Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №168541

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития 9
1.1. Межличностные отношения: понятие, компоненты, функции,
характеристики 9
1.2. Становление межличностных отношений в возрастной группе детей
дошкольного возраста 15
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений
детей с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 47
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития 67
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных
отношений дошкольников с задержкой психического развития 67
3.2. основные направления, формы и методы психологической коррекции
межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития 76
Выводы по третьей главе 90
Заключение 93
Список использованной литературы 98
Приложение

Изучение особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста, а также разработка программ и технологий по формированию у них коммуникативных умений и навыков, представляет одно из значимых и перспективных направлений современных исследований в психологии. Через межличностное взаимодействие происходит развитие сознания и высших психических функций в детском возрасте. В ряде исследований А.В. Запорожеца (1986), М.И. Лисиной (1997), А.Г. Рузской (1989) отмечается, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию дошкольников, влияют на общий уровень их деятельности З.М. Богуславская (1991), Д.Б. Эльконин (1989).
Межличностные отношения являются одним из важнейших факторов гармоничного развития личности, который влияет на социальную адаптацию ребенка. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих психолого¬педагогических исследованиях: Е.А. Алябьевой (2003), П.В. Артемовой (1982), Р.И. Жуковской (1999), Р.Н. Ибрагимовой (2003), Я.Л. Коломинского (2000), Д.В. Менджерицкой (2001), В.Г. Нечаевой (1995), А.В. Петровского (1990), P.M. Римбург (2001) и др. По мнению исследователей, межличностные отношения - представляют собой один из важнейших факторов психического развития в детском возрасте
Ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Вот почему постановка и решение проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение.
Проблемы дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений.
Серьезные трудности в организации собственного поведения дошкольниками с задержкой психического развития отрицательно сказываются на их общении и взаимодействии с окружающими людьми (Н.В. Дубова, 1980; И.С. Зайцев, 1982; С.А. Игнатьева, 1999; Е.О. Канунникова, 1993; Е.С. Парахина, 2000; и др.), речевые нарушения препятствуют их гармоничному развитию (С.В. Артамонова, 1995; И.А. Глистина, 1983; О.О. Косякова, 2000; Н.Ю. Кузьменкова, 2001; Л.Г. Соловьева, 2007; О.О. Шацкая, 1998; и другие).
Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Наличие задержки психического развития у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития. Именно в этом аспекте проблема своевременного изучения и коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является актуальной и практически значимой.
Проблема исследования. Трудности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с психического развития оказывают существенное влияние на становление всей психической активности ребенка, приводят к обеднению их коммуникативного опыта, снижают потребность в общении с окружающими, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание деятельности. Без своевременного изучения и коррекции имеющихся недостатков, в психическом развитии данного контингента детей могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения могут стать причиной школьной и социально-психологической дезадаптации.
Объект исследования. Межличностные отношения дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Психологическая программа изучения и коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития проявляются в снижении социометрического статуса, меньшей предпочитаемости в группе сверстников, преобладании положительных выборов по отношению друг к другу и пассивно-положительном отношении к сверстникам; снижении характера и степени проявления просоциальных форм поведения, выражающихся в низких аффилиативных потребностях к межличностному взаимодействию. Разработанная нами психологическая программа позволит нивелировать имеющиеся трудности и предотвратить стойкие личностные нарушения в более старшем возрасте.
Цель исследования. Изучить особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития; разработать психологическую программу по их своевременной коррекции и выявить её эффективность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития и выявить её эффективность.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым - наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой (2005), в модификации Т.Д. Марцинковской (2007); «Метод проблемных ситуаций» (ситуация «строитель») Е.О. Смирновой (2005), в модификации Т.Д. Марцинковской (2007); проективная методика «Я и мой друг в детском саду» В.М. Холмогоровой (2005), в модификации Н.В. Микляевой (2013).
Методологической и теоретической основой исследования явились идеи: Я.Л. Коломинского (2000), рассматривающие межличностные отношения, как избирательные предпочтения одних детей перед другими; идеи Е.О. Смирновой (2005), исследующие межличностные отношения через систему существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга; исследования Р.Е. Левиной (1999) по проблеме развития детей с ЗРР.
Значительную роль в постановке и обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в коррекционной педагогике и психологии - И.Ю. Левченко (2001), В.И. Лубовского (1999), В.Г. Петровой (1998), У.В. Ульенковой (2003), О.Н. Усановой (2000) и других.
Организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось в логопедической и старшей группах на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 46 г. Красноярска. В эксперименте участвовало 24 дошкольника. Возраст испытуемых 5-6 лет. Из них 12 детей с нормальным психическим развитием и 12 детей с клиническим диагнозом F 80 «Задержка психологического развития». У большинства детей сопутствующим нарушением являлось «Специфическое расстройство речевой артикуляции».
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 — декабрь 2018) - анализ общей и специальной клинико-психологической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; анализ теоретических подходов по проблеме исследования межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития в трудах зарубежных и отечественных авторов.
Второй этап (январь 2019 — февраль 2019) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (март 2019 — июнь 2019) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения. Выявление особенностей межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (июль 2019 — январь 2020) - разработка и реализация программы психологической коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития.
Пятый этап (февраль 2020 — ноябрь 2020) - обработка результатов контрольного эксперимента, оценка эффективности разработанной программы психологической коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития. Обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ современной литературы и результаты эмпирического исследования расширяют имеющиеся в психологии взгляды на проблему изучения особенностей межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практической деятельности психологов дошкольных учреждений и проведения диагностической, профилактической, консультационной работы, а также при разработке коррекционных программ для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющих проблемы в межличностных отношениях со сверстниками.
Достоверность и надёжность результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, опирающимися на современные достижения специальной, возрастной и педагогической психологии; выбором и реализацией комплекса научно-исследовательских, психодиагностических и психоразвивающих методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов эмпирического исследования.
Надежность и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается принципом комплексного подхода как изучении, оценке, так и коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития, количественным и качественным анализом экспериментального материала.
Структура и объем выпускной квалификационной работы представлены введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы в количестве 120 источников и приложением. Включает 7 таблиц, 6 рисунков, 6 гистограмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития основе разработанной нами психологической программы.
Значение сформированности умений конструктивных межличностных отношений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Формирование умений межличностных отношений является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально - чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает возможность удовлетворения своих потребностей в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения - сверстников и взрослых. Формирование, развитие этих потребностей происходит в условиях активных и достаточно широких межличностных взаимодействий. Анализ литературы показал, что проблемы дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной игровой и бытовой деятельности; партнерской ролевой игре, а также в ситуациях нерегламентированного общения.
Трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений. В специальной психологии и педагогике изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития связано с вопросами социализации. Проблемы их взаимопонимания и взаимодействия с окружающими людьми необходимо рассматривать в контексте представлений о дизонтогенезе общения лиц с психическим недоразвитием.
Согласно современным исследованиям отечественных учёных, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях сверстников и взрослых, страдает языковое оформление высказывания, произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений.
Анализ современной литературы показал, что детям с задержкой психического развития свойственны трудности становления личностных структур, присутствуют задержки в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушения социального взаимодействия, неуверенность в себе; снижена самоорганизованность, целеустремленность; недостаточно развита самостоятельность; отмечается неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Своевременное изучение и коррекция межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития позволят нивелировать имеющие затруднения, а также не допустить серьёзных личностных отклонений в более старшем возрасте, улучшит процессы социализации и социальной адаптации данного контингента детского возраста.
Экспериментальное исследование осуществлялось в логопедической и старшей группах на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 46 г. Красноярска. В эксперименте участвовало 24 дошкольника. Возраст испытуемых 5 - 6 лет. Из них 12 детей с нормальным речевым развитием и 12 детей с клиническим диагнозом F80 «Задержка психологического развития» и сопутствующим клиническим диагнозом «Специфическое расстройство речевой артикуляции».
С целью изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой (2005), в
модификации Т.Д. Марцинковской (2007);
- Методика «Метод проблемных ситуаций» (ситуация «строитель») Е.О. Смирновой (2005), в модификации Т.Д. Марцинковской (2007);
- Проективная методика «Я и мой друг в детском саду» В.М. Холмогоровой (2005), в модификации Н. В. Микляевой (2013).
Результаты исследования показали, что у детей с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, для них характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими. Наиболее
выраженными качествами межличностного взаимодействия среди данной группы дошкольников являются негативизм, упрямство, повышенная возбудимость или наоборот заторможенность действий.
Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и часто заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Изучение особенностей межличностных отношений показало, что для детей с задержкой психического развития характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими. В качестве партнеров по общению дети с задержкой психического развития выбирают внешне привлекательных детей и детей, отличающихся физической силой. Также было выявлено, что дети с задержкой психического развития, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища
3. Основанием для разработки коррекционной программы явились результаты, получены нами на этапе констатирующего эксперимента, которые позволили определить направления психологической работы по коррекции имеющихся недостатков в структуре межличностных отношений у данного контингента детского возраста.
4. Программа психологической коррекции межличностных отношений состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
5. В качестве основных направлений психологической коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития были определены:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Развитие умения изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- Развитие умения устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов, обращение по имени, контакт глаз) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
- Развитие умения вести себя в общении в соответствии с нормами эти-кета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу);
- Расширение представлений о конструктивных способах взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Формирование адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
- Коррекция таких эмоциональных состояний как тревожность, импульсивность, агрессия.
- Формирование умений регулировать эмоциональные состояниями в ситуациях межличностного общения;
6. В качестве основных методов психологической коррекции межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития нами были определены следующие методы: метод моделирования, метод коммуникативных игр, сказкотерапия, эмоционально-символические методы, метод психогимнастики.



1. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М., 2003.
2. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопр. психол. - 1990. - № 5. С. 60-70.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
4. Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. - 2012. - № 3. - С. 74-78.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2001.
7. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 96-107.
8. Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. - М., 1987.
9. Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 1996.
10. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2009.
13. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.
14. Бугрименко Е.А., Эльконинова Л.И. Игра культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве. //Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 1. - С. 58-74.
15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.
- СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
16. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М., 2003.
17. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровского, О.В. Соловьевой. - М., 1996.
18. Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 2008.
19. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
20. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение. - 2004. - 170 с.
21. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - С. 89-112.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвящение., 1991. - С. 3-91.
23. Герасимова E.H. Разновозрастные группы в детском саду //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 27-32.
24. Гребенникова О.В. Социальные взаимодействия дошкольников в процессе их социализации / О.В. Гребенникова // Образовательная политика. - 2012. - № 6. - С. 112-117.
25. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф. Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 15.
26. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. - 2004. - № 2. - C. 11-14.
27. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
28. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
29. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика. - 2004. - 84 с.
30. Емельянова М.Н. Подвижные игры в ДОУ: развивающий потенциал и педагогические условия организации // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - C. 24-33.
31. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000.
32. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолаева. - 3. изд., испр . - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2007 . - 189 с.
33. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. - М., 1994. - 380 с.
34. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 1999.
35. Зайцев И. С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми на-рушениями речи / И.С.Зайцев // Специальная психология. - 2007. - № 3 (13). - С. 39-46.
36. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. - М.: Просвещение, 1967. - 322 с.
37. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр // Нач. шк. плюс до и после. - 2014. - № 2. - С. 60¬63.
38. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.
39. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.И. Широкова. - Р/нД: Феникс, 2009. - 568 с.
40. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. - № 11. - С. 145-148.
41. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду.
- С-Пб., 2003.
42. Карабанова О.Н. Тренинг развития личности дошкольника. - С-Пб., 2002.
43. Кахнович С. В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности / С. В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4 (12). - С. 26-29.
44. Кахнович С. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у дошкольников основ культуры межличностных отношений / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 6. - С. 69-73.
45. Кислова Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. - 2012. - № 1. - С. 57-58.
46. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000.
47. Коломинский Я. Л., Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Издательство Московского университета, 1990.
48. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 352 с.
49. Коноваленко С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 1. - С.61-67.
50. Кравцова, Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструиро- вания / Е.Е.Кравцова // Журнал практического психолога: юбилейный вы¬пуск. - М, 2006. - № 6. - С. 52-61.
51. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет). - Ярославль, 2001.
52. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
53. Кудрявцева, Е. А. Общество сверстников как фактор полоролевой социализации в дошкольном возрасте / Е. А. Кудрявцева, Н. К. Ледовских.
- Борисоглебск, 2000.
54. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Пб., 2001.
55. Лаврентьева И.А. Театрализованная деятельность как способ развития
речи старших дошкольников / И.А. Лаврентьева, Е.А. Цзян //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов. - 2009. - № 8. - С. 131-135.
56. Лаврухина И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. - 2014. - № 6.
- С. 106-108.
57. Левшина Н.И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
58. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом : практ. пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 90 с.
59. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009.
60. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М., 1996.
61. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 84-93.
62. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М. И Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
63. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 1999.
64. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.,
2007.
65. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. - Москва-Воронеж, 2001.
66. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 225с.
67. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995.
68. Новгородцева Н.В. Развитие речи детей 2. - Ярославль, 1997. - 98c.
69. Носкова Г.С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. - 2013. - № 9. - С. 25-29.
70. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Логопед. - 2006. - № 3. - С. 44-51.
71. Осипова А.А. Детская психология: теории, факты, проблемы / А.А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2005.
72. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
73. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1999.
74. Особенности психического развития детей 6 -7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.,2008. - 65с.
75. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978.
76. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону, 2002.
77. Психология личности. Составитель - Д.Я. Райгородский 2 тома. - Самара,
2002.
78. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
79. Радугин А.А. Психология. - М., 2001.
80. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
81. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - С-Пб., 2000.
82. Ребенок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., Воронеж, 2001.
83. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 148 с.
84. Репина Т.А. Социально - психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.
85. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. - М., 2002.
86. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
87. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2002. - 203 с.
88. Савельева Н.М. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения: справочное пособие / Н.М. Савельева. - Рн/Д.: Феникс, 2009.
89. Семаго Н.Я. Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003.
90. Семенака С.И. Уроки добра. - М., 2002.
91. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: методические рекомендации / Т.В. Сенько. - М.: Питер, 2011.
92. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования // Дополнит. образование. - 2004. - № 2. - С. 30-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ