Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы129
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме изучения эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 9
1.1. Эмоциональные состояния как проблема исследования 9
1.2. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 16
1.3. Современное изучение проблемы эмоциональных состояний учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
Выводы по первой главе: 32
Глава 2. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 47
Выводы по второй главе: 63
Глава 3. Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 67
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональных
состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 67
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 72
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 93
Выводы по третьей главе: 106
Заключение 109
Список использованной литературы 113
Приложение


Актуальность исследования. Эмоции сопровождают человека все время и оказывают влияние на качество его жизни, работы, учебы. В настоящее время данная проблема очень актуальна, ибо особенности эмоциональной сферы влияют на все аспекты существования индивида. От эмоций зависит наше собственное состояние, отношение к людям и поступкам, а также оценка собственной деятельности. Проблема эмоциональных состояний постоянно изучается, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Не говоря уже о том, какую роль эмоции играют в развитие детей, поэтому, современные психологи рассматривают проблему изучения особенностей эмоциональных состояний и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития как одну из ведущих и особо актуальных.
Изучение эмоций представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Эта тема представлена в работах отечественных ученных: П.Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1987), П. К. Анохина (1964), А.Н Леонтьева (2000), С.Л Рубинштейна (1984). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К. Е. Изард (2000), Н.Ф Гербарт (1895), В.К Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (1998), Л.М. Милтиной (2014), П.М. Якобсона (1998).
В современных психолого-педагогических исследованиях одним из актуальных направлений является изучение эмоций и эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Это связано с тем, что эмоции имеют огромное значение в развитии познавательной деятельности, в межличностном общении, а также социализации ребенка.
Они выполняют важные регулятивную, познавательную, сигнальную, мобилизационную и интергативно-защитную функции, которые помогают регулировать свое поведения и реакции, а это очень важно в жизни каждого человека, ибо если индивид не умеет контролировать себя, он выпадает из социума.
Проблема изучения эмоций и эмоциональных состояний учащихся с задержкой психического развития представлены в трудах ученых: К.С. Лебединской (1982), Л.С. Выготского (2009), М.С. Певзнер (1973), Г.Е. Сухаревой (1965). Изучение эмоций и эмоциональных состояний ребёнка с задержкой психического развития в период младшего школьного возраста имеет важное значение, потому что начало обучения в школе вызывает значительные изменения в эмоциональной жизни. Из-за того, что младший школьник не умеет ещё владеть своими эмоциями, понимать их, возникают проблемы в школе, а это ведет к неуспеваемости.
В отличие от развития эмоциональной сферы детей с нормой, у детей с задержкой психического развития эмоциональная сфера развивается немного в других условиях, с отставанием в среднем на год, полтора. Типичными являются нарушения, характеризующиеся быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью, высокой импульсивностью, непонимание своих собственных и чужих эмоций, а также сложностью в их дифференциации.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению и коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, эта проблема рассмотрена в работах современников: УВ. Ульенковой (1980), Л.В. Кузнецовой (2002), В.Б. Никишиной (2003), Л.С. Марковой (1973), Н.В. Бабкиной (2006), О.В .Защиринской (2007), С.А. Дмитриевой (2013).
Несмотря на значительный вклад в исследовании эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, многие вопросы по коррекции и изучению особенностей эмоциональных состояний остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей эмоциональной сферы необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение, так как оказывает огромное влияние на развитие личности, учебную, трудовую деятельность и на социализацию ребенка в целом. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции особенностей эмоциональных состояний данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: высокая импульсивность, тревожность, агрессивность; трудности в понимании, вербализации и дифференциации своих эмоций и эмоциональных состояний окружающих. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на формирование особенностей эмоциональных состояний изучаемого контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и апробировать психологическую программу по коррекции особенностей эмоциональных состояний данного контингента школьников, выявить ее эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной, отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу по коррекции особенностей эмоциональных состояний младших школьников с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Объект исследования: особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизацию научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение. И экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Изучение понимания людей, изображенных на картинке эмоциональных состояний» Г.А. Урунтаевой (1995), Ю.А. Афонькиной (1995) [73, c.88];
2. Проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой (2001) [58, с.10];
3. Методика «Цветовой тест» М. Люшера (2002) [53, с. 1];
4. Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич (1999) [60, с. 280].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ Лицей №10. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 и 4 класса с клиническим диагнозом F 80 — «Задержка психического развития» в количестве 40 человек. Возраст испытуемых 7 — 11 лет.
Процесс исследования эмоциональных состояний осуществлялся в несколько этапов в период с 2019 года по 2022 год.
• Первый этап — подготовительный (ноябрь 2019 — декабрь 2019).
Ноябрь 2019 — анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Декабрь 2019 — формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования.
• Второй этап — констатирующий (сентябрь 2020 — ноябрь 2020).
Сентябрь 2020 — знакомство с деятельностью учреждения, изучение особенностей и данных учащихся. Подбор психодиагностических инструментария
Октябрь 2020 — выявление особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий.
Ноябрь 2020 —анализ результатов исследования.
• Третий этап — формирующий (февраль 2021 — март 2021)
Февраль 2021 — теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Март 2021 — реализация психологической программы.
• Четвертый этап - контрольный (февраль 2022 - март 2022).
Февраль 2022 — обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов.
Март 2022 — проверка эффективности психологической программы по коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по проблеме изучения особенностей и коррекции эмоциональных состояний младших школьников с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающиеся особенности эмоциональных состояний и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и различными специалистами, которые работают с данной категорией детей. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 100 источников) и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами, 8 гистограммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения развития эмоциональной сферы в современном мире является актуальной, так как эмоции играют важную роль в жизни каждого ребенка и человека. Чувства являются неотъемлемой частью любого вида деятельности, да и в целом поведения. Успешная жизнь возможно только в том случае, если индивид научится управлять своими эмоциями правильно, контролировать их. Так как окружающая действительность меняется и развивается, обществу необходимы люди, которые могут эффективно решать проблемы и выходить из сложных ситуаций, а если человек не умеет контролировать свои эмоции и чувства, не до конца осознает их проявления, а также не понимает эмоциональные состояния других людей, ему будет очень сложно находиться в коллективе, коммуницировать с окружающими.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции эмоциональных состояний у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается как одна из ведущих. Потому что у детей данной категории проблемы в эмоционально-волевой сферы являются одними из ведущих. Особенности эмоциональных состояний мешают детям данной категории успешно социализироваться, коммуницировать с людьми и адекватно понимать себя.
В психологии проблемой эмоций и эмоциональных состояний занимались такие ученые как: Л.С. Выготский (2012), П.Я. Гальперин (1999), С.Л. Рубинштейн (2000), Е.П. Ильин (2001), К.Э. Изард (2000), П.К. Анохин(1964), Л.В. Куликов (1831), Ю.Е. Сосновикова (1975), Б.И. Додонов (1978), Е.П. Ильин (2001), А.Н. Леонтьев (1971) и многие другие.
Занимались изучением и разработкой коррекционных мероприятий для детей с задержкой психического развития такие авторы как: А.Ф. Ануфриева (1997), А. Адлер (1932), И.И. Мамайчук (2006), К. Роджерс (1994), Н.М. Пылаева (2003), УВ. Ульенкова (2011 и другие.
Эксперимент по изучению эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ « Лицей № 10». В исследовании принимали участие 40 учащихся классов: 20 учащихся в возрасте 7-8 лет (1 класс) и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Изучение особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проходило через ряд последовательно смеющихся этапов: подготовительный; экспериментальный; заключительный.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 10-11 лет);
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 2 «А» и 2 «Б», 4 «А» и 4 «Б» классов).
С целью изучения особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: методика «Изучение понимания людей, изображенных на картинке эмоциональных состояний» Г.А. Урунтаевой (1995),Ю.А. Афонькиной (1995),проективная методика «Кактус» М.А. Панфи ловой (2001), методика «Цветовой тест» М. Люшера (2002),проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич (1999).
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста имеют высокий уровень тревоги, низкий уровень понимания, вербализации и дифференциации своих и чужих эмоциональных состояний. Также, таким детям присуща замкнутость, импульсивность и агрессивность. Об этом в своих трудах и исследованиях говорили: УВ Ульенкова (1980), С.А. Дмитриева (2013), Р.Д. Тригер (2008), О.В. Защиринская (2007), Л.С. Маркова (1973), В.А. Степанов (2003), Г.Е. Сухарева (1965), Н.В. Бабкина (2005).
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции особенностей эмоциональных состояний у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, беседа, арт-терапия.
Программа рассчитана на 24 занятия, длительностью по 30 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете дефектолога.
Структура занятий: каждое занятие коррекционно-развивающей программы по коррекции особенностей эмоциональных состояний состояло из 3 частей:
1. Вводная часть. Куда входит ритуал приветствия и настраивание на плодотворную работу. Создание комфортной атмосферы для доверия и раскрепощения.
2. Основная часть — работа с психологом по коррекции особенностей эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития при помощи психологических средств.
3. Заключительная часть. Ритуал прощания — рефлексия, подведение итогов занятия.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно выровнялся эмоциональный фон, улучшился уровень вербализации и дифференциации, понимания эмоциональных состояний, повысился уровень саморегуляции.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции особенностей эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Учебное пособие для студентов вузов —М.: Издательский центр "Академия", 1998.— 661с.
2. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование . Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с
3. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339—341, 354—357.
4. Айламазьян А.М Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400
— «Психология» — М.: «Смысл», 1999 — 237с.
5. Бабкина Н.В Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога — М.: Школьная Пресса, 2006. —80с.
6. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. — М.: Айрис пресс, 2005. — 78с.
7. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Москва: Просвещение, 1991. 208 с.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва: Владос, 2012. — 455 с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002 . — 64с.
10. Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Изучение особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57749(дата обращения: 20.11.2019).
11. Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. - 78 с.
12. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б Психология эмоций. Тексты — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 288с.
13. Вилюнас В., Стончус В., Пацевичус И. Исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР / Под ред. А.Н. Леонтьева. Изд-во МГУ, 1977. — 59с.
14. Власова Т.А Певзнер М.С О детях с отклонениями в развитии —М.: Просвещение, 1973. — 189с.
15. Выготский Л.С Собр.соч.: В 6 т. Т.6 — М.: Педагогика, 1984. —504с.
16. Выготский Л.С Учения об эмоциях — М.: Книга по Требованию, 2012. —160с.
17. Выготский Л.С Психология искусства—М.: Книга по
Требованию,2009. — 345с.
18. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. — Москва, 1983. — 68 с.
19. Гальперин П.Я Введение в психологию: Учебное пособие для вузов—М.: Книжный дом « Университет », 1999. — 332с.
20. Гербарт Н.Ф Психология — СПб.: ИЗДАН1Е РЕДАКЦ1И ЖУРНАЛА „ПАНТЕОНЪ ЛИТЕРАТУРЫ", 1895. — 274с.
21. Головина Е. А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]/Инфоурок: образовательный портал. - URL: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emocionalnoy-sferi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1648755 .html(дата обращения 23.12.2019).
22. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Учебник для академического бакалавриата: моногр./В.П. Глухов. М.: - Юрайт, 1976. - 826c.
23. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций): учеб. пособие для студ. гуманит. и пед. вузов. — Москва: В. Секачев, 2011.—256с.
24. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология. 1986. № 3. С. 13-20.
25. Джеймс В Научные основы психологи — Спб.: Санкт - Петербургская электропечатня, 1902. — 370с
26. Дмитриева С.А Изучение психологических симптомокомплексов у детей-сирот с задержкой психического развития в процессе оцени их эмоциональной компетентности // Текст научной статьи — ВАК.: Специальное образование, 2013.
27. Додонов Б.И Эмоция как ценность. —М.: Политиздат, 1978.—272с.
28. Додонов Б.И В мире эмоций. — Киев.: Политиздат Украины, 1987.— 139с.
29. Дубровина И.В, Данилова Е.Е, Прихожан А.М Психология Учебник для студ. сред. пед учеб. заведений — М.: Издательский центр "Академия", 1999. — 219с.
30. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. —Москва: АПН СССР, 1982. — 164с.
31. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
32. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 14-23.
33. Защиринская О.В Психология детей с задержкой психического развития — П.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. — 210с.
34. Защиринская О.В Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская — СПб.: Речь, 2007, — 168 с.
35. Изард К.Э Психология эмоций — СПб.: Питер, 2000. — 464с.
36. Ильин Е.П Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. —7 52с.
37. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1983. - №4 июль-август 1983. — 70с.
38. Карелина И.О Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография — Прага.: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. —178 с.
39. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков
характера у детей и подростков: Кн. для учителя . 2-е изд.—М.:
Просвещение, 1994.—223 с
40. Квасовец С.В., Мисилевич О.Д. Изучение эмоциональных состояний методом сверхмедленных колебаний потенциалов // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР. М.: Изд-во МГУ, 1977. —63с.
41. Козлова Е.В Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации// Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей/ Е.В Козлова. — Ставрополь, 2000. —20с.
42. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. — Минск: Университетское, 1997. — 212с.
43. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: дис. канд. псих. наук. Н. Новгород, 2005. — 190с.
44. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1997—80с.
45. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития. —Москва: Школьная Пресса, 2004. —164с.
46. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии. - Ростов н /Д: Феникс,2002.— 448 с.
47. Котенева А.В. Духовность личности как фактор преодоления деструктивной психологической защиты. Москва: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 376 с.
48. Крившенко Л.П Педагогика Учеб.—М.: Издательство
Московского университета, 2004 — 432с.
49. Кулагина И.Ю Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет 5-е изд.—М.: УРАО, 1999. —175с.
50. Куликов В.Н эмоции и чувства в жизни человека М-во общ. и проф. образования РФ. Иван. гос. ун-т.— Иваново : Иван. гос. ун-т, 1997. — 152 с.
51. Лебединский В.В Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие —М.: Издательство Московского университета, 1985. —148с.
52. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики и систематики задержки психического развития детей. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Москва: Педагогика, 1982. - 296 с.
53. Леонтьев А.Н Потребности, мотивы и эмоции — М.: Издательство Московского Университета, 1971. — 38с.
54. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. — 509 с.
55. Левитов Н.Д О психических состояниях человека — М.: Просвещение, 1964. — 343с.
56. Лубовский, В. И. Задержка психического развития [Текст] / В. И. Лубовский // Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2003. — 206 с.
57. Люшер. М Цветовой тест Люшера —М.: Эксмо-пресс,2002. —33с.
58. Мазурина C.B., Стрелкова В.Б. Основы психокоррекционной работы в школе. Уфа: БИПКРО, 1993. - 58 с.
59. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: псих. практикум. —СПб.: Речь, 2006. - 400с.
60. Можгинский, Юрий Агрессивность детей и подростков / Юрий Можгинский. — М.: Когито-Центр, 2001. - 368c.
61. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2010. 392 с.
62. Митина Л.М Психология личностно-профессионального развития субъектов образования.—М;СПб.: Нестор-История, 2014. — 376с.
63. Милнер П. Физиологическая психология. — М.: Мир, 1973. —246 с.
64. Мухина В.С Возрастная психология. Феноменология развития —М.: Издательский центр "Академия", 1999. — 456с.
65. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина —М.: Владос, 2003. —128с.
66. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Москва: — Сфера, 2001. —153с.
67. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: «Академия», 2002. — 464 с.
68. Осипова А.А Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002— 510с.
69. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практ. пос. для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова.
- М.: Гном и Д, 2001. —160 с.
70. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов / Коллектив авторов. — М.: Владос, 2014. — 489c.
71. Петровский А.В, Ярошевский М.Г Психология. Словарь —2-е изд., испр. и доп. — М: Политиздат, 1990. — 494с.
72. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М.: НОУ Московский психолого-социальный институт, 2006. —777с.
73. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.— М.: Просвещение» 1990.— 448 с.
74. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. — Спб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656с.
75. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
76. Роженко А Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка—М.: Социальное обеспечение ,2005.—17с.
77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —
Санкт-Петербург: Питер, 2000. —712 с.
78. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2019. —713с.
79. Семаго, Наталья Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Наталья Семаго.
— М.: Теревинф, 2016. —162c.
80. Сеген Э Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей/ Э. Сеген; Пер. с фр. М.П. Лебедевой под ред. В.А. Енько; [Ч. 1 в сокр. излож. М.Ю. Гольдштейна]: [в 5 ч.] СПб.: М.Л. Лихтенштадт, 1903. — [Ч.1]. 8, XLVIII с.; [Ч.2]. 1-76 с.; [Ч.3-4]. 77-252 с.
81. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
82. Симонов П.К Станиславского и физиология эмоций — М.: Книга по Требованию, 2012.— 86с.
83. Симонов П.В Эмоциональный мозг — М.:Наука,1981.—166с.
84. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. Вузов. Москва: ТЦ Сфера, 2009. — 320с.
85. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей; Горьк. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. —Горький : Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975.— 118 с.
86. Спиноза. Б Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1 — М.: Госполитиздат, 1957.— 629с.
87. Степанов В.А Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): Учебное пособие.—Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003. —136с.
88. Сухарева Г.Е Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Проф. Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1955-1965. - 3 т.
89. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. Москва: Эксмо, 2000. С. 61-65.
90. Титов, В.А. Дефектология. Конспект лекций / В.А. Титов. — М.: Феникс, 2014. — 658c.
91. Тригер Р.Д Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития—СПб.: Питер, 2008. —192с.
92. Ульенкова У В. К проблеме ранней компенсации ЗПР [Текст] / У В. Ульенкова // Дефектология. -М.: Просвещение, - 1980. - Ч. 1. - С. 120-125
93. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г.А Урунтаевой - М.: Владос, 1995 — 291с.
94. Фадина Г.В Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие—Балашов.: Николаев,2004.— 68с.
95. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. Москва: Педагогика, 1988. 240с.
96. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части, Москва, 1998 г.
97. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. Москва. 1982. 150 с.
98. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности [Электронныйресурс]//Bstudy.netURL: https://bstudy.net/689343/psihologiya/emotsii_mehanizm_regulyatsii_motivatsion noy_deyatelnosti (дата обращения 12.11.2019)
99. Якиманская И.С Методология и диагностика в психологическом исследовании—Оренбург.: ОГПУ, 2001.— 43с.
100. Якобсон П.М Психология чувств — М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. —304с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ