Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе основного общего
образования 8
1.1. Проблемы использования ИКТ 8
1.2. Место ИКТ в предметной области «Технология» 21
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Разработка системы занятий с использованием КОМПАС 3D 39
2.1. Изучение раздела «Технология создания изделий из металлов» в 6
классе с использованием графического пакета КОМПАС 3D 39
2.2. Система учебных занятий с использованием графического пакета
КОМПАС 3D при выполнении изделия «Брелок» 57
Выводы по второй главе 74
Заключение 76
Список литературы 79
Актуальность работы. В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению инженернотехнических, экономических, и ряда других проблем. Грамотно и профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Происходящие в настоящее время преобразования в Российской Федерации, рост требований к инженерному образованию, высокие стандарты выполнения графических работ в технических вузах, интенсивные изменения, происходящие в школьном обучении, исчезновение такой важной дисциплины в школьной программе, как «Черчение» обусловили необходимость грамотного технологического образования и воспитания учащихся.
Введение информационных технологий в образовательный процесс современной школы совпадает с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, становится одним из важнейших направлений повышения эффективности образования.
Информационные технологии на уроках - это обычно демонстрации фильмов, презентации учебного материала, контроль знаний.
Одним из наиболее подходящих способов, сокращающих затраты времени на изучение основ черчения в преподавании профильного предмета «Технология», - это применение графических пакетов, способствующих 3
активизации познавательного интереса школьников за счет большей наглядности, большей информативности, большей скорости машинного способа геометрического проектирования и конструирования изделий.
Изменение школьной программы привело к усложнению работы преподавателя технологии. Уже с пятого класса необходимо знакомить учеников с понятиями стандарта, с положениями и требованиями единой системы конструкторской документации, со стандартами выполнения и оформления чертежа изделия и сборочной единицы для того, чтобы грамотно подвести школьников к изучению непосредственно технологических процессов. При этом происходит серьезное сокращение учебного времени, выделяемого непосредственно на изучение технологии.
Актуальность данной работы заключается в разработке системы учебных занятий с использованием графического пакета «КОМПАС 3D».
Программа «КОМПАС 3D» разработана Петербургской фирмой АСКОН. «КОМПАС 3D» позволяет изучать курс технологии с
одновременным изучением основ черчения, правил применения, определенных стандартами, типов линий, размеров форматов, значений масштабов, расположения и обозначения видов изделия на чертеже, применения разрезов, нанесения размеров и др. - основ, без которых учителю технологии работать практически невозможно, также как невозможно изучать дифференциальное исчисление, постоянно возвращаясь к правилам сложения и вычитания. Уроки технологии необходимо планировать таким образом, чтобы не отвлекаться бесконечно на правила выполнения и оформления чертежей, а использовать новейшие технологии для экономии времени и эффективного решения профессиональных задач.
...
Введение информационных технологий в образовательный процесс современной школы совпадает с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и становится одним из важнейших направлений повышения эффективности образования.
Рост требований к инженерному образованию, необходимость соблюдения высоких стандартов выполнения графических работ в соответствии с требованиями международной организации по стандартизации (ISO), а также интенсивные изменения, происходящие в школьном обучении, например, исчезновение такой важной дисциплины в школьной программе, как «Черчение», обусловили необходимость грамотного технологического образования и воспитания учащихся.
В работе рассмотрены и обозначены проблемы применения информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании и на уроках технологии в частности:
- отсутствие информации о существовании графических пакетов;
- преподаватели технологии, в основном, не знакомы с прикладными программами;
- отсутствие методического обеспечения проведения занятий по - технологии с использованием графических пакетов;
- высокая стоимость компьютерного оборудования;
- необходимость повышения квалификации преподавательского состава в предметной области «Технология»;
- сложность разграничения пространства кабинета технологии на компьютерную зону и производственную.
Но при этом существуют положительные аспекты применения графических пакетов на уроках технологии:
- возможность использования кабинетов информатики;
-возможность использования бесплатных отечественных
профессиональных графических программ «КОМПАС 3D». 76
В дипломной работе были приведены и проанализированы существующие виды информационно - коммуникационных технологий, которые используются в настоящее время в учебном процессе общеобразовательной школы, выяснена зависимость эффективности использования этих технологий от возрастных особенностей учащихся.
Среди огромного количества всевозможных современных
графических программ выделен графический редактор, разработанный петербургской фирмой АСКОН, «КОМПАС 3D» .
«КОМПАС 3D» - это не просто графический редактор, а средство
автоматизации конструкторских работ в машиностроении, в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер графической информации. В последнее время «КОМПАС 3D» получил широкое распространение не только в Российской Федерации, но его возможности заинтересовали инженеров других стран, например, оборонную промышленность Великобритании, что говорит о перспективах дальнейшего развития данной программы.
При использовании графических пакетов на уроках технологии учащиеся развивают воображение, без которого невозможно творчество в инженерном проектировании, пространственное мышление, логическое прогнозирование и порядок разработки чертежа виртуального изделия, вырабатывают навыки грамотного хранения и передачи информации.
В результате анализа особенностей применения ИКТ на уроках технологии в 6-х классах, выяснено, что информационные технологии, в частности графические пакет «КОМПАС 3D» , можно использовать на
любом этапе урока: при актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении пройденного материала.
...
1. Бабанского Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983 г. - 608 с.
2. Макарова Н.В., Матвеев Л.А., Бройдо В.Л. и др. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2002 - 768 с.
3. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2005 г. - 272 с.
4. Терентьева М.А., Фесенко В.В. Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора // Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Второй Всероссийской научнометодической конференции студентов и аспирантов (Славянск-на- Кубани, 31 декабря 2010 г.). - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2011 г. - с. 288 - 291.
5. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999 г. - 224 с.
7. Ноженко Е. И. Информационные технологии в системе учебной
деятельности учащихся открытой (сменной) школы. Научный педагогический и психолого-педагогический журнал "ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ" из Перечня ВАК РФ. [Электронный ресурс] // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-2 p074-
077.pdf
8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа- Пресс, 2009 г.
9. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научнопрактической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский - Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008 г. - 72 с
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979 г.
11. Статья: Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте http://opace.rU/a/osobennosti vozrastnogo razvitiya v srednem shkolnom vo zraste
12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976 г.
13. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 - 18 с.
14. http://rus-media.org/viewtopic.php?f=1009&t=190283
15. http://axk.com.ru/kompas-3d
... всего 26 источников