Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Работа №168543

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема стресса в психолого -педагогической литературе 8
1.2. Изучение проблемы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯСТРЕССА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 35
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 47
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 48
3.1. Научно-методическое обоснование процесса коррекции стресса у
родителей воспитывающих детей с ОВЗ 48
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции стресса у родителей,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 57
3.3. Контрольный этап эксперимента и его анализ 62
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

В России наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальность исследования данной проблематики невозможным отрицать. Этот рост обусловлен целым рядом факторов, не зависящих от нас самих. В нашей стране проживает 11,3 миллиона человек, имеющих инвалидность, что составляет каждого 13-го жителя России. 6,5% из них - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Первоначально образовательные учреждения инклюзивного типа появились в России в конце 20-го века. Одной из первых была открыта школа инклюзивного образования «Ковчег» в Москве, благодаря инициативе родительской общественности и лечебно-педагогического центра. В осенний период 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» с целью создания необходимых условий и равных возможностей получения образования. Введение повсеместной инклюзии стало необходимостью для обеспечения адекватных условий и равных возможностей обучения.
Обратное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс вместе с ребятами без нарушений привело к возрастанию роли семьи в этом процессе. Именно в семье закладываются личные и человеческие отношения, умения адаптироваться к новым условиям. Семья играет ключевую роль в жизни ребенка, имеет большой интерес к образовательному процессу и становится активным участником системы коррекционно-образовательного процесса. Разумеется, семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется особое психолого-педагогическое сопровождение.
Психокоррекционная работа с родителями детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью процесса адаптации и формирования личности их ребенка. Часто проблема семьи ребенка особенного малыша рассматривается исключительно через призму проблемы самого ребенка,
4 упуская из внимания серьезный аспект - психологическое и эмоциональное здоровье родителей и его непосредственное влияние на развитие своего ребенка. Семейная атмосфера, где воспитывается ребенок с особенностями развития, может быть сопровождена стрессом, тревожностью и усталостью.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости психологической коррекции стресса у родителей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования. Несмотря на имеющиеся в литературе данные о борьбе со стрессовыми состояниями у родителей, имеющих детей - младших школьников с ОВЗ, многие вопросы, касающиеся разработки психокоррекционных технологий с использованием современных методов и приемов работы с семьями выбранной категории детей, недостаточно изучены. Следовательно, тема нашего исследования актуальна.
Цель работы: исследовать уровень стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции стресса у родителей выбранной категории детей.
Объект исследования. Стрессовые состояния родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования. Психолого-педагогическая коррекция стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что родители, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья и являются младшими школьниками, испытывают стресс. Использование разработанной нами психокоррекционной программы покажет положительные результаты в виде снижения уровня стресса в семьях выбранной категории детей.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить уровень стресса у родителей, воспитывающих младших школьников с ОВЗ.
3. Теоретически обосновать и разработать, и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей младших школьников с ОВЗ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.);
- исследования, посвященные специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом младших школьников с ОВЗ (В.А. Сумарокова, 1987; Л.С. Выготский, 1998; Н.А. Александрова, 2002; Д.Н. Исаев, 2003 и др.);
- исследования по вопросам коррекции стрессовых состояний родителей детей с ОВЗ (Н.Д. Соколова, 1985; Л.В. Черемошкина, 1996; А.А. Катаева, 1998; Л.Д. Короткова, 2003 и др.).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;
2. Методика изучения уровня психологического стресса PSM - 25 (Лемур, Тесье, Филлион).
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления о стрессовых состояниях родителей детей - младших школьников с ОВЗ и условиях коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию уровня стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с особенностями развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей и их семьями.
Организация исследования. Базой исследования явилась КГБОУ «Красноярская школа №11» (муниципальное образовательное учреждение для детей, которое организует образовательный процесс по реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья). В исследовании принимали участие 10 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2022 г. по март 2023 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения уровня стресса у родителей выбранной категории детей. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и реализация психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей, выбранной категории детей.
Пятый этап - определение эффективности психокоррекционной программы по коррекции стресса у родителей младших школьников с ОВЗ. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 132 источников и приложения. Текст диссертации изложен на 98 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Невзирая на прогрессивное развитие взглядов исследователей на тему воспитания обучающихся с ограниченными способностями здоровья, психологическое сопровождение семей с такими детками развивается в недостаточной степени по многим беспристрастным и личным причинам.
Развитие и формирование психики малыша с ОВЗ просит наличия определенных, особых знаний, конфигураций межличностных отношений в семье, отказа от неких стилей взаимодействия и тактик воспитательной работы, беря во внимание недостаток, тип семьи и актуальные происшествия. От уровня педагогической компетентности родителей и их психологического состояния зависит удачливость адаптации и социальной интеграции малыша с аномалиями развития.
Семья, воспитывающая малыша с ограниченными способностями здоровья, попадает в категорию особенных семей, которым нужна поддержка, обеспечивающая возможность улучшить задачи личного и межличностного характера, которые появляются в семье. Основной целью таковой поддержки является модификация самосознания родителей. Развитие у них положительного восприятия своего особого малыша, что дает возможность приобретения нового актуального смысла, содействует возникновению гармонии во отношениях, увеличивает самооценку, улучшает самосознание, нацеливает на внедрение гармонических моделей воспитания, а в перспективе гарантирует социальную адаптацию малыша.
Рождение в семье малыша с аномалиями развития всегда вызывает эмоциональные переживания родителей; возникают препятствия, которые являются мощными стрессогенным факторами и препятствуют хорошему развитию малыша.
Психологическое сопровождение семьи, в какой вырастает и воспитывается ребенок с ОВЗ должно быть хорошо выстроено, делая упор на потребности и особенности развития, учитывая психического состояния родителей, их чувства, переживания и внутренние ресурсы.
Целью исследования было исследование уровня стресса у родителей, воспитывающих малыша младшего школьного возраста с ОВЗ. Для этого был поставлен ряд задач, выполнение которых позволило достигнуть ее выполнения.
В процессе проведения практического исследования было выявлено, что у родителей избранной категории детей вправду высочайший уровень стресса, что подтвердило начальную догадку.
Результаты исследования уровня стресса родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ проявили эффективность разработанной психокоррекционной программы. Другими словами поставленная гипотеза подтвердилась: внедрение разработанной нами психокоррекционной программы оказало положительное воздействие на понижение уровня стресса выбранной категории испытуемых.



1. Агафонова, С.А. Арт-терапия как средство психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения, 2019, № 1. - С. 10-14.
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал - 2019, № 2. - 319 с.
3. Арт-терапия. Библиогр. указатель (1986-2003 г.г.). Монография. Ин-т доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов социокультур. сферы и искусства, Каф. андрагогики КГУКИ, Респ. мед. библ.
- информ. центр Минздрава РТ; [сост. Ю. Н. Дрешер]. - Казань: Медицина, 2020. - С. 50.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей. - СПб: Питер, 2020, 2-е издание.
5. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития / сост. В. М. Астапов.
- М.: Международная педагогическая академия, 2019. - С. 44-50.
6. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. Метод. пособие для педагогов, психологов, врачей / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, М.: Экзамен, 2022, Сер. Ранняя помощь / Ин-т коррекцион. педагогики РАО. - 67 с.
7. Бажин Е.Ф., Гнездилов А.В. Психогенные реакции у онкологических больных. Методические рекомендации. - Л., 2019.
8. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей»/ М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский, М.: Психология, 2023, Сер. Библиотека студента-психолога. - 320 с.
9. Баркан, A.M. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2019.
10. Белозорова, Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей- дошкольников» // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Курский государственный университет, Воронеж, 2019.
11. Беляева, О.Л. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности: методические рекомендации для начинающих специалистов / О.Л. Беляева, Е.Ю. Лёвина, Е.Ю. Мозякова, Е.В. Реди, А.Ф. Гох, А.В. Мамаева; отв. ред. Е.А. Черенёва. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. - С. 15-17.
12. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 2020. - С. 13-21.
13. Богданович, В.Н. Новейшая арт-терпия. О чем молчат искусствоведы. Монография. - СПб, 2020. - 183 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / сост. И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - Санкт- Петербург, 2020. - 398 с.
15. Бочарова, А.Н. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения средствами сказкотерапии. В сборнике: Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Валентины Александровны Феоктистовой: в 3 частях. под редакцией Л.М. Шипицыной, 2020. - С. 43-45.
16. Бочарова. А.Н. Сказкотерапия - комплексная технология в психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта // В сборнике: Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов Материалы XXIX преподавательской научно- практической конференции, 2020. - С. 157-167.
17. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением. 3-е изд. М.: Академический проект, 2021. - 432 с.
18. Вачков, И.В. Сказкотерапия. - М.: 2023.
19. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты:
Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2023. - 160 с.
20. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2019.
21. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М.С. Певзнер. - Москва: изд-во Просвещение, 2020. - 176 с.
22. Волкова, М.А. Групповая психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2023, № 2 (2), С. 54-62.
23. Волковская, Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. - 2022. № 2. - С. 62-70.
24. Выготский, Л.С. Психология искусства. Серия: Азбука-Классика. - М.: Азбука, 2016. - 448 с.
25. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2019. - 96 с.
26. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т.5. Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой. - М., 2021. - 368 с.
27. Глазева, М.А. «Развитие потенциала личности детей со специальными потребностями средствами арт- терапии» // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. С. 175-178.
28. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - Санкт- Петербург: изд-во Речь,
2021. - С. 12-47.
29. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2022. - С. 157-160.
30. Грачева, Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер. науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа. - 2022. - С. 45-46.
31. Деревянкина, Н.А. Использование детского теста тревожности (ДТТ) в диагностике эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями развития// Ярославский педагогический вестник, 2020, № 1-2 (38-29), С. 94¬98.
32. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребёнок. - СПб.: «Речь», 2021.
33. Домбровская, А.Ю. Арт-терапия в системе социальной адаптации инвалидов (по материалам социологических исследований) // Фундаментальные исследования, 2023, № 1-3, С. 666-670.
34. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика. Учеб. пособие/Библиотека в школе. М.: Издательский дом «Первое сентября», 2023, № 3 (97). - 64 с.
35. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва, Издательский центр «Академия», 2019. - 148 с.
36. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. «Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2019. - 112 с.
37. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2022. - 256 с.
38. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. Серия: Набор психологических карт. - СПб.: Речь, 2019. - 220 с.
39. Иванов, В.А. Программа взаимоподдержки для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья . - Сургут,
2019. - 24 с.
40. Изард, К.Е. Психология эмоций. Санкт- Петербург: изд-во Питер,
2020. - 312 с.
41. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Санкт- Петербург,
2021. - 75 с.
42. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2020. - 400 с.
43. Использование арт-педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике / Под общей редакцией Т.Г. Неретиной. Москва, 2014. - (3-е издание, стереотипное), М.: Флинта, 2019. - 186 с.
44. Калинина, А.А. Состояние проблемы диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления. В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях.
2019. - С. 58-60.
45. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление
недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 223 с.
46. Каяшева, О.И. Арт-терапия: теория и основные методы в психологической практике. Учебное пособие. - СПб.: НИЦ АРТ, 2019. - 452 с.
47. Киселева, М.В. Опыт применения метода арт-терапии для восстановления здоровья человека // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2021, № 1. С. 45-48.
48. Клипинина Н.В., Хаин А.Е., Никольская Н.С., Евдокимова М.А., Стефаненко Е.А., Кудрявицкий А.Р. Психологические принципы организации «помогающего пространства» в детских лечебных учреждениях. - М.: Фонд «Подари жизнь», 2019.
49. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: АСАДЕМА, 2022. - 416 с.
50. Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2012. - 16 с.
51. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учебное пособие для студентов психологических факультетов, практикующих психологов. - Мн.: РИПО, 2019. - 94 с.
52. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 156 с.
53. Копытин, А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Учебное пособие под ред. Копытина А.И. - 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2019.
54. Копытин А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия для детей и подростков. Монография. - М.: Когито-Центр, 2020. - 196 с.
55. Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Руководство по детско - подростковой и семейной арт-терапии. Монография. - СПб.: Речь, 2020. - 255 с.
56. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха). Речицкая Е.Г., Туджанова К.И., Яхнина Е.З., Пузанов Б.П., Московкина А.Г., Кулакова Е.В., Плуталова Л.А., Речицкий И.В., Соломина Е.Н., Набокова Л.А., Башкирова Е.Н., Зуробьян С.А., Киреенко А.В., Гайдова Ю.В., Белая Н.А., Губарева Е.Ю., Комаркова Т.Л., Кондратьева А.В., Визер И.А., Нестерова У.А. и др. Учебно-методическое пособие, М.:. 2019. - 184 с.
57. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.
Монография. - СПб.: Речь, 2021. - 160 с.
58. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности. Санкт-
Петербург, 2020. - 198 с.
59. Крайнева, Е.И. Подготовка педагогов к работе с детьми,
имеющими нарушения эмоциональной сферы. Учебно-методическое пособие. М-во образования и науки РФ, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2021. - 52 с.
60. Крамер Эдит. Арт-терапия с детьми. - М.: Генезис, 2019. - 320 с.
61. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Москва, 2019. - 340 с.
62. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. Учебное пособие - 4-е изд. - СПб.: Речь, 2019. - 332 с.
63. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». - М., 2019.
64. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - «Академия», 2022.
65. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 144 с.
66. Лебединский, В.В. О применении игротерапии в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2022.
67. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - 68 с.
68. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2020. - 471 с.
69. Лихи, Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 368 с.
70. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. - Москва: изд-во Знание, 2021. - 356 с.
71. Лурия, Р.А. Внутренняя картина болезни и патогенные
заболевания.
72. Лысых Н.В., Баркова Е.А. Арт-терапия в работе социального
педагога// Успехи современного естествознания, 2019, № 10. - С. 176-177.
73. Лэндрет, Г. Новые направления в игровой терапии. - М.: Когито- Центр, 2020.
74. Мальчиоди, К. Арт-терапия и мозг // Арт-терапия: новые горизонты (под. Ред. А. И. Копытина), Москва: Когито-Центр, 2021. - С. 319— 331.
75. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2020. — 400 с.
76. Мамайчук И.И., Воробьева О.В. Психологическое изучение личностных особенностей детей с заболеванием опорно- двигательного аппарата. - М.: Медицина, 2019.
77. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - Санкт-Петербург: Речь, 2021. - 220 с.
78. Мартиенко, О.Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва, 2019.
79. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. инст./ Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2019.
80. Мэй, Р. Смысл тревоги. Москва, 2021. - 416 с.
81. Наумова, М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии// Социосфера, № 4 (1), 2021. - С. 121-128.
82. Немов. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва. ВЛАДОС. 2021. - Кн. 3: Психодиагностика. - 640 с.
83. Николаева, Е.И. Психология семьи / Е.И. Николаева. - Спб.: Питер, 2023 г. - 114 с.
84. Николаева, Л.В. Арт-педагогика и арт-терапия как современные направления психокоррекционной работы с детьми. // Статья в сборнике трудов конференции «Педагогическая психология: теория и практика»: Киров, Международный центр научно- исследовательских проектов, 2019. - С. 35-38.
85. Ньюмарк Джеральд. Как воспитать эмоционально здоровых детей (переводчик Ковальчук В.) Серия: Мой ребенок - самый лучший. - М.: София,
2020. - 192 с.
86. Оклендер В. (Violet Oaklander) Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. Серия: Современная психотерапия. - М.: Когито-Центр, 2021. - 271 с.
87. Оклендер, В. (Violet Oaklander, Windows to Our Children) Окна в мир ребенка. Серия: Библиотека психологии и психотерапии Издательство: Независимая фирма «Класс» 2020 г .
88. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. - М.: Информ. центр психолог. культуры, 2020.
89. Петухова О.А., Александрова М.В. Развитие познавательной и
эмоциональной сфер дошкольников посредством песочной терапии. В сборнике: Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и
перспективы. Сборник научно-методических статей, Йошкар-Ола, 2019. - С. 114-119.
90. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. - 288 с.
91. Пыкина Е.В., Опевалова Е.В. Использование арт-терапии в диагностике и коррекции детских страхов // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе, 2020, № 1. С.154-162.
92. Пятницкая, Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события: учеб.-методич. пособие для студентов психол. специальностей и практикующих психологов. - Балашов: Николаев, 2021.
93. Речицкая, Е.Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохраненным слухом. Методическое пособие / Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина. - М.: Книголюб, 2022. Сер. Серия «Развитие и коррекция», - 207 с.
94. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - Москва, 2019. - 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ