Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор изучения проблемы межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития 7
1.1 Проблема изучения межличностных отношений в психологии 7
1.2. Психологическая характеристика младшего школьника с задержкой психического развития 11
1.3. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития 28
2.1. Организация, методы, и методики исследования межличностных
отношений младших школьников с задержкой психического развития 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание программы психологической коррекции межличностных
отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 45
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 50
Выводы по третьей главе 57
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 71
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования связана с тем, что характер межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития определяет успешность социализации, однако ее развитие происходит в осложненных условиях. Недостаток исследований, посвященных технологиям коррекции и развития межличностных отношений детей с задержкой психического развития, определяет интерес к данной проблеме.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с отклонениями в развитии (Д. В. Зайцев, А. В. Мудрик, С. А. Козлова). Поэтому изучение межличностных отношений и поиски средств их оптимизации является важнейшей задачей специальной психологии.
Общение в младшем школьном возрасте и формирование у ребенка межличностных отношений путем развития коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок может познавать окружающий мир, учится проявлять добро, учиться сопереживать, узнает правила общения в обществе и выстраивать взаимоотношения с людьми. Благодаря общению ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности, а также через общение с окружающими людьми, совершенствует все свои высшие познавательно-деятельностные способности и коммуникативные умения.
Проблема исследования: рассматривая вопрос межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития следует отметить, что данная тема является наиболее актуальной в наше время. Переход ребёнка в школьную сферу является для него переломным жизненным моментом. Проблема состоит в том, что тема межличностных отношений младших школьников с ЗПР недостаточно изучена, а численность детей с отклоняющимся развитием возрастает. Одним из наиболее эффективных методов решения данной проблемы является более глубокое изучение межличностных отношений младших школьников с ЗПР, а также, на основе этого, построение и проведение действенной психологической коррекционной программы, которая позволит повысить уровень их навыков общения.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на их развитие.
Объект исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выделить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют трудности в общении. Использование разработанной нами программы окажет положительное влияние на развитие умений в области межличностных отношений у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: теории о способах развития и изучение межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР (б.Быковская Е., Трошина А., Хузеева Г. (2019), Л.С Выготский (1998), А.Н. Леонтьев (1983), Е.А. Смирнова (2008)).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ общей и специальной психолого - педагогической литературы); эмпирический (психодиагностические методы: тестирование, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
Так же были проведены такие методики, как:
1. «Мой класс», Лусканова Н.И.
2. «Цветовая социометрия», М.Ионова.
3. «Оценка привлекательности классного коллектива», К.Э. Сишор.
База исследования: Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЭГО», г. Красноярска. Выборку составляли учащиеся 1 класса в количестве 20 человек. Возраст испытуемых 7 -8 лет. Все дети имеют диагноз задержка психического развития, согласно заключениям ПМПК.
Этапы реализации исследования:
1 этап - исследование и анализ психологической литературы по проблеме исследования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2 этап - осуществление подбора диагностических методик. Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ полученных результатов исследования.
3 этап - составление и апробация программы психологической коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
4 этап - проведение контрольного этапа эксперимента, анализ результатов исследования, определение эффективности программы.
5 этап - формирование общих выводов на основе проведённого исследования. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что данное исследование поможет расширить представление об особенностях межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: полученные результаты данного исследования в дальнейшем могут быть полезны педагогам и психологам для коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 75 источников, приложения. Общий объем составляет 70 страниц.
На основе изученной литературы и полученной на её основе информации, нами был сделан вывод, что проблема низкого уровня навыков межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития является актуальной в силу особенностей их развития и сформированности эмоционально-волевой сферы и поведения. Также нами было выявлено, что данная проблема в психологии мало изучена, и на основе этого в современности возникают сложности в работе с детьми, имеющими ЗПР. Проблема требует более глубокого изучения, а также нахождения продуктивных методов коррекции межличностных отношений.
Для более глубокого изучения проблемы нами было изучено множество трудов различных авторов, анализирующих и изучающих проблему общения среди младших школьников с задержкой психического развития. Анализ литературы позволил сделать вывод, что младшие школьники с ЗПР чаще всего предпочитают оставаться в стороне в группе сверстников, им присущи такие качества как замкнутость, низкая развитость эмпатии и рефлексии, отчуждённость, низкая самооценка и т.д.
Нами было отобрано 20 детей, имеющих диагноз ЗПР, учащихся 1 класса, и разделено на 2 группы -экспериментальную и контрольную, с целью отслеживания динамики уровня межличностных отношений.
В результате констатирующего этапа эксперимента удалось выяснить, что в экспериментальной группе уровень межличностных отношений намного ниже, нежели в контрольной. Дети и одной и второй группы имели трудности в общении, сложности взаимодействия в группе, в парах, предпочитали одиночество, вместо общения со сверстниками.
Для улучшения навыков межличностных отношений детей младшего школьного возраста нами была разработана и использована программа психологической коррекции.
Программа включает в себя следующие направления: работа с выражением собственных мыслей, обучение правильно подбирать выражения и соотносить с собственными чувствами; научить ребёнка понимать чувства и эмоции окружающих; работа над адаптивностью; помощь в поднятии статуса в коллективе; помощь в развитии таких сторон как эмпатия, рефлексия, сочувствие, доверие и т.д.
Основой психокоррекционной программы стала игра, т.к. именно эта деятельность ближе ребёнку с ЗПР в силу особенностей его развития.
В результате контрольного эксперимента было выявлено, что результаты контрольной группы не были подвержены серьёзным изменениям, в целом показатели остались неизменными. У детей всё также сохранялись сложности и трудности взаимодействия со сверстниками.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика улучшения навыков межличностных отношений. Так, наблюдается рост числа детей, относящих себя к числу высокого или хорошего уровня адаптивности. У таких детей отмечается желание работать в группах, нежели по одиночке. Следовательно, развились такие черты как повышение уровня адаптации, общительность, эмпатия, рефлексия, желание и умение строить коммуникацию, активность в группе, повысилось число обучающихся с хорошим положением в классе, развилось вербальное и невербальное общение и т.д.
В ходе проведённого исследования можно сделать вывод, что разработанная и апробированная нами программа психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является эффективной. Поставленная гипотеза подтвердилась. Преследуемые нами задачи достигнуты в полной мере.
1. Абдулганиева С. А., Елиференко А. В., Оганнисян Д. А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений детей с задержкой психического развития.//Ответственный редактор: ИВ Иванченко Редакционная коллегия. - 2021. - С. 282.
2. Авдеева Т. И. развитие и коррекция межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития //Актуальные вопросы психологии. - 2016. - №. 11. - С. 4-4.
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2 Изд-во: Санкт - Петербургского университета 2007.
4. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- С. 65 - 73; 79 - 80; 111 - 113.
5. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- С. 65 - 73; 79 - 80; 111 - 113.
6. Асильдерова М. М., Шихвердиев И. Специфика процесса социализации у детей с задержкой психического развития //Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г. - Directmedia, 2018. - С. 153.
7. Бевз Е. А. Особенности использования игровой деятельности в развитии межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития//социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. - 2020. - С. 58¬62.
8. Белкина И. Н., Слащинин С. А. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития //Проблемы науки. - 2017. - №. 11 (24). - С. 107-109.
9. Булатова О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР //авто-реф. дис.... канд. психол. наук/ОВ Булатова. -Н. Новгород. - 2007.
10. Бучкина И. П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития //автореф. дисс.... канд. псих. наук/ИП Бучкина. - 2003.
11. Бушина Т. М., Фурсова Д. В. Психологические аспекты межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.//Единство и идентичность науки:проблемы и пути решения: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Тюмень, 08 февраля 2018)./в 2 ч. Ч. 2. - 2018. - С. 94.
12. Быковская Е., Трошина А., Хузеева Г. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. - Litres, 2019.
13. Войлокова Е. Ф. Современный образовательный процесс в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ. - 2018.
14. Выготский Л .С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
15. Гайфуллина Л. К. Трудности межличностного взаимодействия со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Академия социального управления, 2015. - №. 1. - С. 1994-2000.
16. Герасимова О. Ю. Психоэмоциональный статус детей с задержкой психического развития и межличностные отношения в их семье //Вестник Челябинской областной клинической больницы. - 2013. - №. 3. - С. 22.
17. Гилёва А. Н. Совершенствование межличностных отношений со сверстниками в коллективе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития : дис. - 2017.
18. Гольдфарб О. С., Ворожищева М. В. Психолого-педагогическая коррекция статусного положения младших школьников с задержкой психического развития//Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества: Сборник научных статей Между. - 2018. - С. 282.
19. Гринина Е. С. Межличностные отношения детей с ЗПР в контексте гуманизации образовательного пространства //Гуманизация образовательного пространства. - 2016. - С. 917-924.
20. Денисова А. В. Особенности проявления агрессивности у младших школьников с ОВЗ в системе межличностных отношений. - 2019.
21. Джейранова С. Д. Сравнительный анализ механизмов установления межличностных отношений у младших школьников с ЗПР и нормативным развитием //Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. - 2019. - С. 29-33.
22. Джейранова С. Д., Колесников И. Н., Кузьмина А. Б. Особенности формирования межличностных отношений у младших школьников в условиях инклюзивного образования //Образование и педагогика: актуальные вопросы. - 2020. - С. 89-101.
23. Додонова А. В. Совершенствование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психическог о развития.//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2013. - С. 212-214.
24. Додонова А. В., Алмазова О. В. Психотерапевтические методы в оптимизации межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.//Аспекты психолого¬педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - С. 172-212.
25. Журавлева А. А. Актуальные проблемы семьи ребёнка с ограниченными возможностями и пути их преодоления //Актуальные
проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. - 2018. - С. 172-178.
26. Закиров А., Байсубанова В. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития //Известия ВУЗов Кыргызстана. -
2016. - №. 10. - С. 138-141.
27. Защиринская О. В., Лаптева А. В. Специфика представлений о дружеских отношениях у младших школьников с нарушениями интеллекта //Научное мнение. - 2017. - №. 7-8. - С. 74-79.
28. Зволейко Е. В. Промежуточная оценка метапредметных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР //Образование и воспитание. - 2015. - №. 4. - С. 71-75.
29. Иванова А. И. Межличностное взаимодействие со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития как проблема исследования //Студент-Исследователь-Учитель. - 2020. - С. 1065-1069.
30. Казанович М. И. Классный коллектив как фактор социализации подростков.
31. Касаткина К. М. Особенности межличностных отношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития//Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 126-129.
32. Клех А. Э. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2015. - С. 113-116.
33. Клех А. Э. Содержание работы специального психолога по оптимизации межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития : дис. - 2017.
34. Коротаева А. И., Мезнева С. С. Взаимосвязь социометрического статуса и учебной мотивации у младших школьников //Наука и инновации в 21 веке: актуальные вопросы, достижения и тенденции развития. - 2017. - С. 167-169.
35. Короткова Е. В., Григорьев Д. В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР //Царскосельские чтения. -
2017. - Т. 2. - С. 329-332.
36. Кручинина Н. С. Особенности эмоционального отношения младших школьников с задержкой психического развития к сверстникам в зависимости от социометрического статуса.//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2018. - С. 288-290.
37. Кузнецова С. С., Смолярчук И. В.Межличностные отношения в семьях, воспритывающих детей с задержкой психического развития.//Научные исследования XXI века. - 2020. - №. 6. - С. 339-343.
38. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.
39. Курдыбахо А. А. Теоретические аспекты межличностных отношений детей с задержкой психического развития.Молодежь и наука 21 века. - 2018.
40. Леонтьев А.Н Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986
41. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 - х т. М., 1983.
42. Мамайчук И. И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2012. - Т. 5. - №. 1.
43. Манапова Е. А. Особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования//Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы. - 2017. - С. 160-163.
44. Никишина В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - Litres, 2017.
45. Омарова П. О. Характеристика социального развития детей с задержкой психического развития //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2010. - №. 125.
46. Осипова А. А. Общая психокоррекция //М.: ТЦ «Сфера. - 2000.
47. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений //М.: Творческий Центр Сфера. - 2002.
48. Певзнер М. С., Чупров Л. Ф. Формализованный вопросник- характеристика неуспевающего младшего школьника //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - №. 1-1.
49. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. - М.: УЦ
«Перспектива», 2014. - 96с.
50. Плаксина Н. А. Межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции //Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования. - 2013. - С. 212-216.
51. Поминова А. М. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста посредством занятий с элементами тренинга //Электронный научный журнал. - 2018. - №. 1. - С. 49-53.
52. Попова-Денисова С. В. Развитие межличностных отношений у младших школьников //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №. 41. - С. 109-113.
53. Поярова Т. А., Дорожко М. В. Оптимизация межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития //Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. - 2020. - С. 129-130.
54. Приказ М. Р. Ф. от 19.12. 2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[Электронный ресурс] //URL: http://fgos-ovz. herzen. spb. ru/wp- content/uploads/2015/02/npnKa3-1598-OT-19.12. - 2014.
55. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2014. - 336 с.: ил. - (Азбука психологии).
56. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений //Ярославль: НПЦ «Психодиагностика. - 1992.
57. Сахановская О. Н. Понятие межличностных отношений младших школьников //Гуманитарный научный журнал. - 2017. - №. 1.
58. Свечникова Н. С., Калинина А. А. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Наука, техника и образование. - 2018. - №. 3 (44). - С. 57-60.
59. Севостьянова С. С., Бродельщикова Л. Е. Коррекционно- педагогическая работа по развитию межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития. - 2019.
60. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
61. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной
компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. - М., 2008. С. 58 - 65.
62. Староверова М. и др. (ред.). Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - Litres, 2018.
63. Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития //Специальное образование. - 2007. - №. 8.
64. Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития //Специальное образование. - 2007. - №. 8. - С. 52-59.
65. Столяренко Л. Д. Основы психологии Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов - на - Дону Изд - во «Феникс», 2000 - 642 с.
66. Труфанова Г. К., Нугаева О. Г. Возрастная динамика межличностных отношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2011. - С. 268-271.
67. Хизгияева Н.В. Психологические особенности развития
коммуникативной культуры формирующейся личности:
дисс....канд.псих.наук. - М. 2014. - 312с.
68. Хузеева Р.Г. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности школьника. М: Изд. Владос, 2014. - 80 с. (Серия «Психолог - педагогическое сопровождение ребенка)
69. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; 107
Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.: ил. (Серия
«Новые стандарты»).
70. Цеюкова Е. А. Алгоритм методической работы педагога-
психолога с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования//Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления
исследования: сборник статей. - 2017. - С. 142.
71. Черняева Д. Н. младшего школьного возраста с ЗПР //Главный редактор: НА Краснова Технический редактор: ЮО Канаева. - 2019.
72. Шарков Ф. Коммуникология: основы теории коммуникации. - Litres, 2019.
73. Шешукова Н. Н. Влияние уровня развития ученического коллектива на межличностные отношения младших подростков с задержкой психического развития.//Вестник КГУ им. НА Некрасова. - 2012. - Т. 18. - С. 110.
74. Шешукова Н. Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с проблемами в развитии //Вестник Вятского государственного университета. - 2008. - Т. 3. - №. 3. - С. 168-172.
75. Шешукова Н. Н. Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках //Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №. 4. - С. 163-166.