Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы нормализации мышечного тонуса при коррекции дизартрии посредством использования логопедического массажа 7
1.1. Клинические аспекты дизартрии как нарушения речи 7
1.2. Клинико-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией .. 14
1.3. Обзор методик по нормализации мышечного тонуса посредством
логопедического массажа при дизартрии 21
Глава II. Экспериментальное изучение состояния мышечного тонуса, двигательных функций, звукопроизношения у дошкольников с дизартрией 35
2.1. Цель, задачи, методики исследования мышечного тонуса детей
дошкольного возраста с дизартрией и организация констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
Глава III. Программа по нормализации мышечного тонуса посредством логопедического массажа у дошкольников с дизартрией 50
3.1. Формирующий эксперимент по нормализации мышечного тонуса у
дошкольников с дизартрией 50
3.2. Контрольный эксперимент по выявлению эффективности
логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса у дошкольников с дизартрией 55
Заключение 64
Библиография 66
Приложение 72
Проблемы в речевом развитии дошкольников негативным образом влияют на развитие их мышления и личности в целом, поскольку замедляют когнитивные процессы и не позволяют строить полноценное общение с окружающими людьми.
В настоящее время самую многочисленную группу детей с тяжёлыми нарушениями речи составляют дошкольники с дизартрией. Научный интерес к этому речевому расстройству не пропадает, продолжается поиск новых эффективных технологий как в диагностике, так и в реабилитационном процессе. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии являются ведущими. Как отмечают многие исследователи (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др.), причинами произносительных расстройств и собственно звукопроизношения являются неврологические поражения артикуляционных, голосовых мышц, проявляющиеся в нарушении тонуса. Проявления нарушений тонуса и их нормализация в клиническом аспекте были предметом изучения в работах Л.И. Беляковой, Е.Н. Винарской, Е.М. Мастюковой, И.И. Панченко и др.
К настоящему времени накоплен достаточный опыт работы в этом направлении, что дает возможность его обобщения и систематизации. Следует отметить, что на практическом уровне в коррекции дизартрии тонусным нарушениям уделяется недостаточное внимание. В логопедической работе наблюдается недостаточность
узкоспециализированного методического инструментария, направленного на нормализацию мышечного тонуса при том, что нормализация тонусных нарушений является базовой в логопедической коррекции произносительных нарушений.
Недостаточное внимание к тонусным нарушениям со стороны специалистов является серьезным пробелом в коррекции дизартрии. Одной из приоритетных задач в работе с детьми дошкольного возраста с дизартрией является формирование произносительной стороны речи. Для решения этой проблемы необходимо активное использование самых разнообразных логопедических средств, в числе которых ведущая роль должна принадлежать логопедическому массажу. Он должен стать неотъемлемой частью комплексной работы, направленной на коррекцию речевых расстройств, при которых наблюдаются нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж в качестве средства коррекционного воздействия при тяжелых нарушениях речи используется давно, что описано в работах Е.И. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Е.Ф. Архиповой, К.А. Семеновой, О.В. Правдиной, М.Б. Эйдиновой и других исследователей.
Клинические формы дизартрии предполагают поиск
дифференцированных методов коррекции и необходимой своевременной помощи со стороны компетентных специалистов, в связи с чем существует необходимость уделить ему большее внимание на всех этапах коррекционной работы. Данное положение объясняет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования. Дифференцированный подбор массажных комплексов, способствующих нормализации мышечного тонуса органов артикуляции.
Цель исследования: выявить особенности нарушения мышечного тонуса и разработать технологические карты проведения логопедического массажа для детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования: нарушения мышечного тонуса у детей дошкольного возраста при дизартрии .
Предмет исследования: дифференцированный логопедический
массаж как средство нормализации мышечного тонуса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
...
На современном этапе логопедии для преодоления дизартрии в приоритете комплексный подход, включающий использование традиционных и нетрадиционных коррекционно-педагогических методов. С позиции опосредованного влияния на качество звукопроизношения детей с дизартрией целесообразно применение такой техники, как логопедический массаж. Применение его приемов имеет большое значение для нормализации мышечного тонуса. Он помогает понизить тонус при спастичности мышц, а так же повысить его при парезах артикуляционной мускулатуры. Массаж способен помочь в формировании произвольных и четко скоординированных движений органов артикуляции. Легкий, медленный массаж расслабляющего характера с несильными поглаживаниями позволяет снизить возбудимость тканей, что обусловлено его успокаивающим воздействием, появлением у ребенка чувства тепла. Активизирующий массаж с быстрыми энергичными движениями способствует повышению раздражимости массируемых тканей, позволяя повысить мышечный тонус ребенка.
Организация экспериментальной работы была осуществлена на базе частного центра логопедической помощи с 2021 по 2022 гг. Ее целью было выявление эффективности логопедического массажа в нормализации мышечного тонуса детей дошкольного возраста с дизартрией и разработка технологических карт дифференцированного логопедического массажа С учётом клинических проявлений нарушения мышечного тонуса и степени тяжести.
Показанием для проведения логопедического массажа служит направление врача-невролога, а логопед определяет характер нарушения мышечного тонуса у детей и формулирует программу логопедического массажа, исходя из специфики этого нарушения.
Нами было обследовано 20 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. Исследование показало, что большинство детей (75%) имеют повышенный мышечный тонус, а 25% - пониженный. В процессе обследования состояния артикуляционной мускулатуры у дошкольников с дизартрией были выявлены нарушения работы мышц, фонетические нарушения проявляются в замене одних звуков другими, в смешении звуков, искажении, их нечетком произношении или в их отсутствии. При исследовании звукопроизношения у детей была выявлена группа звуков, которые чаще всего нарушаются: твердые свистящие звуки, шипящие и твердые сонорные.
На основании особенностей мышечного тонуса детей нами были разработаны технологические карты дифференцированного логопедического массажа, учитывающие клинические проявления нарушения мышечного тонуса и степень тяжести. В них обозначены техники, методы и приемы воздействия, адаптированные для каждого ребенка.
Наше эмпирическое исследование с применением приемов логопедического массажа позволило доказать его эффективность, поскольку показатели контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику как в нормализации мышечного тонуса дошкольников с дизартрией, так и в состоянии их звукопроизношения.
На основании чего мы можем говорить о доказательстве выдвинутой нами гипотезы о том, что логопедический массаж может быть эффективным средством нормализации мышечного тонуса детей дошкольного возраста с дизартрией, если при его проведении задействуются все зоны и он применяется с учетом особенностей нарушения мышечного тонуса детей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Цель достигнута, задачи выполнены. Исследование можно считать завершенным.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1989. - 82 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.. АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический проект Дизартрия [Электронный ресурс]
url:.https://arkhipovaef.ru/dizartriya-lekcziya-1/ (дата обращения 10. 11.
2022)
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2008. - 118 c.
5. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия. Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р. Е. Идес. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с
6. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник / Л.О. Бадалян. - М.:
«Академия», 2003. -230 с.
7. Балакирева А. С. Логопедия / А.С. Балакирева. - М.: В. Секачев, 2011. - 176 с.
8. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 40 с.
9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Владос, 2009. - 287 с.
10. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие / И.В. Блыскина.
- СПб: Детство-Пресс, 2010. - 210 с.
11. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств / И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. - СПб: Детство-Пресс, 1995. - 220 с.
12. Бобохян С.А., Синицына Д.А. Роль логопедического массажа при коррекции дизартрии / С.А. Бобохян, Д.А. Синицына, И.А. Лысогорская, Д.В. Симонова, С.Б. Королева // Современный ученый. 2022. № 1. - С. 232-236.
13. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 180 с.
14. Васькова И.П. Нарушение мышечного тонуса как одна из причин
длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/06/narushenie-
myshechnogo-tonusa-kak-odna-iz-prichin-dlitelnoyurl (дата обращения 10. 11. 2022)
15. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
... всего 60 источников