Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема стресса в психолого -педагогической литературе 8
1.2. Изучение проблемы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯСТРЕССА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 35
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 47
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 48
3.1. Научно-методическое обоснование процесса коррекции стресса у
родителей воспитывающих детей с ОВЗ 48
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции стресса у родителей,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 57
3.3. Контрольный этап эксперимента и его анализ 62
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема стресса в психолого -педагогической литературе 8
1.2. Изучение проблемы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ 16
1.3. Психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯСТРЕССА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ 35
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 47
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 48
3.1. Научно-методическое обоснование процесса коррекции стресса у
родителей воспитывающих детей с ОВЗ 48
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции стресса у родителей,
воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ 57
3.3. Контрольный этап эксперимента и его анализ 62
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
В России наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальность исследования данной проблематики невозможным отрицать. Этот рост обусловлен целым рядом факторов, не зависящих от нас самих. В нашей стране проживает 11,3 миллиона человек, имеющих инвалидность, что составляет каждого 13-го жителя России. 6,5% из них - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Первоначально образовательные учреждения инклюзивного типа появились в России в конце 20-го века. Одной из первых была открыта школа инклюзивного образования «Ковчег» в Москве, благодаря инициативе родительской общественности и лечебно-педагогического центра. В осенний период 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» с целью создания необходимых условий и равных возможностей получения образования. Введение повсеместной инклюзии стало необходимостью для обеспечения адекватных условий и равных возможностей обучения.
Обратное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс вместе с ребятами без нарушений привело к возрастанию роли семьи в этом процессе. Именно в семье закладываются личные и человеческие отношения, умения адаптироваться к новым условиям. Семья играет ключевую роль в жизни ребенка, имеет большой интерес к образовательному процессу и становится активным участником системы коррекционно-образовательного процесса. Разумеется, семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется особое психолого-педагогическое сопровождение.
Психокоррекционная работа с родителями детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью процесса адаптации и формирования личности их ребенка. Часто проблема семьи ребенка особенного малыша рассматривается исключительно через призму проблемы самого ребенка,
4 упуская из внимания серьезный аспект - психологическое и эмоциональное здоровье родителей и его непосредственное влияние на развитие своего ребенка. Семейная атмосфера, где воспитывается ребенок с особенностями развития, может быть сопровождена стрессом, тревожностью и усталостью.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости психологической коррекции стресса у родителей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования. Несмотря на имеющиеся в литературе данные о борьбе со стрессовыми состояниями у родителей, имеющих детей - младших школьников с ОВЗ, многие вопросы, касающиеся разработки психокоррекционных технологий с использованием современных методов и приемов работы с семьями выбранной категории детей, недостаточно изучены. Следовательно, тема нашего исследования актуальна.
Цель работы: исследовать уровень стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции стресса у родителей выбранной категории детей.
Объект исследования. Стрессовые состояния родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования. Психолого-педагогическая коррекция стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что родители, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья и являются младшими школьниками, испытывают стресс. Использование разработанной нами психокоррекционной программы покажет положительные результаты в виде снижения уровня стресса в семьях выбранной категории детей.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить уровень стресса у родителей, воспитывающих младших школьников с ОВЗ.
3. Теоретически обосновать и разработать, и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей младших школьников с ОВЗ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.);
- исследования, посвященные специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом младших школьников с ОВЗ (В.А. Сумарокова, 1987; Л.С. Выготский, 1998; Н.А. Александрова, 2002; Д.Н. Исаев, 2003 и др.);
- исследования по вопросам коррекции стрессовых состояний родителей детей с ОВЗ (Н.Д. Соколова, 1985; Л.В. Черемошкина, 1996; А.А. Катаева, 1998; Л.Д. Короткова, 2003 и др.).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;
2. Методика изучения уровня психологического стресса PSM - 25 (Лемур, Тесье, Филлион).
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления о стрессовых состояниях родителей детей - младших школьников с ОВЗ и условиях коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию уровня стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с особенностями развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей и их семьями.
Организация исследования. Базой исследования явилась КГБОУ «Красноярская школа №11» (муниципальное образовательное учреждение для детей, которое организует образовательный процесс по реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья). В исследовании принимали участие 10 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2022 г. по март 2023 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения уровня стресса у родителей выбранной категории детей. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и реализация психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей, выбранной категории детей.
Пятый этап - определение эффективности психокоррекционной программы по коррекции стресса у родителей младших школьников с ОВЗ. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 132 источников и приложения. Текст диссертации изложен на 98 страницах.
Первоначально образовательные учреждения инклюзивного типа появились в России в конце 20-го века. Одной из первых была открыта школа инклюзивного образования «Ковчег» в Москве, благодаря инициативе родительской общественности и лечебно-педагогического центра. В осенний период 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» с целью создания необходимых условий и равных возможностей получения образования. Введение повсеместной инклюзии стало необходимостью для обеспечения адекватных условий и равных возможностей обучения.
Обратное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс вместе с ребятами без нарушений привело к возрастанию роли семьи в этом процессе. Именно в семье закладываются личные и человеческие отношения, умения адаптироваться к новым условиям. Семья играет ключевую роль в жизни ребенка, имеет большой интерес к образовательному процессу и становится активным участником системы коррекционно-образовательного процесса. Разумеется, семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется особое психолого-педагогическое сопровождение.
Психокоррекционная работа с родителями детей с нарушениями развития является неотъемлемой частью процесса адаптации и формирования личности их ребенка. Часто проблема семьи ребенка особенного малыша рассматривается исключительно через призму проблемы самого ребенка,
4 упуская из внимания серьезный аспект - психологическое и эмоциональное здоровье родителей и его непосредственное влияние на развитие своего ребенка. Семейная атмосфера, где воспитывается ребенок с особенностями развития, может быть сопровождена стрессом, тревожностью и усталостью.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости психологической коррекции стресса у родителей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема исследования. Несмотря на имеющиеся в литературе данные о борьбе со стрессовыми состояниями у родителей, имеющих детей - младших школьников с ОВЗ, многие вопросы, касающиеся разработки психокоррекционных технологий с использованием современных методов и приемов работы с семьями выбранной категории детей, недостаточно изучены. Следовательно, тема нашего исследования актуальна.
Цель работы: исследовать уровень стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ, разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции стресса у родителей выбранной категории детей.
Объект исследования. Стрессовые состояния родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования. Психолого-педагогическая коррекция стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что родители, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья и являются младшими школьниками, испытывают стресс. Использование разработанной нами психокоррекционной программы покажет положительные результаты в виде снижения уровня стресса в семьях выбранной категории детей.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить уровень стресса у родителей, воспитывающих младших школьников с ОВЗ.
3. Теоретически обосновать и разработать, и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей младших школьников с ОВЗ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.);
- исследования, посвященные специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом младших школьников с ОВЗ (В.А. Сумарокова, 1987; Л.С. Выготский, 1998; Н.А. Александрова, 2002; Д.Н. Исаев, 2003 и др.);
- исследования по вопросам коррекции стрессовых состояний родителей детей с ОВЗ (Н.Д. Соколова, 1985; Л.В. Черемошкина, 1996; А.А. Катаева, 1998; Л.Д. Короткова, 2003 и др.).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;
2. Методика изучения уровня психологического стресса PSM - 25 (Лемур, Тесье, Филлион).
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления о стрессовых состояниях родителей детей - младших школьников с ОВЗ и условиях коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию уровня стресса у родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с особенностями развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей и их семьями.
Организация исследования. Базой исследования явилась КГБОУ «Красноярская школа №11» (муниципальное образовательное учреждение для детей, которое организует образовательный процесс по реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья). В исследовании принимали участие 10 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2022 г. по март 2023 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения уровня стресса у родителей выбранной категории детей. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и реализация психолого-педагогической программы по коррекции стрессовых состояний у родителей, выбранной категории детей.
Пятый этап - определение эффективности психокоррекционной программы по коррекции стресса у родителей младших школьников с ОВЗ. Анализ, обобщение полученных результатов. Оформление выводов и заключений.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 132 источников и приложения. Текст диссертации изложен на 98 страницах.
Невзирая на прогрессивное развитие взглядов исследователей на тему воспитания обучающихся с ограниченными способностями здоровья, психологическое сопровождение семей с такими детками развивается в недостаточной степени по многим беспристрастным и личным причинам.
Развитие и формирование психики малыша с ОВЗ просит наличия определенных, особых знаний, конфигураций межличностных отношений в семье, отказа от неких стилей взаимодействия и тактик воспитательной работы, беря во внимание недостаток, тип семьи и актуальные происшествия. От уровня педагогической компетентности родителей и их психологического состояния зависит удачливость адаптации и социальной интеграции малыша с аномалиями развития.
Семья, воспитывающая малыша с ограниченными способностями здоровья, попадает в категорию особенных семей, которым нужна поддержка, обеспечивающая возможность улучшить задачи личного и межличностного характера, которые появляются в семье. Основной целью таковой поддержки является модификация самосознания родителей. Развитие у них положительного восприятия своего особого малыша, что дает возможность приобретения нового актуального смысла, содействует возникновению гармонии во отношениях, увеличивает самооценку, улучшает самосознание, нацеливает на внедрение гармонических моделей воспитания, а в перспективе гарантирует социальную адаптацию малыша.
Рождение в семье малыша с аномалиями развития всегда вызывает эмоциональные переживания родителей; возникают препятствия, которые являются мощными стрессогенным факторами и препятствуют хорошему развитию малыша.
Психологическое сопровождение семьи, в какой вырастает и воспитывается ребенок с ОВЗ должно быть хорошо выстроено, делая упор на потребности и особенности развития, учитывая психического состояния родителей, их чувства, переживания и внутренние ресурсы.
Целью исследования было исследование уровня стресса у родителей, воспитывающих малыша младшего школьного возраста с ОВЗ. Для этого был поставлен ряд задач, выполнение которых позволило достигнуть ее выполнения.
В процессе проведения практического исследования было выявлено, что у родителей избранной категории детей вправду высочайший уровень стресса, что подтвердило начальную догадку.
Результаты исследования уровня стресса родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ проявили эффективность разработанной психокоррекционной программы. Другими словами поставленная гипотеза подтвердилась: внедрение разработанной нами психокоррекционной программы оказало положительное воздействие на понижение уровня стресса выбранной категории испытуемых.
Развитие и формирование психики малыша с ОВЗ просит наличия определенных, особых знаний, конфигураций межличностных отношений в семье, отказа от неких стилей взаимодействия и тактик воспитательной работы, беря во внимание недостаток, тип семьи и актуальные происшествия. От уровня педагогической компетентности родителей и их психологического состояния зависит удачливость адаптации и социальной интеграции малыша с аномалиями развития.
Семья, воспитывающая малыша с ограниченными способностями здоровья, попадает в категорию особенных семей, которым нужна поддержка, обеспечивающая возможность улучшить задачи личного и межличностного характера, которые появляются в семье. Основной целью таковой поддержки является модификация самосознания родителей. Развитие у них положительного восприятия своего особого малыша, что дает возможность приобретения нового актуального смысла, содействует возникновению гармонии во отношениях, увеличивает самооценку, улучшает самосознание, нацеливает на внедрение гармонических моделей воспитания, а в перспективе гарантирует социальную адаптацию малыша.
Рождение в семье малыша с аномалиями развития всегда вызывает эмоциональные переживания родителей; возникают препятствия, которые являются мощными стрессогенным факторами и препятствуют хорошему развитию малыша.
Психологическое сопровождение семьи, в какой вырастает и воспитывается ребенок с ОВЗ должно быть хорошо выстроено, делая упор на потребности и особенности развития, учитывая психического состояния родителей, их чувства, переживания и внутренние ресурсы.
Целью исследования было исследование уровня стресса у родителей, воспитывающих малыша младшего школьного возраста с ОВЗ. Для этого был поставлен ряд задач, выполнение которых позволило достигнуть ее выполнения.
В процессе проведения практического исследования было выявлено, что у родителей избранной категории детей вправду высочайший уровень стресса, что подтвердило начальную догадку.
Результаты исследования уровня стресса родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ОВЗ проявили эффективность разработанной психокоррекционной программы. Другими словами поставленная гипотеза подтвердилась: внедрение разработанной нами психокоррекционной программы оказало положительное воздействие на понижение уровня стресса выбранной категории испытуемых.
Подобные работы
- Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



