Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития

Работа №168550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Проблема изучения школьной тревожности в психологии 6
1.2 Эмоционально - волевая сфера младших школьников с задержкой
психического развития 11
1.3 Особенности проявления тревожности детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Организация и методики проведения исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 35
3.2 Содержание программы психологической коррекции тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 41
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Актуальность темы исследования заключается в том, проблема тревожности детей является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Особое внимание данная проблема привлекает потому, что тревожность выступает главным признаком неготовности ребенка к школе. Отрицательно влияет эта проблема на большое количество сфер жизни ребенка: учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Изучение школьной тревожности детей с задержкой психического развития актуально тем, что такие дети имеют ряд особенностей протекания адаптационного периода при поступлении в школу.
В младшем школьном возрасте проблема, связанная с изменением социальной ситуации и началом учебной деятельности, становится особенно актуальной. Важное преодоление этого ответственного периода требует готовности и поддержки со стороны педагогов и родителей, поскольку большинство ребят не всегда справляются с новыми учебными требованиями и задачами без посторонней помощи. В неблагоприятных условиях такая ситуация может привести к увеличению уровня тревожности у детей [3, с. 67].
У младшего школьника тревожность является отчетливым признаком проблематики в процессе школьной адаптации. Среди отрицательных переживаний - тревожности удается занимать главные позиции, часто она может снижать работоспособность, продуктивность деятельности, приводит к возникновению трудностей в общении и взаимоотношениях с другими людьми.
Изучение особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире приобретает неотъемлемое социально-психологическое и психолого-педагогическое значение. Это обусловлено тем, что рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет увеличивающуюся тенденцию. Но в современном мире психолого-педагогическая сторона школьной тревожности детей с задержкой психического развития (ЗПР) затруднительная и продолжает оставаться малоисследованной, так как преимущественная доля экспериментально-психологических исследований ребят с задержкой психического развития (ЗПР) нацелены в большей степени на исследование особенностей их познавательной деятельности. Изучения особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в современных научных литературных источниках немногочисленны. Тем самым данная сложившаяся ситуация отражает актуальность темы данной исследовательской работы [59, с. 81].
Проблема исследования: изучение школьной тревожности младшего школьного возраста с задержкой психического развития, имеет большое значение, поскольку в этот период происходит адаптация детей к школе, к тому же проявление тревожности детей с данными особенности недостаточно изучены в специальной психологии.
Цель исследования: изучить особенности проявления школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования : психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить её эффективность.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
С целью решения поставленных задач в работе применены методы психолого-педагогического исследования: Теоретический метод, включающий обзор психолого-педагогической литературы. Эмпирический метод, включающий использование диагностических методик и их анализ. Методы количественной и качественной оценки экспериментальных данных. Интерпретационные методы.
В психодиагностическое исследование были включены следующие психодиагностические методики: тест диагностики школьной тревожности Филлипса, шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса).
Этапы проведения исследования:
- Подготовительный этап (сентябрь 2022 г. - февраль 2023 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
- Второй этап (март 2023 г. - май 2023 г.). Осуществлялся подбор
диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
- Третий этап (сентябрь 2023 г.- декабрь 2023 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Четвёртый этап (январь 2024 г. - март 2024 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
- Пятый этап (апрель 202у г.- май 2024 г.) Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
База исследования: МКОУ Абанская ООШ №1 п. Абан Красноярского края. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 10 - 11 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят расширить и углубить научные знания в области специальной психологии об особенностях школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: представленный в работе теоретический и диагностический материал, раскрывающий особенности школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, программа психологической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы в работе педагогами, психологами и другим специалистами, занимающимися с данной категорией школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 70 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Школьная тревожность является многообразным явлением в поведении детей младшего школьного возраста и зачастую маскируется под другие проблемы. Она приводит к сомнению в собственных способностях и возможностях. Такая тревога нарушает равновесие в учебной деятельности детей и вызывает дезорганизацию в их личностных структурах. Поэтому важно своевременно обнаружить данную проблему и провести коррекционную программу с детьми, что поможет снизить тревожность и сформировать адекватное поведение у школьников младшего возраста. Наличие повышенной тревожности может встречаться у разных детей, не исключением являются, и младшие школьники с задержкой психического развития [67, с. 20].
Повышение стресса, а, значит, и повышение уровня тревожности обучающихся, обуславливает современная общественная жизнь, ее динамичность и своеобразность. Проблема тревожности ребят младшего школьного возраста с ЗПР актуальна тем, что именно поступление в школьное время приводит к разным основным изменениям всех сфер развития ребенка, а именно в первую очередь эмоционально-личностной сферы. Эта проблема, трудно решаемая именно тем, что нередко родители, учителя и другие значимые взрослые, зная о возникающих проблемах, не придают этому должного значения [53, с 303].
В ходе проведенного исследования была проанализирована психо лого - педагогическая и методологическая литература. Были рассмотрены особенности школьной тревожности обучающихся младших классов с ЗПР и их эмоционально - волевая сфера. Для всех ребят младшего школьного возраста с ЗПР характерны многие проявления беспокойного поведения и тревожности. У них в школе могут наблюдаться скованность, напряжённость, пассивность, низкая самостоятельность и неуверенность в своих силах. Дети с ЗПР нередко испытывают трудности в собственных эмоциональных состояниях в различных ситуациях. Все это информирует об определённом недоразвитии их эмоциональной сферы, которое может являться довольно стойким.
В ходе проведенного исследования были раскрыты ключевые понятия исследования «тревога», «тревожность», «ЗПР». Дети с ЗПР тяжело переживают их неполноценное принятие близких людей, что собственно может стать поводом к развитию внутриличностных конфликтов и к отрицательным установкам. У ребят младшего школьного периода, столкнувшихся с затруднениями в процессе занятий, можно наблюдать проявление тревожности, выражающейся в изменении их высоких стандартов личности, самооценки, уверенности и решительности. Данные дети обладают невероятной чувствительностью к собственным ошибкам и реагируют на них резко. При этом, они готовы даже отказаться от занятий, которые им очень нравятся, если в них возникают трудности.
В представленной исследовательской работе было проведено эмпирическое исследование по выявлению школьной тревожности детей младшего школьного периода с ЗПР. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от 10 до 11 лет. По результатам представленного исследования можно сделать вывод, что в данной школе присутствуют дети, которые имеют повышенный и высокий уровень тревожности. У большинства детей тревожность проявляется в страхе самовыражения, в страхе проверки домашних заданий. Многие дети имеют проблемы и страхи во взаимоотношениях с педагогами. Страхи проявляются в межличностном напряжении, вегетативных реакциях. Таким детям необходима помощь педагога-психолога, который может провести с такими детьми психологическую коррекцию тревожности.
Нами была разработана и апробирована программа психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. программа включала в себя занятия на повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять своими эмоциями; снятие мышечного и эмоционального напряжения, налаживание взаимоотношений. Была реализована в течение двух месяцев.
После того как программа была апробирована, был проведен контрольный этап эксперимента.
В результате контрольного этапа эксперимента нами было установлено, что в контрольной группе по методике Сирса показатели остались прежними, средний уровень тревожности, как и прежде преобладал у 50 % детей. Данные учащиеся испытывают страх, волнение. Высокий уровень тревожности выявлен у 20% детей. Дети высокого уровня имеют достаточно или резко выраженные признаки: скованность, пугливость, плаксивость и агрессивность. Отличаются обидчивостью и др.
По методике «Шкала явной тревожности CMAS» в контрольной группе увеличилось число детей, имеющих несколько повышенным уровнем школьной тревожности. Дети с несколько повышенной тревожностью, чаще всего испытывают страх, волнения.
По методике «Тест диагностики школьной тревожности Филлипса» в контрольной группе показатели остались прежними. Дети демонстрируют, как и прежде переживание социального стресса, отмечается наличие страхов, связанных с обучением в школе, проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителями.
В экспериментальной группе после проведенной психокоррекционной работы по методике Сирса мы наблюдаем снижение процента учащихся с высоким и повышенным уровнем школьной тревожности. Дети стали более общительными и активными. Дети перестали испытывать эмоциональное напряжение.
По методике «Шкала явной тревожности CMAS» в экспериментальной группе произошло увеличение детей с умеренным уровнем тревожности и снижение процента ребят с повышенным и высоким уровнем тревожности. Дети стали уверенными в себе, стали принимать активное участие в жизни школы, что говорит о хорошей школьной адаптации.
По результатам контрольного эксперимента по методике «Тест диагностики школьной тревожности Филлипса» в контрольной группе показатели произошло увеличение детей с умеренным уровнем тревожности и снижение процента ребят с повышенным и высоким уровнем тревожности. Дети перестали испытывать страхи связанные с обучением в школе, повысилось их социальная активность.
После реализованной нами психокоррекционной программы, школьная тревожность у данной категории испытуемых - снизилась. Таким образом, программа психологической коррекции школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития оказалась эффективна. Цель и задачи выполнены в полном объеме.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. - Изд. испр. и доп. - Москва: Прометей, 2018. - 705 с.
2. Акимова, М. К., Козлова В. Т. Психологическая диагностика умственного развития детей. - М.: Юрайт, 2024. 266 с.
3. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 150 с.
4. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013. - 141 с.
5. Асильдерова, М. М. Социально-психологическое сопровождение
адаптационного периода младших школьников. Учебное пособие. - М.:
Директмедиа Паблишинг. 2023. - 213 с.
6. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 153 с.
7. Безруких, М М. Трудности обучения в начальной школе: причины,
диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
8. Беляева, Е.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего
школьного возраста методом сказкотерапии / Е.В. Беляева, И.В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно - технического знания. - 2015. - № 1 (4). - С. 85-88.
9. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт. 2023. - 358 с.
10. Блажена, Н. В. Нивелирование школьной тревожности средствами арт-
терапии / Н. В. Блажена, О. В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов. -
Екатеринбург, 2015 - С. 7-10.
11. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
12. Буторин, Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно - методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г.Г. Буторин. - Челябинск: АТОКСО 2004. - 112 с.
13. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
14. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / М. - 1973 г.
15. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский ; под редакцией Б. А. Сосновского. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 359 с.
16. Волкова, С. Н. Психотерапевтические методы в групповой коррекции тревожности младших школьников / С. Н. Волкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - № 1. - С. 211-214.
17. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 281 с.
18. Выготский, Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 520 с.
19. Гиппенрейтер, Ю.Б., Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2015. - 352 с.
20. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 295 с.
21. Гофман, Е.А. Взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов / Е.А. Гофман, С.Е. Мухина // Молодежь и /СПб.: Питер 2008. - 400с.
22. Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков / сост. Н. А. Литвинов. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. - 52 с.
23. Долгова, В.И., Аркаева, Н.И., Капитанец, Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография./В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
24. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 183 с.
25. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. - М.: Едиториал УРСС. 2019. - 166 с.
26. Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ.вузов / Б.В. Зейгарник. - 2-е изд., стереот. - М.: Академия, 2003.-208с.
27. Коротовских, Т. В. Основные направления коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития / Т. В. Коротовских // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №18. - С. 75 - 80.
28. Кузнецова, Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников // Гаудеамус. - 2019. - №3 (41). - С. 91-93.
29. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития: учебник. - М.: Эксмо, 2019. - 176 с.
30. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 134 с.
31. Лозинский, А. С. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе / А. С. Лозинский, Е. В. Булычева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 16 (135). - С. 303-304.
32. Лубовский, В.И. Специальная психология (учебник). - 2009 г. - 146 с.
33. Маккей, М. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники / М. Маккей, М. Скин, П. Фаннинг; пер. с англ. М.В. Харлановой. - Санкт-Петербург: Весь, 2018. - 247 с.
34. Мамайчук, И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.
35. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. - 2¬е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 350 с.
36. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. -Москва- Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 268 с.
37. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / сост. О. В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
38. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
39. Минимуратова, А.И. Тревога и тревожность в период младшего школьного возраста / А.И. Минимуратова, Ю.В. Кузнецова // Весенние психолого- педагогические чтения. - 2021. - С. 119-123.
40. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва. ВЛАДОС. 2001. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
41. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова.
- Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 460 с.
42. Ожогова, Е.Г. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 314-317.
43. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 408 с.
44. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. - 372 с.
45. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное
психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
46. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 256 с.
47. Подольский, А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. - М.: Юрайт. 2024. - 125 с.
48. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 380 с.
49. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург. 2007. - 192 с.
50. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: Модэк, 2000. - 304 с.
51. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 435 с.
52. Романенко, С. Тревожность в младшем школьном возрасте: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 253 с.
53. Руденский, Е. В. Психология ненормативного развития личности. -М.: Юрайт. 2023. 178 с.
54. Самыгин, С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2024. - 320 с.
55. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 235 с.
56. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2018. - № 6. - С. 130-138.
57. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 384 с.
58. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 227 с.
59. Терехина, Т.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2013. - 198 с.
60. Узнадзе, Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. - М.: Амрита-Русь. 2023. - 268 с.
61. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 201 с.
62. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 367 с.
63. Чекина, Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. - М.: Лань.2018. 304 с.
64. Чернявская, А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт. 2019. 174 с.
65. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - 159 с.
66. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 457 с.
67. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 457 с.
68. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 2018 с.
69. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. Санкт-Петербург, 2002. 64 с.
70. Эриксон, Э. Г. Детство и общество.Санкт-Петербург: изд-во Летний сад, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ