Введение 3
Глава_1.Теоретические основы проблемы коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития 7
1.1 Мышление как высший познавательный психический процесс 7
1.2 Понятие о задержке психического развития. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 16
1.3 Подходы к изучению мыслительной деятельности 25
1.4 Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
психического развития 31
Выводы по первой главе 38
Глава_2. Сравнительные данные экспериментального изучения особенностей мышления у младших школьников с задержкой психического развития 41
2.1 Задачи и методики констатирующего эксперимента 41
2.2 Выявление уровня развития мышления младших школьников с
задержкой психического развития 45
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
Выводы по второй главе 52
Глава 3. Психологическая программа коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития 54
3.1 Апробация психологической программы коррекции мышления
младших школьников с задержкой психического развития 54
3.2 Определение эффективности психологической программы коррекции
мышления младших школьников с задержкой психического развития 60
Выводы по третьей главе 68
Заключение 70
Библиография 75
Приложение 84
Актуальность темы исследования заключается, в том, что в настоящее время в сфере школьного образования особую важность приобретают вопросы умственного развития детей, в том числе младших школьников с задержкой психического развития.
В настоящее время можно отметить, что формирование мышления именно в младшем школьном возрасте отдается главная и особенная роль, в начале школьного пути развитие и формирования мышления выходит на главную цель именно с точки психического развития и формирования ребенка и тем самым определяется, как главный фактор во всей системе всех психических функций, которые в свою очередь под воздействием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Также стоит отметить, что фундамент развития ребенка со стороны умственного фактора в младшем школьном возрасте формируется еще в начале дошкольного возраста. Следовательно, одним из главных факторов развития детской психологии и образования, выступает именно определение методов, средств, условий развития у детей с задержкой психического развития основных видов мышления, его мыслительных операций.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей актуальности и в настоящее время. Особенности развития наглядно¬образного мышления у детей с задержкой психического развития изучали: Е. В. Имамиева, С. Я. Рубинштейн, Л. Н. Блинова, Т. В. Егорова, К. Новакова, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. К. Сиволапов и другие. Г. И. Щукина отмечает, что проблема развития наглядно-образного мышления, являясь актуальной, тем не менее, остается одной из сложных, однозначно не решенных проблем в современной психолого-педагогической науке [12].
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного содержания представлений с окружающей действительностью. Безусловно, от уровня сформированности наглядно- образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Цель работы - разработать психологическую программу коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
2. Представить сравнительные данные экспериментального изучения особенностей мышления у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Провести экспериментальную работу по реализации
психологической программы коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Объект работы - мышление младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет работы - процесс коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что программа,
направленная на коррекции наглядно-действенного, наглядно- образного и логическое мышление, а также умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе, позволит повысить уровень мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты и тестирование по методикам:
- методика «Исследование мышления» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);
- «Обведи контур» (Немов Р. С.);
- «Пройди через лабиринт» (Немов Р. С.);
- Методика «Четвертое лишнее» (Е.Л.Агаева).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённые особенностям развития мышления детей с ЗПР (Л.А. Венгер, Дж. Брунер, Д. Векслер, Л.С. Выготский, Н.Е. Веракса, Б. Инельдер, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, Н.Н. Поддьяков, И.Б. Шиян и др.).
Организация исследования: исследование проводилось в несколько этапов в период с 2019 по 2021 г.:
1. Подготовительный этап: подбор и анализ общей и специальной психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; подбор методов и методик исследования. (Октябрь 2019 - июнь 2020);
2. Констатирующий этап: реализация констатирующего эксперимента по изучению уровня мышления младших школьников с задержкой психического развития с помощью отобранных психодиагностических методик с последующей количественной и качественной обработкой полученных результатов исследования. (Сентябрь 2020 - февраль 2021);
3. Формирующий этап: разработка и реализация психологической программы коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития. (Февраль 2021 - апрель 2021);
4. Контрольный этап: реализация контрольного эксперимента, анализ полученных результатов и оценка эффективности разработанной психологической программы по коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, формулирование выводов. (Апрель 2021 - май 2021).
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназии №4, г. Красноярск.
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в составе 10 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и углублении существующих научных представлений по проблеме мышления младших школьников с задержкой психического развития, а также состоит в теоретическом обосновании научно-методологических основ психологической программы мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в расширении и углублении эмпирических исследований по проблеме мышления младших школьников с ЗПР в результате получения новых качественных и количественных данных, которые могут быть использованы психологами, учителями. Психологическая программа коррекции мышления младших школьников с ЗПР может быть рекомендована психологам, педагогам, и другим специалистам, которые работают с младшими школьниками с ЗПР.
В настоящее время можно отметить, что формирование мышления именно в младшем школьном возрасте отдается главная и особенная роль, в начале школьного пути развитие и формирования мышления выходит на главную цель именно с точки психического развития и формирования ребенка и тем самым определяется, как главный фактор во всей системе всех психических функций, которые в свою очередь под воздействием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Также стоит отметить, что фундамент развития ребенка со стороны умственного фактора в младшем школьном возрасте формируется еще в начале дошкольного возраста.
Рассматривая мышление как высший познавательный психический процесс стоит отметить, что данный процесс рассматривает целый ряд наук, таких как: логики, философии, психологии, педагогики, исходя из этого в настоящее время не выделено общепринятого подхода к данному процессу и каждый автор трактует его со своей позиции. Проводя анализ мышления необходимо отметить, что со стороны психологии, данный процесс рассматривается именно со стороны нехватки знаний, которые недополучает индивид, на основе именно критериев и процессов непосредственного чувственного познания, что в свою очередь и является процесс восприятия и ощущения.
Работы О. Кюльпе в составе Н. Аха, К. Бюлера и др., положили начало экспериментально-психологическому исследованию мышления, где были выделены специфические отличия мышления; цельность, активность, направленность, отсутствие связи с наглядными безобразными элементами.
Мышление как навык, который можно изучить и развить. Что позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности. В гештальт психологии мышления рассматривалось как целостный процесс восприятия в структуре личности. Генетический подход Ж. Пиаже, рассматривает мышление во взаимосвязи с речью как функциональное единство интеллекта. В понимание интеллекта как двойственной природы, основывающейся на биологическом восприятие и логическом равновесии. По мнению Ж. Пиаже, этот принцип равновесия складывается из ассимиляции основанного на решение проблемной ситуации с помощью имеющихся схем действия, и аккомодации как процесса в изменение схем применительно к новой ситуации, что в свою очередь обеспечивает способность в развитие и выработки новых схем.
В исследованиях была обнаружена целостность мышления, способность к воспроизведению мыслительных процессов, имевших место в прошлом. Мышление, которое человек приобретает как навык в результате адаптации и социализации, возникающий на каждом этапе выработки новых схем для решения возникающих ситуаций.
В деятельностном подходе А. Н. Леонтьева, мышление рассматривается в контексте сознания. Автор подчеркивает тот факт, что человеческая жизнь есть система сменяющих друг друга деятельностей. Эволюционный процесс развития мышления есть развитие предметного содержания раскрывающийся в деятельности.
Задержка психического развития или сокращенно ЗПР - группа состояний характеризующихся равномерным (все сферы психики) или неравномерным (отдельные сферы психики) отставанием психического развития от сроков условной нормы.
Рассматривая задержку психического развития в целом, стоит обратить внимание на авторов Т.А. Власова и М.С. Певзнер, которые в своем исследовании представляли анализ такого вопроса, который заключался в том, что какое место или какую роль имели именно развитие эмоционального характера и нейродинамические расстройства в целостном определении, развитии и формировании личности ребенка с ЗПР. В своем исследовании авторы смогли выделить, а также определить ЗПР, которая по своей сути может возникать и развиваться именно на базе психического и психофизического инфантилизма. А те в свою очередь, могут развиваться и возникать на базе определения, формирования и развития некоторых отрицательных факторов ЦНС, которые имели место быть именно в период беременности.
На основе данного исследования данные авторы также выделили такой вид ЗПР при котором развитие и формирование данного процесса идет именно на начальных этапах жизни ребенка, которые наступают в связи с отрицательными факторами, следовательно, которые по своей сути спровоцировали и оказали воздействие на ребенка. Научные исследования патогенетических механизмов и их особенности смогли повлиять на исследования, и учёные смогли более полно определить прогнозы, а также в целом ЗПР. На основе этого ученые смогли, например определить, что некоторые формы ЗПР необходимо корректировать с помощью различных средств и специальных методов, а некоторые формы ЗПР не нуждаются в коррекции специальными методами.
Целью экспериментального изучения, является изучение особенностей мышления у младших школьников с задержкой психического развития. Исследование проходило на базе: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа». В исследование приняло участие 10 детей первого класса, которые имеют диагноз ЗПР (форма 7.1).
Тестирование осуществлялось по следующим методикам:
- методика «Исследование мышления» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);
- «Обведи контур» (Немов Р. С.);
- «Пройди через лабиринт» (Немов Р. С.);
- Методика «Четвертое лишнее» (Е.Л.Агаева).
После подбора диагностических материалов, было проведено изучение уровня развития мышления младших школьников с задержкой психического развития.
У 40% испытуемых (4 чел.) был определен средний уровень, на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек.
10% (1 чел.) продемонстрировали высокий уровень, в целом на выполнение задания у ребенка ушло от 90 до 105 сек.
60% (5 чел.) определён низкий уровень, у них на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что у 40% испытуемых определен средний уровень, задание выполнено детьми за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, дети 5-6 раз дотронулись до его стенок.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень не был определен ни у одного из испытуемых. 50% продемонстрировали низкий и средний уровень.
На основе полученных результатах можно сделать вывод, что 60% испытуемых продемонстрировали низкий уровень, дети решили задачу за время от 2,5 до 3 минут.
40% продемонстрировали средний уровень, дети решили задачи за время от 2 до 2,5 минут.
Данные, полученные на констатирующем этапе при обследовании по выбранным диагностическим методикам, свидетельствуют о недостаточном уровне мышления младших школьников с задержкой психического развития, что подтверждает необходимость проведения коррекционной работы в данном направлении.
Для повышения уровня развития мышления младших школьников с задержкой психического развития была разработана психологическая программа коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития. Цель программы: коррекция мышления младших школьников с задержкой психического развития. Программа рассчитана на 34 часа, длительность занятия составляет 40 мин.
Для определения эффективности психологической программы коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития был проведен контрольный этап исследования с помощью ранее представленных методик. Сравнивая результаты можно отметить, что у 60% испытуемых (4 чел.) был определен средний уровень, на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек.
Сравнивая результаты можно отметить, что у 60% испытуемых (4 чел.) был определен средний уровень, на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. 20% (2 чел.) продемонстрировали высокий уровень, в целом на выполнение задания у ребенка ушло от 90 до 105 сек. 20% (5 чел.) определён низкий уровень, у них на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень был определен у одного испытуемого на контрольном этапе. 60% продемонстрировали средний уровень. Низкий уровень уменьшился и был определен у 40% испытуемых.
Далее результаты, полученные на контрольном этапе были математически обработаны с помощью t-критерия Стьюдента.
На основе математической обработки был сделан вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно - программа, направленная на коррекции наглядно-действенного, наглядно- образного и логическое мышление, а также умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе, позволит повысить уровень мышления младших школьников с задержкой психического развития.
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования [Текст] // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №. 1 (26). - С. 271-274.
2. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М. : Наука, 2017. - 246 с.
3. Барановская, О.Г. Развитие мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Постулат. - 2021. - №. 4s. - С. 259-265.
4. Бархатова М.А. Вопросы активизации коммуникативного навыка у младших школьников с ЗПР [Текст] // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - 2017. - С. 194-200.
5. Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст] / Т.В. Башаева. - Москва: РГГУ, 2017. - 176 с.
6. Белошистая А. Развитие логического мышления школьников на вербальном материале [Текст] // Школьное воспитание. - 2019. - №. 5. - С. 25.
7. Белошистая А.В. Развитие логического мышления школьников [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 129 с.
8. Бичева И.Б., Мамсина А.А. Развитие логического мышления у детей школьного возраста [Текст] // Мир педагогики и психологии. - 2019. - №. 10. - С. 29-35.
9. Болдырева В.Э. Хайрулина Э.Ю. Формирование
коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках социально-бытовой ориентировки [Текст] // Аллея науки. - 2018. - Т. 8. - №. 5. - С. 1050-1053.
10. Болтаева Г.С. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников [Текст] / Г. С. Болтаева // Социальный стресс как познавательная и прикладная проблема. - Омск : Омская юридическая академия, 2016. - С. 113-117.
11. Бурачевская О.В. Формирование пространственных
представлений и пространственного мышления у школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования. - 2016. - С. 202-205.
12. Варфоломеева Е.П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших школьников [Текст] / Е. П. Варфоломеева // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 1. - С. 35-37.
13. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюкова З В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления школьников с ЗПР [Текст] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - №. 1. - С. 54-64.
14. Голубева Г.Ф. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских способностей и когнитивного развития школьников [Текст] // Вестник Калужского университета. - 2016. - №. 2. - С. 29-36.
15. Голубь О.В., Туманина К.В., Амирова А.И. Особенности коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития [Текст] // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2020. - №. 3. - С. 61-65.
16. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Лялина И.И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития [Текст] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2016. - №. 1 (11). - С. 192-194.
17. Григорьев, Д.В., Короткова Е. В. Характерные особенности общения детей с ЗПР [Текст] // XXIII Царскосельские чтения. - 2019. - С. 155-159.
18. Гринина Е.С. Межличностные отношения детей с ЗПР в контексте гуманизации образовательного пространства [Текст] // Гуманизация образовательного пространства. - 2016. - С. 917-924.
19. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей школьного возраста с ЗПР [Текст] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - Т. 8. - №. 6-2. - С. 12-17.
20. Дмитриева Е.Е. Развитие общения детей и отношения к сверстнику у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Е. Дмитриева, О. Н. Двуреченская // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-8. - С. 293-299.
21. Духнова С.Г. Рекомендации специалистов по коррекции и развитию мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Постулат. - 2019. - №. 6. - С. 259-265.
22. Елизарова Т.В. Развитие познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития с помощью информационно-коммуникационных технологий [Текст] // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и НПРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. - №. 1. - С. 327¬335.
23. Есипова Д. ., Кацеро А.А. К вопросу о возможностях развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Донецкие чтения 2019: образование, наука. - 2019. - С. 259-265.
24. Жавнерко А.П. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в контексте их социализации [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №. 2 (59). - С. 100-108.
25. Зайцева О.Ю. Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления школьников с ЗПР [Текст] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - №. 1 (14). - С. 32-36.
26. Зебзеева В.А. Современные подходы к организации обучения школьников с ЗПР [Текст] // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - С. 130-136.
27. Золоткова Е В., Тюрина Е.В. Формирование познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. 58-3. - С. 277-280.
28. Кащенко Е.С., Кучеренко С.В. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР [Текст] // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - 2017. - С. 192-194.
29. Кокаева А.В. Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2018. - С. 277-280.
30. Короткова Е.В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР [Текст] / Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев // Царскосельские чтения. - 2017. - Т. 2. - С. 59-86.
31. Короткова Е.В., Григорьев Д.В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР [Текст] // Царскосельские чтения. - 2017. - Т. 2. - С. 33-39.
32. Костенкова Ю. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития [Текст] / Ю. Костенкова. - М. : Litres, 2017. - 311с.
33. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления школьников [Текст] // Гуманитарные науки. - 2019. - №. 1 (45). - С. 28-34.
34. Лемеш, А.Е., Минеева Е.А. Особенности социально-коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С. 242-245.
35. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие /
А. Р. Лурия. - М., 2016. - 320 с.
36. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника [Текст] // Балканско научно обозрение. - 2018. - №. 1. - С. 14-16.
37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2017. - 752 с.
38. Марихин С.В., Выборная А.В. Некоторые аспекты социализации детей с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. - 2018. - С. 63-65.
39. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности [Текст] // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №. 2 (121). - С. 496-497.
40. Межличностное восприятие в группе [Текст] / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : МГУ, 2017. - 292 с.
41. Мелехова В.М., Смолярчук И.В. Особенности социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Гаудеамус. - 2019. - Т. 18. - №. 1 (39). - С. 155-159.
42. Мясищев В.А. Психология отношений [Текст] / В. А. Мясищев. - М. : МОДЭК, 2016. - 356 с.
43. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии [Текст] / М. Л. Наумова // Социосфера. - 2017. - № 4-1. - С. 121-128.
44. Немов Р.С. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. : Питер, 2017. - 680 с.
45. Новикова О.Н. Логическое мышление школьников [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - №. 3. - С. 148-149.
46. Носонова И.Н. Развитие связной речи младших школьников с задержкой психического развития на основе анимистических представлений [Текст] // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития. - 2019. - С. 205-208.
47. Орлов В.А. Влияние особенностей межличностных отношений учащихся-подростков на успешность их обучения в школе [Текст] /
B. А. Орлов // Социальная психология в образовательном пространстве: Научные материалы I Международной научно-практической конференции. - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. - С. 160-162.
48. Плаксина Н.А. Межличностные отношения младших
школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции [Текст] / Н. А. Плаксина // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования : Материалы научно-практической конференции. - М. : Московский государственный областной гуманитарный институт, 2015. - С. 212-216.
49. Платохина Н.А., Абашина Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования [Текст] // Концепт. - 2017. - №. 10. - С. 33-39.
50. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания [Текст] /
C. Д. Поляков. - М. : Новая школа, 2016. - 160 с.
51. Полякова А.Н. Современные проблемы социализации детей раннего возраста с задержкой психического развития [Текст] // Наука и образование: проблемы и перспективы. - 2020. - С. 309-318.
52. Попова Л.А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях [Текст] / Л. А. Попова // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере», 2016. - С. 300-303.
53. Развитие образного мышления школьника в процессе наглядного моделирования [Текст]: монография / А.И. Савенков О.В. Цаплина Н.Б. Полковникова, П.В. Смирнова Н.С. Муродходжаева, Т.Д. Савенкова ; науч. ред. О.В. Цаплина. - М. : НИЦ арт, 2019. - 121 с.
54. Репринцева Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Репринцева, А. В. Галич // BaikalResearchJournal. - 2017. -№. 1. - С. 72-81.
55. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : практич. пособие в 2 ч. / Е. И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 205 с.
56. Румянцева М.М. Коррекция нарушений межличностных отношений у детей школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии [Текст] / М. М. Румянцева. - М. : Педагогика, 2019. - 200 с.
57. Савельева П.Г., Смолярчук И.В. Развитие мышления у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях [Текст] // Традиции и перспективы науки XXI века. - 2020. - С. 271-274.
58. Савенков А. Факторы развития образного мышления и интеллектуально-творческого потенциала личности школьника [Текст] // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - №. 4. - С. 4-13.
59. Свечникова Н.С. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / Н. С. Свечникова, А. А. Калинина // Наука, техника и образование. - 2018. - № 3 (44). - С. 88-96.
60. Сулейманова Д.Р., Ибрагимова А.Р. Конструирование как средство развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - №.
6. - С. 941-945.
61. Толстошеина В.М., Вязовова Н.В. Особенности креативного мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Восточно-европейский научный журнал. - 2016. - Т. 9. - №. 4. - С. 46-50.
62. Топтун Е.В. Уроки общения как средство формирования позитивных межличностных отношений младших школьников [Текст] / Е. В. Топтун // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2017. - № 16. - С. 134-138.
63. Ушакова А.А., Трофимова Е.Д. Развитие коммуникативной сферы детей с ЗПР на основе невербального музыкального взаимодействия [Текст] // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. - 2020. - С. 496-497.
64. Фадюшина Ю.В. Особенности коммуникации у детей с ЗПР (на
основе личного опыта) [Текст] // Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция «Педагогический альманах»: материалы
конференции/под ред. Космовской СР. - Москва, 2016. - 128 с.
65. Фалунина Е.В., Блинская Е.М. Теория и практика развития логико-математического мышления у школьников [Текст] // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - №. 2. - С. 181-186.
66. Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Текст] : автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.04 / Н. И. Цыганкова. - СПб., 2016. - 25 с.
школьников с гиперкинетическим расстройством [Текст] / Н. И. Цыганкова, И. М. Никольская // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - № 9. - С. 216-223.
68. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у школьников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - №. 4 (17). - С. 69-73.
69. Шинкарёва Н.А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей школьного возраста [Текст] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - №. 3 (24). - С. 22-26.
70. Шиян О.А. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у школьников [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №. 6 (78). - С. 154-166.
71. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия [Текст] / Г.П. Щедровицкий. - М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2017. - 800 с.