Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности изучения обиды 7
1.1. Подходы к пониманию обиды 7
1.2. Особенности обиды у детей младшего школьного возраста 22
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с обидой 32
Выводы по Главе 1 42
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей чувства обиды у младших школьников 44
2.1. Методическая организация исследования 44
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 51
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической
работы с младшими школьниками, направленной на преодоление чувства обиды 87
Выводы по Главе 2 95
Заключение 97
Список используемых источников 100
Приложения 103
Обида - это одно из состояний человека. Каждый хотя бы раз в жизни находился в нем. Человек обижается на жизнь, которая не складывается; на родителей, которые не понимают; на друзей, которые не ценят; на любимого человека, который не уделяет должного внимания; на соседа, который постоянно мешает; на учителя, который не справедливо нагружает работой; на себя, за то, что такой неудачник.
Словарь «А.Я. Психология» дает такое определение обиды: «Чувство обиды возникает у человека, когда он полагает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т. д. В основе этого чувства лежит механизм не подтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении переживающего обиду».
Обида - это состояние, присущее детскому возрасту, именно там оно зарождается, а потом сопровождает человека в жизни. У кого-то она занимает почти всё жизненное пространство, а кто-то научился с этим чувством справляться и лучше понимать себя и свои желания. Обида (как в детстве, так и во взрослой жизни) - отличное средство для манипуляции, то есть достижения желаемого не путем договора, а в обход интересов другого человека.
Это значимое чувство в жизни каждого человека, ведь практически все детские обиды могут оставить отпечаток на взрослую жизнь. Например, из-за неудачной шутки учительницы на виду у одноклассников , в зрелом возрасте вполне может развиться страх перед большой аудиторией , чувство тревоги и замкнутости. Поэтому так важно не оставить обиду без внимания .
Понятие обиды, обидчивости освещено у следующих авторов: А. Басс, А. Дарки, М.В. Зюзько, К. Леонгард, А.Е. Личко, Ю.М. Орлов, Д.В. Ольшанский, Ф. Перлз, В.В. Столин, К. Хорни, А.Г. Шмелев,
Э. Шостром, К. Юнг. Мы будем придерживаться мнения А. Басса, А. Дарки, которые говорят об обиде как агрессивной реакции, и Д.В. Ольшанского, рассматривающего обиду как демонстративную реакцию.
В психологии предпринимаются определенные попытки выработки алгоритмов работы с обидами, а также преодоления обидчивости как свойства личности. Особо хотелось бы обратить внимание в этом плане на новое направление в психологии, которое получило название «Психология прощения» (Р. Энрайт, М. Сантос, Р. Аль-Мабук, Э.А. Гассин). В отечественной психологии подобного рода алгоритмы разрабатываются в рамках концепции саногенного мышления Ю.М. Орловым, в психологии и педагогике ненасилия - В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым. Указанные разработки носят общий характер, недостаточно дифференцированы по отношению к возрастным и индивидуальным особенностям личности; не затронут вопрос в образовательной сфере .
Тема обиды весьма актуальна в современной жизни. Сегодня четко фиксируются сниженный уровень детской любознательности и воображения ; все больше становится детей с эмоциональными проблемами . Обида - нормальная реакция, свидетельствующая о нарушении контакта. Но существуют люди, которые нуждаются в специальной помощи для преодоления этого переживания. Обидчивость, становясь чертой характера, способствует формированию соответствующего типа личности, нарушает его адаптационные возможности.
Цель работы - изучить особенности проявления чувства обиды у младших школьников.
Объект исследования - эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности переживания обиды в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогические научные подходы к проблеме исследования.
2. Выявить личностные и социальные причины, способствующие возникновению обиды.
3. Описать приемы и способы помощи в переживании обиды младшими школьниками.
...
Результатом ускоренного темпа развития общества становятся изменения во всех сферах жизни, влияние которых сказалось на современных детях. Сегодня фиксируются сниженный уровень детской любознательности, воображения; все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Психика ребенка стала более уязвимой. Поэтому изучение, работа с чувством обиды у младших школьников является актуальной проблемой. Именно в этом возрасте чувство обиды зарождается, и, следовательно, ему необходимо уделять особое внимание, т.к. оно может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: З.А. Агеевой, И.О. Вагина, М.С. Гриценко, И.Я. Медведевой, М.А. Набатовой, Е.И. Николаевой, О.Д. Новиковой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, Т.Л. Шишовой, М.З. Таргоковой, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева, Э. Шострома, П. Экмана.
Выявлены личностные и социальные причины, способствующие возникновению обиды : индивидуальные особенности человека, способность к самоконтролю, значимость обидчика для обижающегося, степень ощущения своей правоты, оценка возможных последствий , обманутое доверие, рассогласование ожиданий с действительностью.
Обозначены основные причины переживания обиды у младших школьников: унижение, оскорбление; нарушение правил, обязательств; причинение физической боли; ущемление материальных интересов; недоверие к ребенку; отсутствие прав самостоятельности . Способы переживания обиды зависят от пола ребенка, мальчики предпочитают активную позицию противодействия, девочки откладывают решение конфликта или реагируют слезами , что позволяет им легче справиться с чувством обиды.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому переживанию чувства обиды. В ходе исследования были проанализированы качества личности, влияющие на развитие чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к проявлению чувства обиды свойственны: низкий и завышенный уровень самооценки, ригидность, пониженное самоуважение. Так же мы выяснили, что и мальчикам и девочкам, свойственен низкий уровень представлений о чувстве обиды. Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека. В развитии эмоционального и поведенческого компонентов между мальчиками и девочками существуют отличия. Высокий уровень проявления эмоций (проявление враждебности, долгое переживание, ригидные ожидания от партнеров по общению) свойственен мальчикам (45%). Поведенческий компонент на низком уровне развития характерен для девочек (60%), на высоком - для мальчиков (40%). Таким образом, в ситуации возникновения чувства обиды , мальчики реагируют более агрессивно, проявляя свою враждебность как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. У девочек поведенческие проявления выражены намного меньше, они предпочитают пассивно-страдательную реакцию. Из чего следует вывод, что чувство обиды приносит душевную боль, дискомфорт, мальчикам и девочкам. С детьми необходимо организовать психологическую работу в направлении коррекции установки на данное чувство, осознанию его естественного существования, развитию понимания причин поведения другого человека, развитию оптимальных способов эмоционального и поведенческого реагирования.
...
1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь. 2010. 256 с.
2. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. с. 19-23.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 350 с.
5. Вагин И.О. Ты: практическая психология. - М.: Росткнига. 2000. 160 с.
6. Величко М. Копинг-стратегии и психологическая защита. 2012.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy-
diagnoz.com/theories/104-koping-strategii.html
7. Далай-лама, П. Экман. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия. Спб.: Питер. 2012. 304 с.
8. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика: Учебное пособие. В 2 ч. - Ч.1./ - Казань: АСО (КСЮИ). 2005. 190 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.znate.ru/
9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Учебное пособие. - 9-е издание. - Спб.: Питер. 2012. 940 с.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс. 1997. 544 с.
11. Лаврентьева Е.В. Веселые пословицы и поговорки. - М.: РООССА. 2014. 143 с.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис. 2000. 192 с.
13. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Забытые обиды. // Крестьянка. 1996. № 5. с. 28-30.
14. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Прочь, обида! // Семья и школа. 1996. № 4. с. 10-12.
15. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: дис. ... канд. пед. наук. Кострома. 2005. 165 с.
... всего 39 источников