследовательской работе было проведено эмпирическое исследование по выявлению школьной тревожности детей младшего школьного периода с ЗПР. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от 10 до 11 лет. По результатам представленного исследования можно сделать вывод, что в данной школе присутствуют дети, которые имеют повышенный и высокий уровень тревожности. У большинства детей тревожность проявляется в страхе самовыражения, в страхе проверки домашних заданий. Многие дети имеют проблемы и страхи во взаимоотношениях с педагогами. Страхи проявляются в межличностном напряжении, вегетативных реакциях. Таким детям необходима помощь педагога-психолога, который может провести с такими детьми психологическую коррекцию тревожности.
Нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. программа включала в себя занятия на повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять своими эмоциями; снятие мышечного и эмоционального напряжения, налаживание взаимоотношений. Была реализована в течение двух месяцев.
После того как программа была апробирована, был проведен контрольный этап эксперимента.
В результате контрольного этапа эксперимента нами было установлено, что в контрольной группе по методике Сирса показатели остались прежними, средний уровень тревожности, как и прежде преобладал у 50 % детей. Данные учащиеся испытывают страх, волнение. Высокий уровень тревожности выявлен у 20% детей. Дети высокого уровня имеют достаточно или резко выраженные признаки: скованность, пугливость, плаксивость и агрессивность. Отличаются обидчивостью и др.
По методике «Шкала явной тревожности CMAS» в контрольной группе увеличилось число детей, имеющих несколько повышенным уровнем школьной тревожности. Дети с несколько повышенной тревожностью, чаще всего испытывают страх, волнения.
По методике «Тест диагностики школьной тревожности Филлипса» в контрольной группе показатели остались прежними. Дети демонстрируют, как и прежде переживание социального стресса, отмечается наличие страхов, связанных с обучением в школе, проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями.
В экспериментальной группе после проведенной психокоррекционной работы по методике Сирса мы наблюдаем снижение процента учащихся с высоким и повышенным уровнем школьной тревожности. Дети стали более общительными и активными. Дети перестали испытывать эмоциональное напряжение.
По методике «Шкала явной тревожности CMAS» в экспериментальной группе произошло увеличение детей с умеренным уровнем тревожности и снижение процента ребят с повышенным и высоким уровнем тревожности. Дети стали уверенными в себе, стали принимать активное участие в жизни школы, что говорит о хорошей школьной адаптации.
По результатам контрольного эксперимента по методике «Тест диагностики школьной тревожности Филлипса» в контрольной группе показатели произошло увеличение детей с умеренным уровнем тревожности и снижение процента ребят с повышенным и высоким уровнем тревожности. Дети перестали испытывать страхи связанные с обучением в школе, повысилось их социальная активность.
После реализованной нами психокоррекционной программы, школьная тревожность у данной категории испытуемых - снизилась. Таким образом, программа психологической коррекции школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективна. Цель и задачи выполнены в полном объеме.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. - Изд. испр. и доп. - Москва: Прометей, 2018. - 705 с.
2. Акимова, М. К., Козлова В. Т. Психологическая диагностика умственного развития детей. - М.: Юрайт, 2024. 266 с.
3. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 150 с.
4. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013. - 141 с.
5. Асильдерова, М. М. Социально-психологическое сопровождение
адаптационного периода младших школьников. Учебное пособие. - М.:
Директмедиа Паблишинг. 2023. - 213 с.
6. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 153 с.
7. Безруких, М М. Трудности обучения в начальной школе: причины,
диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
8. Беляева, Е.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего
школьного возраста методом сказкотерапии / Е.В. Беляева, И.В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно - технического знания. - 2015. - № 1 (4). - С. 85-88.
9. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт. 2023. - 358 с.
10. Блажена, Н. В. Нивелирование школьной тревожности средствами арт-
терапии / Н. В. Блажена, О. В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов. -
Екатеринбург, 2015 - С. 7-10.
11. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
12. Буторин, Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно - методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г.Г. Буторин. - Челябинск: АТОКСО 2004. - 112 с.
13. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
14. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / М. - 1973 г.
15. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский ; под редакцией Б. А. Сосновского. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 359 с.
16. Волкова, С. Н. Психотерапевтические методы в групповой коррекции тревожности младших школьников / С. Н. Волкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - № 1. - С. 211-214.
17. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 281 с.
18. Выготский, Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 520 с.
19. Гиппенрейтер, Ю.Б., Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2015. - 352 с.
20. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 295 с.
21. Гофман, Е.А. Взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов / Е.А. Гофман, С.Е. Мухина // Молодежь и /СПб.: Питер 2008. - 400с.
22. Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков / сост. Н. А. Литвинов. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. - 52 с.
23. Долгова, В.И., Аркаева, Н.И., Капитанец, Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография./В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
24. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 183 с.
25. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. - М.: Едиториал УРСС. 2019. - 166 с.
26. Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ.вузов / Б.В. Зейгарник. - 2-е изд., стереот. - М.: Академия, 2003.-208с.
27. Коротовских, Т. В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Т. В. Коротовских // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 75 - 80.
28. Кузнецова, Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников // Гаудеамус. - 2019. - №3 (41). - С. 91-93.
29. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития: учебник. - М.: Эксмо, 2019. - 176 с.
30. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 134 с.
31. Лозинский, А. С. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе / А. С. Лозинский, Е. В. Булычева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 16 (135). - С. 303-304.
32. Лубовский, В.И. Специальная психология (учебник). - 2009 г. - 146 с.
33. Маккей, М. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники / М. Маккей, М. Скин, П. Фаннинг; пер. с англ. М.В. Харлановой. - Санкт-Петербург: Весь, 2018. - 247 с.
34. Мамайчук, И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.
35. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. - 2¬е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 350 с.
36. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. -Москва- Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 268 с.
37. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / сост. О. В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
38. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
39. Минимуратова, А.И. Тревога и тревожность в период младшего школьного возраста / А.И. Минимуратова, Ю.В. Кузнецова // Весенние психолого- педагогические чтения. - 2021. - С. 119-123.
40. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва. ВЛАДОС. 2001. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
41. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова.
- Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 460 с.
42. Ожогова, Е.Г. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 314-317.
43. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 408 с.
44. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. - 372 с.
45. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное
психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
46. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 256 с.
47. Подольский, А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. - М.: Юрайт. 2024. - 125 с.
48. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 380 с.
49. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург. 2007. - 192 с.
50. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: Модэк, 2000. - 304 с.
51. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 435 с.
52. Романенко, С. Тревожность в младшем школьном возрасте: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 253 с.
53. Руденский, Е. В. Психология ненормативного развития личности. -М.: Юрайт. 2023. 178 с.
54. Самыгин, С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2024. - 320 с.
55. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 235 с.
56. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2018. - № 6. - С. 130-138.
57. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 384 с.
58. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 227 с.
59. Терехина, Т.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2013. - 198 с.
60. Узнадзе, Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. - М.: Амрита-Русь. 2023. - 268 с.
61. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 201 с.
62. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 367 с.
63. Чекина, Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. - М.: Лань.2018. 304 с.
64. Чернявская, А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт. 2019. 174 с.
65. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - 159 с.
66. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 457 с.
67. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 457 с.
68. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 2018 с.
69. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. Санкт-Петербург, 2002. 64 с.
70. Эриксон, Э. Г. Детство и общество.Санкт-Петербург: изд-во Летний сад, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ