Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения профессионального самоопределения в
отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности периода ранней юности 19
1.3. Условия, формы и методы организации работы по профориентации в
школе 28
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников 45
2.1. Организация, методы и методики исследования 45
2.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 50
Выводы по второй главе 57
Глава 3. Психологическая программа профессионального
самоопределения старшеклассников 58
3.1. Научно-методологические подходы к формированию профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ 58
3.2. Основные направления, формы и методы работы по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников 61
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения
Актуальность. Содержание современного рынка труда предъявляет высокие требования к уровню конкурентоспособности специалистов практически во всех сферах деятельности, тем самым выдвигает на особое место проблему профессионального самоопределения в системе общего образования. Необходимость подготовки старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Так, в соответствии с п. 9.2 Федерального государственного образовательного стандарта результатом освоения основной образовательной программы среднего общего образования должно стать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [50].
Социальный заказ общества на квалифицированных и конкурентоспособных специалистов способствует повышению актуальности проблемы профессионального самоопределения школьников, что в свою очередь создает потребность в современных теоретических и практических разработках в области совершенствования методов профессионального самоопределения. В первую очередь, для правильного и осознанного выбора профессиональной траектории учащимся необходимо ориентироваться в мире профессий, знать требования, предъявляемые к ним, перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями, качествами и умениями.
Выбор профессии наиболее актуален в ранней юности, но, по мнению ученых, коррекция профессиональной деятельности человека происходит и во всей последующей его профессиональной жизни. В связи с этим исследователи рассматривают профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора, а как длительный процесс, динамично меняющийся в зависимости от этапа развития личности. Анализ отечественных литературных источников позволяет выделить несколько направлений, в которых проводилось исследование профессионального самоопределения, а именно: профориентационное (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); жизнедеятельное (Л.И. Божович, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, М.Е. Хилько); направление профессионального развития (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер). Исследованиями методологических основ профессионального самоопределения подростков занимались Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, М.И.Дьяченко, Н.Н. Захаров и др. Вопросы организации психолого¬педагогического сопровождения рассматриваются в работах А.В. Мудрика, Г.И. Хорвата, О.В. Бибиковой, Н.В. Сорокиной и др.
Авторы отмечают, что формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов и интересов на основе самопознания, возможно только при условии реализации психологической программы, основанной на взаимодействии и взаимопонимании всех участников образовательного процесса.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения старшеклассников достаточно проработана, но, по данным многих исследователей, в настоящее время у старшеклассников уровень осмысленного, ответственного выбора будущей профессии недостаточен. Следовательно, психологам и педагогам необходимо искать новые формы и методы работы со старшеклассниками в этом направлении.
Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов, а также разработать, апробировать и проверить эффективность психологической программы выбора профессии.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: психологическая программа профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ.
Гипотеза исследования: использование предложенной нами психологической программы позволит старшеклассникам определиться с выбором профессии.
Нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования профессионального самоопределения старшеклассников и определить её современное состояние.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Разработать, апробировать и проверить эффективность психологической программы выбора профессии учащимися общеобразовательных школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологические аспекты профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Ю. А. Кустов, Н.С. Пряжников и др.); теория и практика профессионального самоопределения (Н.П. Анисимов, Н.С. Пряжников С.Н. Чистякова и др.); концепции развития личности старшего подросткового возраста (Л.И. Божович, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и др.); исследования в области разработки программ профессионального сопровождения учащихся старших классов (С.Н. Чистякова, Г. Резапкина, Е.А. Климов, И.В. Рябцева и др.).
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические (анализ и обобщение основных положений научной литературы); эмпирические (тестирование, анкетирование). Диагностическим инструментарием выступили такие методики, как методика «Личность и профессия» (Дж. Холланд, модификация Г.В. Резапкина); методика «Профессиональные склонности» (Л.А. Йовайши, модификация Г.В. Резапкиной); методика «Профессиональная идентичность» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов); опросник «Готовность к выбору профессии» (В.Б. Успенский);анкета «Выбор мотивов».
Эмпирическая база исследования: в исследовательской работе приняли участие 46 учащихся 11 классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» г. Сосновоборска. Возраст испытуемых - 16-17 лет.
Организация и этапы исследования:
I этап (2018гг.): проведен анализ нормативных документов и психологической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников; сформулирована тема, цель и задачи исследования. На данном этапе был произведен теоретико-методологический анализ основных понятий по теме исследования, определены основные условия, формы и методы работы по профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательной школы.
II этап (2018-2019 гг.): опытно - экспериментальная работа на основе разработки и апробирования психологической программы профессионального самоопределения учащихся 11 класса.
III этап (2019 г.): обобщение результатов исследования, сравнительный анализ, оценка эффективности внедрения разработанной программы, уточнение положений и выводов, оформление диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении теоретических данных по проблеме профессионального самоопределения старших школьников; обосновании системы работы по профессиональному самоопределению старшеклассников; выявлении содержательных характеристик, критериев, показателей, этапов формирования профессионального самоопределения учащихся; обосновании и использовании диагностического инструментария для изучения содержательных характеристик профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблемы профессионального самоопределения старших школьников. Как результат проведенной работы разработана психологическая программа самоопределения старшеклассников, ориентированная на создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; психологической подготовки к осознанному выбору будущей профессии, которая будет связана с пониманием сущности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности. Данная программа может быть использована в практической деятельности классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога общеобразовательной организации.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 59 источников и приложений.
В начале исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования профессионального самоопределения старшеклассников и определить её современное состояние.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников
4. Разработать, апробировать и проверить эффективность психологической программы выбора профессии учащимися общеобразовательных школ.
На основании анализа литературы по проблеме исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы сделали следующие выводы:
- теоретическим аспектам проблемы профессионального самоопределения в отечественной психологии уделяется достаточное внимание. Понятие «профессиональное самоопределение», в первую очередь, понимается, как осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий». Данный процесс является динамичным и может осуществляться в течение всей профессиональной жизни человека. Возраст 16-17 лет является актуальным в плане профессионального самоопределения. Основываясь на такие возрастные особенности ранней юности, как: возросший уровень самостоятельности; уверенность в своих силах и возможностях; ярко выраженная полоролевая дифференциация; нравственно-мировоззренческая и интеллектуальная деятельность; устойчивость эмоционально-волевой сферы; более четкое проявление черт характера; устойчивое формирование системы социальных установок; высокий уровень притязаний; автономность поведения и др., процесс формирования профессионального самоопределения старшеклассников должен носить целостный, систематический и целенаправленный характер. Направленная, в первую очередь, на развитие устойчивости самосознания учащегося, его личностное развитие, на выработку путей реализации выбора будущей профессии, программа личностно-ориентированного профессионального самоопределения должна способствовать широкому информированию о мире профессий; развитию умения принимать решения; поддержанию эмоционального отношения к ситуации выбора профессии. Знание и широкое использование таких основных групп методов, как: информационно - справочные; диагностические; методы морально-эмоциональной поддержки; методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения старшеклассника: Основными показателями высокого уровня психологической готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению являются: ценностно-смысловой, информационный и деятельно-практический.
Решению задачи изучения особенностей готовности учащихся старших классов к профессиональному самоопределению способствовала организация эмпирического исследования на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» г. Сосновоборска, в котором приняли участие 46 учащихся 11 классов. По результатам исследования нами были выявлены следующие особенности профессионального самоопределения старших школьников:
- большинство испытуемых имеют средний уровень готовности к профессиональному самоопределению, что является недостаточным для осознанного выбора профессии;
- недостаточный уровень осведомленности в мире профессий;
- недостаточная личностная (внутренняя) мотивированность в выборе профессии учащихся.
Решению опытно-экспериментальной задачи исследования
способствовала разработка и апробация психологической программы профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе, в которой приняли участие учащиеся 11 «б» класса. После реализации программы, для проверки и оценки ее эффективности нами был организован контрольный эксперимент, по результатам которого мы смогли выявить положительные стороны ее внедрения в процесс профессионального самоопределения старших школьников. Доказанная эффективность программы дает основание для ее использования в практике общеобразовательных организаций в рамках профессионального самоопределения старшеклассников.
1. Абдалина Л.В., Гаврилова Е.В. Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 77 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. - 267 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности: хрестоматия / К.А. Абульханова-Славская // Психологические основы профессиональной деятельности; сост. В.А. Бодров. - М.: Пер Сэ: Логос, 2014. - С. 119-124.
4. Божович Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. - М.: Москва: Институт практической психологии, 2002. - 213с.
5. Большой толковый психологический словарь: [Пер. с англ.] / Артур Ребер. - М.: Вече: АСТ, 2003 [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://search.rsl.ru( Дата обращения: 23.04.2018)
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия», 2017. - 416 с.
7. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 112 с.
8. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2012. - 330 с.
9. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности.-2-е изд., исправ. и дополн. - Минск, 2014.- 214с.
10. Елисеева Л. С. Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru(дата обращения: 03.03.2019)
11. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб пособие для студентов слушателей фак.обществ.профессий /Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 2001.- 272с.
12. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера- педагога. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1998. - 120 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О.А. Рудей. - Воронеж : МОДЭК, 2008. - 256 с.
14. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / Под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд. 6-е. Ростов н/Д : Феникс, 2010.
- 510 с.
15. Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2012. - 213 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 304 с.
17. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №31 (164). С.71-76.
18. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1994.- 91с.
19. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.- 192 с.
20. Конституция Российской Федерации. - М.: Акалис, 1993. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://konstitucija.ru/1993(дата обращения: 16.04.2019).
21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - Москва, 2012. - 18 с.
22. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: метод. пособие/сост. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская.- М.: Ин-т общ.сред.образования РАО, 2011.-80с.
23. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 51-59.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2011.- 464 с.
25. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.:ТЦ Сфера, 2016.- 464 с.
26. Кустов Ю.А. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие. / Ю.А. Кустов, С.В. Стацук. - Тольятти : ВУиТ, 2002. - 184 с.
27. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шалобанова. // Вопросы психологии. - 2011. - № 1.- С.57-66.
28. Лернер П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П.С. Лернер.// Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.
29. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт- Петербург: Речь, 2013.- 256 с.
30. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 304с.
31. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2015.- 656 с.
32. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. - 460 с.
33. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
34. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Под. ред. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва: Первое сентября, 2004. 223 с.
35. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 512 с.
36. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : Изд. МГППИ, 1999. - 286 с.
37. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб.: Питер, 2008. -816 с.
38. Резапкина Г.В. Диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения Учебно-методическое пособие. М., 2007.-89с.
39. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. - 208 с.
40. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб.:Питер, 2017. - 464 с.
41. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.1/ Под ред. В.В.Давыдова. М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 1160 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
43. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Изд. Центр. «Академия», 2004. - 480с.
44. Смирнова Ю.Е. Психологические предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников профильной школы : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Ю.Е. Смирнова. - Санкт Петербург, 2013.-26с.
45. Сорокина Н.В. Психология профориентации: курс лекций. Тула: Тульский гос. пед. ун-т, 2012. - 165 с.
46. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.
47. Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 226-228.
48. Фадеева Е.И. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. - М.:УЦ Перспектива, 2008. - 128 с.
49. Федеральные государственные стандарты ООО и СОО [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://fgos.ru/(дата обращения 26.04.2019)
50. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015). [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.consultant.ru(03.09.2019).
51. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития // Образование и наука. 2008. №3. С. 3¬11.
52. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций /М. Хилько, М.Е., Ткачева - М.: Юрайт, 2010г. -368 с.
53. Хорват Г. И., Бибикова О. В. Организация профессионального самоопределения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 241-245.
54. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. - М. : Глобус, 2012. - 252 с.
55. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
56. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.
57. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015 - 349 с.
58. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: статьи и лекции / П.Г. Щедровицкий. - М.: Эксперимент, 2003. - 154 с.
59. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1999. - 345 с.