Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №168531

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ДОО 10
1.1. Сущность и структура системы психолого-педагогического
сопровождения детей в ДОО 10
1.2. Особенности жизненного цикла системы психолого-педагогического
сопровождения детей в ДОО 20
1.3. Обоснование условий развития системы психолого-педагогического
сопровождения детей в ДОО 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО 42
2.1. Изучение этапа развития системы психолого-педагогического
сопровождения детей в ДОО 42
2.2. Реализация условий развития системы психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ


На сегодняшний день во все нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность системы образования России (ФЗ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования) введен раздел «Инклюзивное образование», раскрывающий создание особых условий в образовательных организациях для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практика показывает, что педагоги и администрация образовательных организаций, реализующие идеи инклюзивного образования, особенно остро нуждаются в помощи по отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где главной фигурой является ребенок. Все вышесказанное диктует необходимость создания в образовательных организациях эффективной системы сопровождения детей с ОВЗ и их семей.
Предпосылками, значимыми для научного обоснования системы психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, являются:
- научные труды К. Роджерса, И.С. Якиманской, Н.Ю. Синягиной, определяющие приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка в образовательном процессе, максимальный учет индивидуальных особенностей детей, ориентация на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи;
- необходимость проектирования системы образования, которая обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, рассматривали в рамках развивающего образования Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов;
- научные работы М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.И. Красило, В.Е. Летуновой, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика, С.Д. Полякова, М.И. Роговцевой, К. Роджерс, Н.Ю. Синягиной, В.И. Слободчикова, Ф.М. Фрумина, А.Г. Цукерман, Л.М. Шипицыной, И.С. Якиманской и др. раскрывающие проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организацию и содержание;
- концепция педагогической поддержки, созданная к середине 90-х гг. О.С. Газманом и группой его коллег (Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным, Т.В. Анохиной и др.), утверждает необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект- субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;
- концепция сопровождения (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова) в своих исследованиях выделила основные принципы сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении, а также охарактеризовала виды психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное и системное), определив их основные этапы.
Анализ степени научной разработанности изучаемой проблемы исследования показал, что для дошкольного образования сопровождение детей с ОВЗ является достаточно новым направлением работы, т.к. большинство научных и методических публикаций, раскрывающих его сущностные характеристики, посвящены школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных организациях изучены и раскрыты менее полно.
В связи с этим можно говорить о существовании противоречия между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе дошкольной образовательной организации с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование, посвященное развитию системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО, позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Система психолого-педагогического сопровождения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, реализуемых командой специалистов, и направленных на создание условий развития и реализации индивидуально-личностного потенциала каждого ребенка. Основными признаками системы сопровождения являются: целостность; делимость; эмерджентность; организованность; иерархичность; гибкость; надежность; взаимозависимость со средой. Методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно
ориентированный подход, концепция психического и психологического здоровья детей, антропологическая парадигма в психологии и педагогике, парадигма развивающего образования, теория педагогической поддержки, проектный подход в организации сопровождения.
Основными компонентами системы психолого-педагогического сопровождения являются: целевой, содержательный, технологический, организационный и результативный. Жизненный цикл системы психологопедагогического сопровождения представлен последовательной сменой следующих этапов: этап становления системы; этап отработки системы; этап максимального развития или зрелости системы; этап обновления системы или распада и гибели.
Каждый из этапов жизненного цикла системы психологопедагогического сопровождения характеризуется определенными критериальными признаками: этап становления системы характеризуется следующими признаками; развитие коллектива специалистов для реализации идей системы; развитие компонентов системы; сформированность основных характеристик системы; состояние показателей эффективности работы системы психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду; понимание идей системы психолого-педагогического сопровождения.
Для этапа отработки системы характерны такие признаки как: развитие коллектива специалистов для реализации идей системы; развитие компонентов системы; сформированность основных характеристик системы; состояние показателей эффективности работы системы психологопедагогического сопровождения детей в детском саду; выделение основных направлений функционирования системы психолого-педагогического сопровождения, ведущих видов деятельности специалистов.
Этап максимального развития или зрелости системы и этап обновления системы или распада и гибели характеризуются только общими критериальными признаками развития системы: развитие коллектива специалистов для реализации идей системы; развитие компонентов системы; сформированность основных характеристик системы; состояние показателей эффективности работы системы психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду.
Система психолого-педагогического сопровождения будет эффективно функционировать при реализации следующих условий: создании в детском саду структурного подразделения, реализующего идеи психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ; создании команды специалистов, реализующих идеи и распространяющих опыт психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации; разработке методического обеспечения команды специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации, осуществлялась на базе муниципального детского сада Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 дошкольных образовательных организаций.
...


1. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для вузов / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева. Под общ. ред. П.И. Третьякова. М.: Академия, 2003. 367 с.
2. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367 с.
3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение
дошкольников: учебное пособие / под ред Э.М. Кокуриной, Н.К. Куренковой. М.: Академия, 2012. 208 с.
4. Асанова И.М., Дерябина С.О. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2011. 191 с.
5. Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2010. 67 с.
6. Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. с 36-38.
7. Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. М.: Речь, 2006. 112 с.
8. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: Сфера, 2005. С. 96.
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособие. М.: Ось-89, 2005. 255 с.
10. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. 2007. № 3. С. 51-58.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. М.: Русский язык, 1978. 1800 с.
1. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях (учебное пособие. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 348 с.
2. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Справочник старшего воспитателя. 2009. № 5. С. 57.
3. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги /Н.Н. Ежова. Ростов на Дону: Феникс, 2009. 256 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к
созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. 128 с.
... всего 61 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ